<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В рубрике "Мастерская" газеты "Вечерний Оренбург" 8 мая 2019г. опубликованы подборки оренбургских поэтов-фронтовиков Александра Возняка и Алексея Горбачева, и поэтов Геннадия Хомутова и Геннадия Красникова.

 

Александр Возняк (01.09.1914 – 30.07.1969). Родился в 1914 году в городе Седльце (Польша). В Самаре окончил среднюю школу, работал пароходным кочегаром, слесарем-инструментальщиком, журналистом. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Рядовой 2-го Особого Люберецкого полка, корреспондент армейской газеты «Фронтовик» 3-й ударной армии. В 1943 году после ранения вернулся в Оренбург. Автор книг «Рассвет», «Когда мы в бой идём», «Стихи и песни», «Возвращение», «Верность», «Сердце друга». Член Союза писателей СССР. Умер в 1969 году.

Алексей Горбачёв (14.04.1919 – 07.09.1997). Родился в 1919 году в селе Шустове Канышевского района Курской области. Майор медицинской службы. Участник Великой Отечественной войны. Автор 12 книг прозы и семи поставленных пьес. Член Союза писателей России.

Геннадий Хомутов родился 10 мая 1939 года в селе Кувай Новосергиевского района Оренбургской области. Учился в Литинституте им. А.М. Горького. Автор книг «Мёд гостеприимства», «Ранняя память», «Вот я в школу иду…», «Голодное эхо». С 1964 года руководитель областного литературного объединения им. В.И. Даля. Член СП СССР, СП России с 1989 года. Лауреат Всероссийской Пушкинской литературной премии «Капитанская дочка», Международной Шолоховской премии «Они сражаются за Родину», губернаторской премии «Оренбургская лира» (дважды), «Традиция», Международной премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина.

Геннадий Красников родился 30 августа 1951 года в Новотроицке. Окончил факультет журналистики МГУ. Автор поэтических сборников «Птичьи светофоры» (1981), «Пока вы любите...» (1985), «Крик» (1988), «Не убий!..» (1990), «Голые глаза» (Монреаль, 2002), «Кто с любовью придёт...» (2005) и других. Является антологии военной поэзии «Ты припомни, Россия, как все это было!..». Лауреат премии имени М. Горького, имени Б. Полевого, Большой литературной премии, премии имени К.Д. Бальмонта, имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Живёт в городе Лобня Московской области.

Михаил Кильдяшов

Свидетель первого века

к 100-летию со дня рождения Бориса Слуцкого

В какую бы эпоху ни жил поэт, он всегда свидетель первого века. Века, в который явилась путеводная звезда и вода обратилась в вино. Века непреложных истин, рождённых хождением по водам и перебитыми голенями, горькой чашей и губкой с уксусом. Первый век указал путь одоления предательства, тьмы, смерти, путь к неугасимому свету.

Веком "синим от неба и солнца", веком "прокладки широких дорог" назвал его Борис Слуцкий. Именно в этом столетии земля была ближе к "вечной лазури", слово обрело плоть, стало "половиной дела, лучшей половиной", смогло "горы переставлять". Потому поэт в своём календарном, историческом веке, даже спустя два тысячелетия, сохраняет небесное притяжение начала эры.

Век за веком человечество копило противоречия, зломыслие, дряхлело от бесплодных дел, всё реже поднимало глаза к солнцу, привыкая видеть только прах. Всё реже восклицало "Осанна!" и всё чаще кричало "Распни!".

Люди уподобились лошадям, выбравшимся из трюма корабля, потопленного посреди океана. "И сперва казалось — плавать просто, океан казался им рекой", думалось, что до берега — следующего века — всего один рывок, малое усилие. Но "воды многие" были необозримы, увлекали в пучину ослабевших и отчаявшихся. И оставшимся, чтобы доплыть, предстояло сбросить всё лишнее, сберечь только необходимое, сокровенное, подлинное. И сбросили они потускневшее золото, яства, уготованные для пира, расшитые земные одежды, но бремя не стало легче — продолжало тянуть на дно.

И только поэт прозрел, что топит людей короста греха, сковавшего души. Не смыть, не счистить его, только огнём попалить можно. Но не тем, что высекается из камня, не тем, что теплится среди углей. Этот огонь принесёт война, огонь неземной, пролитый из чаши гнева:

Плохие времена тем хороши,
Что выявленью качества души
Способствуют и казни, и война,
И глад, и мор — плохие времена.

Савл в той войне станет Павлом, разбойник уверует, расслабленный окрепнет, павший обретёт жизнь вечную.

После войны поэт уподобится Фоме, который усомнится во всём, станет убеждаться, что любовь, милосердие, счастье — есть, что в первом веке их не придумали. Поэт будет вкладывать персты в раны мира, и в нём, прободённом копием войны, ощутит лёгкий трепет, сердцебиение:

И решил я в ту пору,
Что есть доброта,
Что имеется совесть и жалость.

Значит, души очистились, значит, человек стал невесом, и теперь, после великого испытания, он может не только плыть, но и идти по водам.

Раны мира остались на телах фронтовиков. Они разложили войну на пули, взрывы, осколки, ножевые удары, расщепили её на адские атомы, приняли их на себя, запечатали войну в своих шрамах до той поры, пока "послевоенный период не станет предвоенным".

Поэт тоже обретёт свою рану. Её залечат в госпитале, развёрнутом в заброшенном храме. Там неотмирным видением, "дорогой через сон" поэту откроются проступившие сквозь белизну палаты Голгофские фрески, и в этих крестных муках родится поэтическая строка — животворный луч первого века.

"Грехи прощают за стихи" — донесутся до поэта то ли собственные слова, то ли слова друга, оборванные войной и так и оставшиеся незаписанными. Отныне тысячи невоплощённых стихов погибших товарищей станут жить в поэте. Поэзия "рвётся к благодати", и потому никогда не умирает: застывая на устах одного, она изрекается другим. Замысел, не доживший до письменного стола, будет уловлен, как волна тепла, иным стихотворцем, может быть, обретя иные формы, иные слова; пусть через десятилетия, но всё же дойдёт до читателя.

Таков божественный "закон строфы и строки". Согласно ему, поэзия отсекает всё лишнее, фокусируется на самом главном, позволяет поверить в то, в чём невозможно убедить:

Но стих — прибежище души.
Без страха в рифму всё пиши.
За образом — как за стеною.
За стихотворною строкой,
Как за разлившейся рекой,
Как за бронёй цельностальною.

Только поэзия сквозь мглу и тьму открывает обетованный берег беспокойного океана. Оттого в конце мучительного векового пути поэт всегда первым возвещает: "Земля!.."

Поэт влечёт за собой всех, но ступить на берег нового столетия ему не суждено. Изнурённый больше остальных, уже идя по мелководью, он не убережёт своего сердца за десяток с небольшим лет до двадцать первого века:

За порог его не перейду,
и заглядывать дальше не стану,
и в его сплочённом ряду
прошагаю, пока не устану,
и в каком-нибудь энском году
на ходу
упаду.

Ведомые поэтом ступят на твёрдую почву, станут искать себе новых вожаков.

А поэт вернётся в благословенный первый век. Там уже будут те, кто готовился в земные пророки-сладкопевцы, а стал небесным ходатаем: "Серебряней, хрустальней, золотей стихи у ангелов…".

Они, так похожие на друзей довоенной юности, источают свет, им неведомы телесные раны, неразрывными нитями ангелы посылают на землю солнечные лучи.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".

В газете "Оренбуржье" 8 мая 2019г. опубликована статья писателя, члена Союза писателей России Владимира Пшеничникова "Жить - людям служить", посвященная 100-летию со дня рождения писателя Алексея Горбачева.

Участвуя в краеведческих чтениях, посвящённых 100-летию со дня рождения Алексея Горбачёва, слушая его фронтовые стихи в исполнении студентов колледжа культуры и искусства, историю с переизданием первой книги юбиляра «Офицер медицинской службы» (Киев, 1952), подумал вдруг, что Алексей Михайлович продолжает побеждать. Душевный, мягкий, сговорчивый по характеру, он был железно уверен, что врач и учитель должны служить не начальству-государству, а людям и главная фигура в литературе не автор, а читатель. 

 

В гостях передачи "Полчаса о вере" - секретарь Союза писателей России, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба, доцент Оренбургской духовной семинарии, поэт и писатель Михаил Кильдяшов. Михаил Александрович поясняет, какую роль в русской культуре играет церковно-славянский язык и почему так важно его сохранить. Также гость размышляет на тему русской мечты и философии рода и как поэт рассказывает, из чего слагаются стихи.

 

22 апреля наш город посетил известный общественный деятель, постоянный член Изборского клуба Леонид Ивашов.

Поводом для визита стало пятилетие со дня основания Оренбургского регионального отделения клуба. В первой половине дня Л. Ивашов выступил в школе №87 с открытой лекцией на тему: «Россия в мире современных цивилизаций». Многочисленная публика, состоящая из учителей-гуманитариев различных школ Оренбурга, с большим интересом восприняла философские и культурологические идеи гостя, связанные с историей России и её современностью.

В приветственном слове Глава города Оренбурга Дмитрий Кулагин отметил, что Леонид Григорьевич Ивашов является примером истинного патриота и его жизненный путь – это путь служения Отечеству.

Вечером того же дня Л. Ивашов выступил на «круглом столе» регионального отделения Изборского клуба ««Перспективы развития евразийского пространства в свете новейших политических и культурных изменений». В своём докладе гость подчеркнул особую роль России как геополитического центра Евразии, и в частности Оренбуржья как яркого примера евразийской межнациональной и межконфессиональной гармонии.

Многим Леонид Ивашов хорошо известен как историк и геополитик. Но не все знают его как поэта и автора песен. Предлагаем нашим читателям подборку его стихотворений.