<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

20 сентября 2019г. председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России, главный редактор журнала "Оренбургская заря" Иван Ерпылёв и секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов встретились с активом Бугурусланского отделения ВОИ. Писатели рассказали о положении дел в литературе, прочитали свои стихотворения, и стихи своих товарищей, ответили на вопросы неравнодушных слушателей.

В свою очередь, хозяева приготовили для писателей сюрприз - кукольный спектакль.

Встреча завершилась чаепитием.

Благодарим за гостеприимство председателя Бугурусланского отделения ВОИ Татьяну Сойфер-Аносову.

В газете "Вечерний Оренбург" 18 сентября 2019г. опубликована подборка поэта Владимира Курушкина.

Владимир Иванович Курушкин родился 19 марта 1954 года в селе Азимчак Зиянчуринского района Башкирской АССР. Окончил лесной техникум, техникум декоративного цветоводства, высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Посещал Оренбургское областное литературное объединение им. В.И. Даля (руководитель - Г.Ф. Хомутов). Работал лесорубом, грузчиком, механиком. Печатался в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», «Литературная Россия», альманахах «Каменный пояс», «Гостиный Двор», коллективных сборниках «Вечный берег», «Грозные облака», «Спасённая весна», «Друзья, прекрасен наш союз!..». Член Союза писателей России. Автор книг «Первоцвет», «Родословная», "По дороге в рай".

Михаил Кильдяшов 

Век Дмитрия Цаплина

художник в вихрях Русского космоса

В Саратове, на малой родине скульптора, при поддержке Правительства Саратовской области вышла книга Евгения Новикова "Скульптор Д.Ф. Цаплин: "Я делал своё искусство для моего народа"".

В архивах, библиотеках и музеях по крупицам автор собирал материалы о великом скульпторе и его произведениях, в Саратове и в области находил места, связанные с жизнью Дмитрия Филипповича, встречался с теми, кто ещё помнит своего знаменитого земляка.

И вот перед нами на страницах книги — крестьянский мальчик, который в родной избе вырезает из бумаги невиданных зверей, а вот он уже — мастер на все руки: и кузнец, и столяр, и плотник. А потом — рядовой Цаплин на фронтах Первой мировой, и вдруг чудесное преображение, удар небес — Дмитрий Цаплин становится великим ваятелем...

Искусство проясняет многое, помогает осознать то, что через иные сферы жизни недоступно, находит выражение для, казалось бы, невыразимого. В представлении потомков каждая эпоха будет такой, какую литературу и музыку она породит, какую архитектуру и живопись создаст, какие спектакли и фильмы срежиссирует. Но при этом важно уберечься от излишней хрестоматийности, которая может замылить глаз, привести к банальным выводам. Часто картина того или иного времени более ясно предстает в нетипичной эстетике, в произведениях тех, кто теперь, может быть, не на слуху, кого предстоит вернуть в искусствоведческую орбиту, чтобы возродить идеи и смыслы, не нашедшие в прошлом художественного преемства.

Так, скульптор Дмитрий Цаплин, набравший творческую силу к двадцатым годам прошлого века, не вписывается в устоявшиеся представления о советской эстетике. Если кто-то и знаком сегодня с его наследием, то, как правило, поверхностно и усечённо. Одни называют его анималистом, другие — портретистом, упоминая в контексте имён других современников. Но чтобы понять уникальность Цаплина, нужно осознать его творческие ориентиры. В цаплинских работах мы не почувствуем античного влияния. Скульптора влекли Месопотамия и Египет. Изваянные им музыканты напоминают изображения фараонов, а животные — статую быка Шеду. И даже голова Фавна больше похожа на золотую маску Тутанхамона.

Античность в понимании Цаплина — культура. В культуре искусство уже обособляется от культа, философии, быта, отрывается от действительности, порождая "вторую реальность". Египет и Междуречье — цивилизации. В цивилизациях всё едино, искусство есть сама реальность, оно во всём, и всё в нём. Скульптор, идущий по пути цивилизации, в каждой своей работе — и мыслитель, и жрец, и строитель империи. Скульптура становится и ритуальным танцем, и эпосом, и философским трактатом, отчего каждое изваяние не только отображает мир, но и преобразует его. В культуре же искусство начинает замыкаться на самом себе.

В зарождающемся советском государстве Цаплин узрел новую цивилизацию, стал являть и созидать её. Таинственные люди Цаплина, в своей пластике исполняющие "Песнь весны", — это не жители затонувших континентов, не мифологические существа, а люди будущего, которое уже прорастало в ранней советской действительности. Человек этой нарождающейся цивилизации у Цаплина встаёт в полный рост, подпирая плечами небесный свод. Этот человек — "Сеятель", бросающий в пашню зёрна грядущего. Это — "Мыслитель, чей взор направлен не во прах, а к солнцу." Лик этого человека подобен ракете, устремлённой к далёким звёздам, он выражает "Полёт мысли".

Но зрелое советское искусство не пошло по пути Цаплина, оно стало чересчур академичным, "античноподобным", утратило ощущение цивилизации, из-за чего, может быть, и сократился век СССР. Красный век, действительно, был задуман как цивилизация, как образ жизни, который можно транслировать всему миру. Цивилизация, которая не очерчивалась границами одного государства, а распространялась на целые континенты. Цивилизация, что породила особый тип человека. Это "сокровенный человек" — человек сокрытый, потаённый, в чём-то ещё неведомый самому себе, веками копивший силы для цивилизационного прорыва. Человек-сокровище, готовый к самопожертвованию, стремящийся одолеть смерть.

Именно такой человек цивилизацией света во время Великой Отечественной войны уничтожил цивилизацию тьмы, антицивилизацию.

Именно с Победой наиболее явственно пришло осознание своей жизни как миссии, осознание русского пути как извечного цивилизационного строительства. Отсюда возродившийся после войны интерес к византологии, к идее Москвы как "третьего Рима", как хранительницы Божественных истин.

Наша цивилизация во все времена и во всех своих формах запечатывала чёрные дыры, тянулась к звёздам, раздвигала горизонты. Полёт Гагарина в Космос стал новым цивилизационным рывком, когда оказалось, что "русскому человеку земли мало". Этот рывок тоже породил сокровенного человека, вместившего в своё сознание планету, увиденную в иллюминатор. Человека, озарившего своей улыбкой весь мир.

Космос, как локомотив цивилизации, потянул за собой многое: науку, образование, производство, армию, медицину, — но со временем слишком обособился в техносфере. Космос технический, "заземлённый" ("Космонавты летали — Бога не видели") перестал быть космосом метафизическим. Возможно, это связано с тем, что до космического полёта человека не дожили те, кто способен был осмыслить это философски, культурологически, богословски: люди, подобные Вернадскому, Флоренскому, Даниилу Андрееву. В их представлениях полёт Гагарина был бы осмыслен как новая стадия развития ноосферы, как новый период в геологическом и историческом времени Земли, как окончательное преодоление "водоразделов мысли", когда наука, религия и творчество становятся едины, не противопоставляются друг другу, как разные формы познания. Полёт в космос — это плаванье "русских героев" к "Небесному Кремлю", когда посланец Земли возвращается домой с россыпью драгоценных звёзд. Тогда Космос навсегда породил бы в каждом из нас иное ощущение пространства и времени, задал бы каждому иную скорость бытия. Тогда Космос сформировал бы новую эстетику, новый язык не только у отдельных художников, но и у всей цивилизации.

Сегодня задача России — вновь предложить миру особый цивилизационный тип. Фундаментом его должны стать не политика, не экономика, не география. Новая цивилизация — это новый тип человека, новый прорыв. Для прорыва необходимо определить, что теперь является нашей ноосферой, какова её система координат. Космос как ноосферу из нашей жизни вытеснил Интернет. Способный, подобно космическому полёту, раздвинуть горизонты, он для большинства, к сожалению, очень скоро превратился в сферу развлечения, фейков, хайпа, постмодернистской иронии и симулякров. Интернет стал неудержимым потоком информации, где отменена иерархия источников, где нет систематизации. А несистематизированная информация, как говорил Юрий Рождественский, это специфический вид вандализма, способный сделать бесполезным всё наследие человеческой цивилизации.

Нам предстоит цивилизационная борьба за Интернет, превращение его из средства разрушения в средство созидания, в сферу созидания. И это — не только упорядочение информационных потоков, но и осмысление Интернета как органопроекции человека. По мысли Павла Флоренского, всякое изобретение, механизм, орудие труда — будь то лопата, микроскоп или автомобиль — становится продолжением человеческого тела, его функциональным усовершенствованием. Всё это делает человека более зорким, быстрым, сильным. Ещё в тридцатые годы Флоренский предрекал, что в будущем люди создадут нечто подобное электрической или нейронной сети, которая позволит им объять весь мир, увеличить скорость коммуникации, направить зрение и слух в любую точку мира. С помощью такого изобретения человек бесконечно расширит историческую память, сохранит каждую книгу, фотографию, древний свиток, и знание не будет подвержено энтропии.
Но ноосфера, в чём бы она себя ни являла, всегда онтологически нейтральна: она не ставит вопросов, кто именно выйдет в Космос или в Интернет, что он вынесет туда и что оставит там. Эти вопросы возникают в пневматосфере, определённой всё тем же Флоренским как "существование особой части вещества, вовлеченного в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа".

Ноосфера —  безграничное пространство, подобное водам Всемирного потопа. Пневматосфера — Ковчег, его строители и насельники. Куда ж нам плыть? Что взять с собой: золото, хлеб или Евангелие? Ведь Ковчег — это не только корабль, но и сокровищница для сокровенного, ларец для святынь.

Увидим ли мы Того, Кто идёт по воде? Возопим ли, маловерные, когда начнётся буря? Какую птицу мы отпустим в полёт с Ковчега: ворона, коршуна или голубя? Что принесёт эта птица: ветвь оливы или бесплодной смоковницы? А, может быть, терновый венец?..
Вопросов много. Впереди — горизонт. А пока Сын плотника протягивает тебе топор. Помогай строить Ковчег!

Ссылка на публикацию в газете "Завтра", 12.09.2019г.

Дарья Тишакова

Умные все такие

Утром в понедельник Полина крутилась голенькой в своей спальне у большого зеркала, рассматривала, приближая то лицо, то попку. «Неплохо, – думала. – Совсем неплохо. Всё при мне». Попка была круглой, талия – узкой, грудь – четвёртого размера, а губы ей в пятницу удачно подкачали гиалуронкой.

 
Хорошо выглядеть Полине было крайне необходимо, ведь она получила место начальника отдела маркетинга в одном крупном банке, и за него стоило держаться. Тем более что в маркетинге, в сопутствующих рекламе и пиаре, она понимала не много. Всего лишь год отработала рядовым сотрудником в агрохолдинге, а образование у неё хотя и было высшее, но – агрономическое, знаний в сфере экономики просто не хватало. Полина пыталась почитывать кое-какие статьи, но в памяти хорошо если подходящие словечки оставались.
 
Пока что новую должность Полина занимала прочно: директор банка Владимир Сергеевич относился к ней очень хорошо. Настолько, что всё чаще приглашал к себе в кабинет «обсудить стратегию маркетинга». Хотя Наташка-секретарша и поглядывала на неё косо, Полина знала – сплетничать не будет. Владимир Сергеевич грозил за сплетни увольнением «невзирая на личности», а Наталья своим местом тоже дорожила.
 
Полина была замужем, растила пятилетнего сына, однако к «обсуждениям стратегии маркетинга» относилась спокойно, словно это была просто часть её работы, одна из должностных обязанностей. К тому же не самая неприятная, ведь Владимир Сергеевич харизматичный, умный и ухоженный пятидесятилетний мужчина, регулярно ходит в тренажёрный зал и одевается со вкусом. Муж Полины ни о чём не догадывался – он тоже много времени проводил на работе в строительной компании, часто выходил в выходные и праздники.
 
Сегодня «обсуждение стратегии» не предвиделось. Но уже в первом часу рабочего дня прозвучал звонок из приёмной.
 
– К шефу, срочно! – с удовольствием приказала секретарь Наталья.

Владимир Сергеевич сидел за рабочим столом и обмахивался только что отпечатанной рекламной листовкой «Привиди друга – получи скидку на кредит!».
 
– Полина Андреевна, в чём дело? Что это за безграмотность?
– Безграмотность? – не поняла Полина.
– Конечно, вопиющая: «привиди», а пишется – «приведи»! Это стыд, срам и убыток в сто тысяч, весь тираж под нож!
– Какой ужас, – обомлела Полина. – Я же проверяла, такого не было в пробном экземпляре, – и сейчас же вспомнила, что она своей рукой исправила «е» на «и» в проклятой листовке.
– Кто занимался макетом? Этот сотрудник должен быть наказан. И вы как начальник тоже.
– Владимир Сергеевич, я вам врать не буду: этой ошибки не было, – продолжила Полина. – А макетом занималась Маша Андрейчева. Она девочка старательная, но, видимо, опыта мало, сразу после университета к нам пришла.
– Безграмотных сотрудников у нас вообще быть не должно, понятно?
– Понятно.
 
Выяснениями, кто прав, кто виноват, шеф не занимался, у него были дела поважнее. Общение с рядовыми сотрудниками он оставлял начальникам отделов.

Через пятнадцать минут в кабинете маркетологов полились слезы Маши Андрейчевой.
– Полина Андреевна, ну не было у меня этой ошибки, давайте покажу макет – не было! И почему сразу увольнение? Может, хотя бы выговор.
– Маша, это решение высшего руководства. К сожалению, ничем не могу помочь. Лучше напиши заявление по собственному, иначе уйдёшь по статье.
 
Полина старалась говорить дружески. То, что шеф пригрозил наказать и её, она приняла спокойно: взыскания с неё исправно снимались на «обсуждениях стратегии маркетинга».
 
Но ещё через пять минут Маша Андрейчева с горящими глазами и смартфоном в руках прорвалась в приёмную. Она была готова предъявить всю переписку, чтобы доказать главному начальнику свою невиновность, но путь ей преградила Наталья.
 
– К Владимиру Сергеевичу? Он сейчас занят, хочешь – жди. А вообще в чём дело-то? На тебе лица нет.
 
Машин рассказ Наталья выслушала сочувственно, но посоветовала принять ситуацию как данность и уйти за ворота.
 
– Решение принято, Маша. Зачем тебе усложнять увольнение?
– Но это же Полина Андреевна вносила последние правки и отправляла файл в типографию, я могу доказать!
– А ты уверена, что подстава не повторится?
 
Дослушав эту часть разговора в приёмной, Полина быстро вернулась в свой кабинет: не хватало ещё сгоряча вмешаться и раздуть эпизод до громкой истории.

Через полчаса умытая Маша принесла короткое заявление, которое Полина подписала с искренним, хотя и многозначительным вздохом.
 
– Сегодня у нас тринадцатое? – уточнила и только сейчас сообразила, что день-то и не обещал ничего хорошего.
 
Но чёртов понедельник, оказалось, ещё только разворачивался. Не успела за Машей закрыться дверь, как позвонил директор компании, разместившей растяжки с рекламой банка на городских магистралях.
 
– Полина Андреевна, здравствуйте! Не узнали? Значит, рано или поздно богатым буду. Поддавшись вашим чарам, мы разместили растяжки в долг, но, милая моя, все сроки давно вышли. Я уведомляю вас, что документы собраны и мы готовы обратиться в суд.
– Да что вы такое говорите? Ещё на прошлой неделе... – Полина наконец отыскала визитку директора. – Ещё в четверг, дорогой Игорь Петрович, я лично организовала перечисление. Ох уж эта бухгалтерия! Дайте мне час, и деньги будут на вашем счёте!
 
«Ну и денёк», – подумала Полина. В бухгалтерии она точно была на прошлой неделе, там и узнала об экстренной косметологии, а поручение на семьсот тысяч для компании забыла отдать. Вот оно, лежит под правой рукой.
 
В кабинет заглянул маркетолог Женя.
 
– Полина Сергеевна, тревожные новости: наши растяжки не оплачены, компания готова судиться. А ведь только наладили сотрудничество. У них же лучшие места в городе!
– Евгений, твои сведения устарели, – строго сказала Полина. – Оплата прошла, наше сотрудничество продолжается.
 
«Умничать он тут будет, – подумала раздражённо. – Достали уже, умные все такие».

Не успела она с бумагами дойти до бухгалтерии, как позвонила мама:
– Полиночка, тут Дениска плачет. Привела из садика, а он расплакался, по тебе скучает.
– Ой, мама, ну отвлеки его чем-нибудь, я работаю.
– Вот всё время ты работаешь, а ребёнку каково без матери? Думает, вы его бросили!
– Ну дай ему телефон.
 
В трубке послышались всхлипывания.
 
– Солнышко, привет, ты меня слышишь?
– Угу-у…
– А чего ты разревелся? Обещаю тебе, солнышко, что в следующую субботу на работу не пойду, а весь день буду с тобой. Хорошо? А сегодня, завтра… Короче, у меня ещё куча работы, понимаешь? Ты уже взрослый. Значит, до субботы? Бабуле помогай.
– Хо-ро-шо, – проговорил Денис, всхлипывая, и добавил шёпотом: – Мама, я ску-ча-ю.

К концу дня из отдела кадров поступило несколько анкет претендентов на место, которое освободила Маша Андрейчева. Попивая кофе, Полина взялась их читать.
 
Анна, 27 лет, образование по специальности «Реклама и пиар», опыт работы в сфере пять лет, достижения… Куча достижений, при этом мордашка и без макияжа прехорошенькая. Потенциальная конкурентка и больше ничего.
 
Регина, 22 года, образование «Маркетинг», госуниверситет. Зелёная, конечно, и не такая симпатичная, но тоже потенциальная змея, незачем рисковать.
 
Артём, 25 лет, учитель истории и обществознания, опыт работы – ОАО «Завод полимеров», управление маркетинга, два года… Но все говорят, что в «полимерах» год за три идёт, жёсткая выучка, так что ответ – нет. И так слишком много умных.
 
Последним было резюме от Елены сорока неполных лет, образование по специальности «Технология машиностроения», опыт работы – менеджер по продажам. На этой кандидатуре Полина и остановила свой выбор: по крайней мере, не подсидит.
 
Придя за результатом, Светка из кадров даже не стала скрывать удивления:
– А как же эти ребята? С опытом, подходящим образованием?
– Света, мне виднее, с кем работать, – строго сказала Полина. – У Елены жизненный опыт, в данном случае он важнее, чем опыт работы.
– Это ещё почему? – вскинулась было кадровичка, но под взглядом Полины, притихла. – Хорошо. Приглашаю завтра на одиннадцать.
– Да, на одиннадцать.
 
Полина сделала пометку в еженедельнике, а когда дверь за Светкой закрылась, достала из косметички зеркальце. «Отличная помада, – подумала, закончив обзор лица. – Не обманули, долго держится».
 

До конца рабочего дня оставалось минут сорок, и что-то ей подсказывало, что ещё до их истечения шеф вызовет её для обсуждения новой стратегии.

moya-semya.ruОпубликовано в №35 газеты "Моя Семья", сентябрь 2019 года

11 сентября 2019г. в газете "Вечерний Оренбург" были опубликованы подборки оренбургских поэтесс.

Лина Логиновская родилась 18 октября 1990 года в городе Харцызске Донецкой области. В июне 2013 года окончила Донецкий железнодорожный институт (факультет экономики) по специальности «менеджер-экономист». С июня 2012 года по июнь 2014-го работала оператором Пункта технического обслуживания вагонов. С апреля 2017 года работает выпускающим редактором телевидения в АО «ТВЦ «Планета». С 2018 года - член Оренбургского областного литературного объединения им. В.И. Даля под руководством Г.Ф. Хомутова. Принимала участие в литературном семинаре «Корифеи» в Уфе (2018 г.). Автор сборника стихотворений «Тёмный час».

Татьяна Крещенская родилась 25 января 1983 года в Смоленской области. Окончила Оренбургский государственный университет. Член Союза писателей России. Член Оренбургского областного литературного объединения им. В.И. Даля (руководитель – Г.Ф. Хомутов). Участвовала в семинарах: «Областной семинар молодых писателей, посвящённый 55-летию литературного объединения им. В.И. Даля» в 2013 году, «II Всероссийский Некрасовский семинар молодых литераторов» в 2014 году, «14-й форум молодых писателей РФ, стран СНГ и зарубежья» в 2014 году. Публиковалась в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», журнале «Бельские просторы», коллективных сборниках «Поэтическая строка», «Новые писатели», антологии «Друзья, прекрасен наш союз!..». Перевела на русский язык книгу эрзянского поэта Дмитрия Таганова «Тундонь пиземе/Весенний дождь» (Оренбург, «Южный Урал», 2015г.).

Дарья Тишакова родилась в 1989 году в Оренбурге. Член Союза писателей России. Публиковалась в газете «Литературная Россия», всероссийском альманахе «День поэзии-2017». Автор сборников стихотворений «Именем моим…» (2011 г.), «Такое время» (2014 г.). Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка». Состоит в Оренбургском областном литературном объединении им. В.И. Даля (руководитель – Г.Ф. Хомутов). Работает журналистом ГТРК «Оренбург».

Татьяна Немкова родилась в г. Оренбурге. Училась в гимназии №1, затем поступила в ОГАУ на экономический факультет, который окончила в 2006 г. с красным дипломом. Член областного литературного объединения им В.И. Даля (руководитель – Г.Ф. Хомутов). Первая публикация стихов состоялась в газете «Вечерний Оренбург» в 2000 г. Позже стихи публиковались в газетах «Вечерний Оренбург», «Южный Урал», журнале «Москва», альманахе «Гостиный Двор», в коллективных сборниках «Любви мимолетное чудо», «Внуки вещего Бояна», «Здравствуй! Это – я!», «Друзья, прекрасен наш союз!..». Лауреат областного литературного конкурса им. С.Т. Аксакова (премия III степени). Лауреат Всероссийского Пушкинского литературного конкурса «Капитанская дочка» (диплом II степени). Лауреат литературного конкурса «Мой город любимый…». Автор книг «Прости»(2011 г.) и «Цветы» (2015 г.). Член Союза писателей России.