<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В библиотеке-филиале №6  города Орска были подведены итоги 12-го литературно-исполнительского конкурса «Романтика поколений – 2023».

В торжественном награждении победителей конкурса приняли участие члены жюри: поэт, член Союза писателей России, председатель оренбургского отделения Союза писателей России Иван Владимирович Ерпылёв, поэт и прозаик, член Союза писателей и журналистов России Александр Леонидович Иванов, поэт, член городского литературного объединения «Сонет» Вячеслав Александрович Полещиков. Украсило мероприятие выступление участниц ВИА «Аккорд» Нелли Кузьминой и Ксении Старченко. 

В литературном конкурсе «Романтика поколений – 2023» приняли участие 22 конкурсанта, представившие на суд жюри свои работы в двух номинациях «Поэзия» и «Проза».

Победители литературного конкурса «Романтика поколений 2023, занявшие призовые места: 

в номинации «Поэзия»:

1 место Анна Андроник

2 место Наталья Крицкая

3 место Элеонора Маркова

 

в номинации «Проза»:

1 место Наталья Захарова-Ба

2 место Марина Придвижкина

3 место Людмила Варга

 Иван Ерпылёв провёл мини-семинар для участников конкурса, также на некоторые работы им были написаны рецензии, которые не всегда совпадали с мнением остальных членов жюри конкурса:

У Натальи Литвинюк самое удачное стихотворение подборки – «В парке». Здесь автору удалось создать атмосферу присутствия благодаря изображению, а не повествованию. Другие стихотворения менее удачны. Есть глагольные рифмы (мечтать – подливать), которых по-хорошему следовало бы избегать, особенно инфинитивных. Есть рифмы неточные (воде – толпе), что также портит впечатление о подборке.

Бросается в глаза и некоторый сумбур высказываний, неточность, нечёткость фраз, например: «Обещает нам прогноз погоды ночью буран». Прогноз погоды не обещает, в принципе, по прогнозу буран – это другое дело.

В стихотворении «Лиловый сон» автором заявлена привязка к Южному Уралу, однако непонятно, чем картинка, нарисованная автором, характеризует именно степи нашего региона. 

Стихотворение «Спустились тучи» написано так называемым ленивым стихом, когда рифмуются только вторые и четвертые строки четверостиший. Несмотря на то, что подобного рода стихи писали и признанные поэты, сегодня это воспринимается как недостаток технического мастерства, а не особый поэтический приём.

Пожелаем автору, у которого, несомненно, есть особый поэтический взгляд на самые обыденные вещи (ведь как поэтична кружка с чабрецом, в которую хочется добавить кипятка) больше работать над отделкой стихотворений, над их формальной стороной.

 

Стихотворение Дарьи Вензенко – типичное для начинающих поэтов её возраста, заслуживает внимание стремление написать длинное, объёмное стихотворение, что обычно сложно, поскольку нужно сохранить на протяжении многих строк силу поэтического высказывания. Конечно же, с формальной точки зрения стихотворение несовершенно: рифмы неточные, есть смысловые повторы. Для девичьей лирики нехарактерен настрой лирической героини – она пытается занимать активную позицию в отношениях, и даже обещает заслонить собой адресата своего любовного импульса. Конечно же, это стихотворение трудно представить в альбоме какой-либо барышни, по нему видно, что Дарья – самостоятельная, сильная, целеустремлённая личность. Желаю Дарье успехов в жизни, побед, желаю больше читать стихи классических поэтов, особенно второй половины 20 века, но не растиражированных, а – подлинных, настоящих: Леонида Мартынова, Николая Глазкова, Анатолия Передреева, Юрия Кузнецова, Владимира Кострова.

 

Стихи Владислава Шутова для меня стали открытием среди присланных на конкурс подборок. По силе поэтического высказывания он на голову превосходит всех остальных поэтов, чьи подборки я прочитал. Владислав хорошо знает литературу, и, собственно, его язык литературен, у него есть свой словарь. Его экзотические слова тщательно вымерены, поэтому не превращаются в пестроту. Возможно, ритмику своих стихотворений он заимствует у песен, которые он слушает, поэтому все стихи звучат как бы нараспев, декламационно. Мне нравится, что несмотря на остроту, Владислав не использует бранных слов. Есть некоторые шероховатости, они случаются из-за пока ещё не выработанного Владиславом умения читать свои стихи глазами редактора. Например, у него есть выражение «пинту вина». Но ведь мы знаем, что пинта – это традиционный объём пивных напитков. Здесь фактическая ошибка. Но и эти шероховатости не отменяют общего весьма положительного впечатления от подборки. Стихи Владислава должны быть напечатаны, я рекомендую ему принять участие в литературных семинарах Союза писателей России, которые проводятся Советом молодых литераторов при Союзе писателей России, а также очно или заочно принять участие в одном из занятий Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля. Также его подборка заслуживает индивидуального обсуждения для устранения возможных огрехов и шероховатостей.

 

Проза Натальи Захаровой, которая зачем-то сделала к своей фамилии полукитайское добавление «Ба» меня не впечатлила. Автор затягивает повествование, не умеет вычленять главное для рассказа. Например, при характеристике «Артемия» какое значение имеет для читателя, что он молодой литератор и сотрудник библиотеки? В рассказе не должно быть ни одного лишнего слова, все они должны работать на определённый образ героя. 

Стихи также затянуты, длинны, изобилуют экзотическими образами и ненужными подробностями, но с технической точки зрения весьма несовершенны. Видно, что автор подражает И. Бродскому, об этом свидетельствуют многие признаки. Но у Бродского это выглядело ново, первично, а автор лишь подражает ему. Посоветую Наталье пересмотреть подход к творчеству, избегать затянутого повествования, как стихотворного, так и поэтического.

 

Рассказы Ольги Гаврилкиной – это не рассказы, скорее, а очерки. Для рассказов не хватает динамики, повествования от лица героя, диалогов. Для очерков не хватает глубины мысли. Даже диалог дворника с детьми – это десятая часть длинного повествования. Быть может, надо было начать с диалога, а мысли от автора дать возможность домыслить самим читателям? Вообще проза похожа на школьные сочинения, ведь именно так учеников заставляют писать учителя – с разжёвыванием фактов, с обязательным выражением своего мнения и выводом в конце. Но литература-то настоящая далека от того минимума, который сдаётся в школе. 

Стихи Ольги также содержат слишком много восклицаний и возгласов, и являются характерным для самодеятельных поэтов повторением прописных истин, изображением банальных, стандартных ситуаций. В техническом плане они также несовершенны. 

 

Дмитрий Артамонов представил три стихотворения. Первое из них, «время несуществующее», быть может, самое удачное, потому что в нём автор идёт от народной, песенной интонации, но тогда в таком стихотворении не должно быть слов из другого словаря (иллюзия, пространство). И заканчивается стихотворение странно, как будто автор намеренно говорит: «ставлю точку». От народной традиции написано и стихотворение «До крылечка резного», однако оно воспринимается как совокупность штампов на народную тему, которые автор оформил в залихватском, есенинском стиле. Стихотворение «Перестук, перекат» изобилует неточными рифмами, кроме того, в первом четверостишии образ «истонченного стилета огней» очень неточен и туманен, я понимаю, что автор, видимо, хотел сказать, что луч похож на стилет, но почему – истонченный, скорее, тонкий, всё в этом выражении неправильно, да и слово стилет – из другого поэтического словаря, ему нет применения и оправдания в системе образов этого стихотворения. Советую автору тщательно продумывать систему образов стихотворений, а также следить за формой – размером и рифмой.

Стихотворения Людмилы Горшениной можно назвать соразмерными, с технической стороны они написаны почти безупречно, однако стихотворение  «Новогодний мираж», «Прогретый Солнцем мир» явно написано как бы на чужом топливе, ведь сама система образов – карнавал, бал, Снежная Королева – слишком книжные и не соответствуют другим стихам поэта.