<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Союз писателей России объявил общероссийский конкурс литобъединений, в котором принимает участие одно из старейших литобъединений страны - Оренбургское областное литобъединение имени В.И. Даля.

На конкурс представлена видеозапись одного из занятий ЛИТО, а также краткая справка о деятельности литобъединения.

Литобъединение основано в октябре 1958 года. На протяжении 55 лет его бессменным руководителем был поэт, член Союза писателей России Геннадий Фёдорович Хомутов. 

Советский и российский писатель, публицист и редактор, журналист Иван Уханов в статье «На страже русского слова» справедливо отметил: «…хотя практика литературного творчества исключает такие понятия, как обучение, наставничество в их прямом толковании, в искусстве нужно до всего доходить самому, все же именно с помощью Г. Хомутова молодые авторы, посещая занятия, начали обретать поэтический угол зрения, учились отличать литературу от литературщины, овладевали богатством русского слова.

К Хомутову они несли свои первые стихи, басни, рассказы и ликовали, если он, взыскательный мастер, одобрял, некоторые из них предлагал к опубликованию на литературных страницах областных газет. Радость первых публикаций окрыляла. «Мы все начинали в студии Геннадия Хомутова. Она была для нас своеобразным университетом поэтического мастерства, где мы одновременно проходили и теорию, и практику – всю сложную технологию литературного творчества», – вспоминает известный прозаик Петр Краснов. Подобную признательность руководителю областного литобъединения имени Владимира Даля многажды письменно и устно выражали те, чьи имена ныне у всей России на слуху. Среди них Геннадий Красников, Владислав Бахревский, Игорь Бехтерев, Надежда Емельянова, Павел Рыков, Надежда Кондакова, Валентина Ерофеева, Ольга Мялова, Николай Волженцев, Варвара Заблицкая».

За все годы работы литобъединения его школу прошли тысячи начинающих литераторов, многие из которых окончили лучшие учебные заведения страны – МГУ, ЛГУ, Педагогический университет имени Герцена, МГИМО. Три члена литературного объединения (Алексей Саморядов, Лариса Клецова, Александр Тюжин) являются выпускниками сценарного факультета ВГИКа. 16 литгрупповцев окончили Литературный институт имени А.М. Горького, среди них: Ольга Мялова, Лариса Клецова, Фарид Нагим, Игорь Бехтерев, Владимир Курушкин, Владимир Ульянов (Димурин), Диана Кан, Дим Даминов, Валерий Кузнецов, Надежда Емельянова, Геннадий Хомутов, Пётр Краснов, Николай Пашков, Иван Лысцов, Екатерина Безбородникова, Юлия Хисамутдинова, Татьяна Филиппова.

Более двадцати членов литобъединения, сделавших первые творческие шаги в лито, стали кандидатами и докторами наук. Многие из его воспитанников стали сотрудниками издательств, журналов, газет: «День литературы», «Литературная газета», «Новый мир», «Роман-газета», журналов «Дружба народов» «Молодая гвардия», «Брега Тавриды», «Гостиный двор», «Светлячок», «Оренбургская заря», и областных газет «Оренбуржье», «Южный Урал», «Вечерний Оренбург».

Сорок пять воспитанников стали лауреатами международных, всероссийских, региональных и губернаторских премий:

- Венецианского кинофестиваля, «Ника», им. Эйзенштейна (Алексей Саморядов);

- премии правительства Москвы (Фарид Нагим, Надежда Кондакова);

- им. И.А. Бунина, им. Мамина-Сибиряка, «Ясная Поляна» (Пётр Краснов);

- им. Александра Невского, им. Ершова, им. Крапивина, «Бонн» (Владислав Бахревский);

- «Они сражаются за Родину» (Геннадий Хомутов, Игорь Бехтерев);

- Ленинского комсомола (Иван Уханов);

- им. С. Михалкова (Владимир Одноралов);

- им. Белкина, журнала «Дружба народов» (Фарид Нагим);

- «Лица российской провинции» (Александр Старых);

- «Золотой витязь» (Владислав Бахревский, Михаил Кильдяшов, Анастасия Кольцова);

-им. А. Дельвига (Влада Абаимова).

Произведения «далевцев» печатались и печатаются в самых значительных журналах страны - «Октябрь», «Наш современник», «Москва», «Дружба народов», «Урал», «Волга», «Роман-газета», «Роман-журнал», «Изборский клуб»; в антологиях «Русская поэзия XXI века», «Ты припомни, Россия, как всё это было», «Молитвы русских поэтов», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

Спектакли по пьесам наших воспитанников идут на театральных сценах Польши, Германии, Австрии; по их кинопьесам сняты фильмы «Дикое поле», «Дети чугунных богов», «Дюба-дюба», «Праздник саранчи», «Гонгофер», «Лимита», «Зона», «Матрона Московская», «Раскол».

«Как-то на очередном занятии литобъединения побывал заезжий маститый поэт, – вспоминает в этой же статье И.С. Уханов. – После чего посоветовал Хомутову построже относиться к своим воспитанникам: поэзия-де – это не фитнес-клуб, не школа танцев, а всепоглощающий труд, творческое самосожжение. И нет поэзии детской, юношеской, пенсионерской и прочей льготной. Есть просто поэзия - сокровенная исповедь души, выраженная точными словами…


– Спасибо, – поблагодарил мэтра Г. Хомутов. – В принципе мы так и делаем: графоману прямо, но деликатно говорим, что литературное ремесло не для него. И пусть не тешит себя упрямой надеждой, что стихи писать можно научиться, как езде на велосипеде. Но к тем, в ком есть хоть искорка дара, у нас особый пригляд и ласка. Робкие зеленые ростки мы не поливаем жесткой струей из брандспойта…»

Большой вклад внесли воспитанники литобъединения в культурную жизнь Оренбуржья. Тысячи литературных встреч провели молодые литераторы в рабочих коллективах, в школьных и вузовских аудиториях, куда молодые авторы приходили с живым образным словом. Семьдесят пять участников литобъединения стали членами Союза писателей России. Среди них известны читающей России поэты, прозаики, журналисты и издатели: Валентина Ерофеева, Владимир Пшеничников, Владислав Трефилов, Юрий Мещанинов, Николай Сиянов, Юрий Орябинский, Ирина Куртмазова, Михаил Кильдяшов и многие другие. Общее количество книг, изданных воспитанниками литобъединения, насчитывает более четырёхсот. Регулярно издавались антологии с произведениями членов ЛИТО. Особый интерес на всероссийском уровне вызвали антологии «И с песней молодость вернётся», «Они прилетят», «Внуки вещего Бояна», антология женской поэзии Оренбуржья «Любви мимолётное чудо» (3 выпуска), «Друзья, прекрасен наш союз!..», антология оренбургской поэзии «Ветер полей золотых» (составитель Г.Н. Красников).

Литературное объединение было представлено в журнале «Литературная учеба» (1987, № 3) и на конкурсе литобъединений в журнале «Литературная учеба» № 3 (май-июнь) 2014г.

На сегодняшний день число активных участников литературного объединения им. В.И. Даля составляет более 40 человек.

15 июля 2020 года скончался руководитель литобъединения Г.Ф. Хомутов, однако литобъединение не распалось, не утратило творческих связей, продолжает регулярно собираться на заседания, в том числе, онлайн.

Творческие принципы ЛИТО подметили его члены и выпускники в своих статьях. Принципиальная позиция литобъединения – отказ от методических разработок, календарных планов, списков литературы, того, что стандартизирует литературную учёбу. Каждый начинающий писатель уникален, каждый заслуживает индивидуального отношения. Основные принципы работы ЛИТО были заложены Г.Ф. Хомутовым и сегодня остаются неизменными. Вот как пишут об этих принципах сами «выпускники» ЛИТО. 

Поэт, публицист, журналист Александр Старых: 

«В искусстве прогресса нет, говорил он мне и моим собратьям по перу в литературном объединении. И нам открывалось, почему Шекспир не выше «Слова о полку Игореве». Суть творчества не в открытии новых ценностей – они вечны, а в привнесении своего в привычную картину мира, где, кажется, уже сделаны все открытия. Держать зеркало перед природой позади своего сердца – так пафосно можно определить задачу художника. Результатом этой проекции может стать либо причудливый оптический обман модернизма, либо свет, согревающий чужие души. Всё зависит от температуры таланта».

Поэт, руководитель Оренбургского регионального отделения Союза писателей России, редактор литературного журнала «Оренбургская заря» Иван Ерпылёв:

«…особенностью литобъединения является его потрясающая открытость для всех литературных стилей и направлений. В литобъединении сосуществуют и уважительно относятся друг к другу поэты и прозаики с противоположными творческими установками – последователи тихой любовной лирики и жесткого гражданского стиха, приверженцев традиционных стихов и верлибров.

Для Г.Ф. Хомутова точкой отсчета является талант.

Помню, он часто говорил: «Напиши хоть модернистское стихотворение, но чтобы оно было интересным».

Задача литобъединения всегда заключалась в привитии литературного вкуса, классического литературного мировоззрения, а не в следовании творческим догмам или политико-общественным направлениям…

…Никогда я не слышал от Геннадия Федоровича совета – что именно следует написать. Уважающий самостоятельность своих учеников, самое большее, что он может сказать: «Здесь неточное слово. Ты хотела сказать так, но вышло по-другому. Подумай, как исправить».

Поэт, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» Ольга Мялова:

«Такой вот он, безжалостный человек Хомутов. Главный враг пошлости, безвкусицы, агрессивной посредственности и «малахольности» в литературе. Если у вас в стихотворении проскакивает что-нибудь откровенно дурацкое вроде «На столе лапша зияла…», или словоблудие типа «Моллюск! Молюсь – пока боюсь!» или тухлое, бессмысленное эстетство – оооо, ну держитесь!

Но если они живые, хоть и неуклюжие, если в них есть искра – их автора обязательно оценят и подбодрят. Наверное, не каждый подросток, взявшийся за перо, пройдет «испытание Хомутовым». Но оно рекомендовано, и в первую очередь – полным амбиций и жаждущих литературных экспериментов. Геннадий Фёдорович – учитель настолько же мудрый и добрый, насколько и строгий. Хороший вкус и бережное обращение со словом он прививает довольно жёстко, беспощадно отбраковывая словоблудие, безграмотность, вторичность… Слабые, с полными слёз глазами, отсеются сразу. Те, что покрепче, – посмеются над собой и прислушаются. Поэтому все состоявшиеся писатели и поэты, вышедшие из литобъединения, не похожи друг на друга – литобъединение не подавляло собственный голос, а делало его крепче». 

 

 

Михаил Кильдяшов

Всё выше, и выше, и выше!

о "Марше авиаторов"

Ещё для великого дела рождалось великое слово, ещё в поисках родного корня Блок произнёс "летуны", Хлебников подправил — "лётчики", а уже звучал марш движущихся не по земной, а по небесной плоскости, марш творящих "невиданный полёт" — "Марш авиаторов". Под его ритмы облачённые, будто в кольчугу и латы, в своих стальных птицах парили небесные флотоводцы. 

Но вечная лазурь, струящийся эфир, млечные облака не приняли бы грубого металла, бездушного аппарата. Машину нужно было одарить жизнью, машину нужно было одухотворить. И человек вдохнул в неё свою мечту о полёте, свою веру в небесное царство. Напел машине "Марш авиаторов". И пропеллеры задышали, и моторы стали "пламенными сердцами". 

Человек же, веками тосковавший по небу, теперь, приготовившись к взлёту, обрёл особую стойкость, особую прочность. Каждый нерв "одел решимостью", будто окутал оголённый провод надёжной изоляцией. В этой решимости вызревали подвиги грядущих Покрышкина, Кожедуба, Талалихина, Гастелло. Человек расправил "руки-крылья", данные разумом. Не рассудком, не наукой, а именно "разумом" — одухотворённым умом, уповающим на чудо. Разум "сказку сделал былью": воплотил в инженерных чертежах ковёр-самолёт, явил в металле мифических гамаюнов и алконостов. 

Человек и машина обменялись свойствами, и сумели "преодолеть пространство". Там, где путь прежде растягивался на дни, он стал укладываться в часы. Новая скорость победила и время, и расстояния. 

Но одолевать простор предстояло уже другим. Простор больше, безграничнее: он вбирает в себя пространство, вбирает и время. Одолевшие простор попирают смерть. Поколению, грядущему за авиаторами, предстояло сделанную из сказки быль превратить в былину, в сказание о Космосе. Они сменили куртки пилотов на скафандры и стали воспарять "всё выше, и выше, и выше", не нарушая вселенского порядка, а благоговейно свидетельствуя о нём, подобно послам князя Владимира, благовествовавшим о христианстве. "Марш авиаторов" — это марш и космонавтов, первая ступень небесной лестницы, начало космического пути. Любимый марш Циолковского, под который он представлял себе небесные парады, прокладывал маршруты "Москва—Луна", "Калуга—Марс". Этот марш, ещё не захваченный в ноты и слова, расслышал Фёдоров и прозрел, как под него потомки расселяются по "саду ослепительных планет". Этот марш из ноосферы донёсся до Вернадского и возвестил, что человек трудом и мыслью рождает новую эру. 

"Марш авиаторов" пропел про себя Гагарин перед тем, как сказать "Поехали!" И его жар-птица взметнулась ввысь, коснувшись земли огненным хвостом. Улыбка космонавта и слова марша на устах его были угодны звёздам. Взор его "пронзал каждый атом", каждый уголок мироздания. И советская цивилизация обрела иное измерение, иные границы. В каждом созвездии засияла красная звезда. Посланец этой звезды посмотрел в иллюминатор на Землю, протянул к ней руку, Земля уместилась в ладони. Последователь авиаторов стал Удерживающим. 

ХХI век ловит волну космического зова: "Заря! Заря! Я — Кедр! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…" 

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".

В Оренбурге вышел новый номер журнала «Оренбургская заря» № 2 (5) 2020

Журнал «Оренбургская заря» издаётся с 2018 года и имеет статус журнала Союза писателей России.

В нём публикуются лучшие произведения оренбургских авторов, а также писателей России.

Номер открывает очерк главного редактора Ивана Ерпылёва о безвременно ушедшем литературном учителе и члене редакционной коллегии журнала Геннадии Фёдоровиче Хомутове: «Геннадий Фёдорович был непревзойдённым стратегом и тактиком литпроцесса. Именно он задумал, и не просто задумал, а предложил, отстоял, воплотил многие вещи, которые сейчас кажутся обыденными. Он наряду с Г.Н. Саталкиным стал инициатором и строителем Дома литераторов, он предложил ввести «детскую» номинацию премии «Капитанская дочка», по его инициативе организовывались конкурсы «Рукописная книга», «Мой город любимый», через которые выявлялись молодые дарования.

Геннадий Фёдорович предложил издавать прекрасные сборники произведений молодых авторов.

Он как-то обмолвился, что хорошо бы нашей организации иметь свой литературный журнал, и мы вместе с ним создали «Оренбургскую зарю».

В его записных книжках осталось много пока ещё не реализованных проектов, которые заслуживают внимания и воплощения».

 Памяти крупного оренбургского писателя Георгия Николаевича Саталкина посвящен очерк Владислава Бахревского: «Саталкин создавал рассказы о жизни народа, о тяжкой доле колхозного юношества. Оренбуржье Саталкина написано суровым, для него совесть, правда жизни, правда слова – превыше всего».

Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» Юрий Поляков в статье «На бескнижье» размышляет об упадке российской словесности: «Аналитические разборы произведений и сравнительные обзоры, выявлявшие тенденцию и лидеров, ориентировавшие читателей на достойную литературу, канули в Лету, а статьи и рецензии превратились в рекламно-установочные тексты или же – глухариное славословие в адрес родной тусовки». 

К 90-летию всемирно известного оренбургского краеведа Галины Павловны Матвиевской редакция опубликовала очерк Жанны Даниловой о ней: «Особо трепетные «отношения» у Галины Павловны сложились как раз с перепиской Даля. Можно сказать, что его почерк без труда смогли разобрать трое – губернатор В.А. Перовский, Г.П. Матвиевская и её дочь И.К. Зубова, изучившая всю его переписку.

 

– Почерк у него невероятный! – говорит Галина Павловна. – Хуже – ну не представить себе! Читать его мало кто может, и это не только моё мнение. Перовский обращает в письмах на это внимание: «Как вы ужасно пишете!»

 Поэтический раздел журнала представлен подборками стихотворений Варвары Заблицкой, Ирины Куртмазовой и Веры Октябрьской.

Оренбургская проза представлена повестью Натальи Лесцовой "Страсти по Раисе".

В номере опубликованы рассказы Дарьи Тишаковой из серии «Портреты», а также рассказы молодого прозаика Елены Городецкой.

По решению редакции все номера журнала опубликованы в открытом доступе на сайте Оренбургской писательской организации Союза писателей России, что делает их более доступными для читателя.

 

 

22 октября 2020 года состоялось онлайн-занятие Оренбургского ЛИТО имени В.И. Даля.

Присутствовали Иван Ерпылёв, Михаил Кильдяшов, Юлия Шошина, Татьяна Дулепова.

Обсуждали новые стихи Юлии Шошиной.

 

Вышла в свет новая книга стихотворений замечательного кувандыкского поэта, члена Союза писателей России Владимира Ивановича Курушкина "Русские цветочки".

Книга посвящена юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Поздравляем Владимира Ивановича с новой книгой!