<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В декабрьском номере за 2019 год журнала «Оренбургский край» опубликован  очерк поэта, публициста, краеведа, члена Союза писателей России Ивана Глебовича Коннова, посвященный 210-летию великого русского поэта Алексея Васильевича Кольцова.

Михаил Кильдяшов: Чтобы люди вступали в брак в оптимальном возрасте, нужно создавать социальные и культурные предпосылки

— Минюст планирует скорректировать параметры брачного возраста и уточнить ряд вопросов, в соответствии с которыми несовершеннолетние граждане получат возможность вступить в брак. Проект документа планируется внести на рассмотрение Госдумы.

Михаил, Вы как филолог и писатель знаете, что русская литература изобилует примерами ранних браков. А несколько это актуально сегодня?

— Да, мы встречаем примеры ранних браков в творчестве А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, изумляемся тому, что няня Татьяны Лариной Филипьевна, была отдана замуж в возрасте тринадцати лет. Русская православная церковью долгое время благословляла вступление в брак для девушек с 14 лет, для юношей – с 16 лет.

Но проблема в том, что социальное взросление сегодня происходит гораздо позже, чем физическое. Семейная социализация во многом связана с финансовыми вопросами. Однажды я был свидетелем разговора, в котором дед говорил тридцатилетнему неженатому внуку: «Да я в твои годы в деревне уже два дома своими руками построил». На что тот отвечал: «А я в городе только к сорока годам ипотеку выплачу».

Чем сможет нынешний 16-летний юноша добывать пропитание своей семье? Интеллектуальным трудом? Вряд ли. Физическим трудом? Насколько он желанен сегодня для молодежи? Насколько востребован и оплачиваем?

— Кроме того, согласитесь, что в молодости, конечно, нужно учиться, но хочется ещё и развлекаться, хочется пожить в свое удовольствие.

— Это образ жизни, во многом навязанный нам Западом: «бери от жизни всё». Отсюда чайлдфри, принципиальный отказ от рождения детей. Но в нашей ментальности такая «болезнь» возможна в возрасте 20 лет. К 25 годам наверняка проснется здоровое материнство и отцовство. А если этого не произойдет, в зрелости от бездетности будут унывать. Несмотря ни на что в русском человеке продолжает жить патриархальность, семейственность.

— Насколько будет востребована эта законодательная инициатива, если сожительствовать сегодня порой начинают с подросткового возраста и чуть ли ни с согласия родителей?

— А это вопрос системы ценностей, идеалов и эталонов, образов для подражания, которые сегодня преобладают в обществе. Целомудрие, всегда жившее в нашей культуре, для нынешней молодежи – понятие эфемерное, чуждое. И потому продуманное, последовательное семейное, духовное воспитание необходимо.

Как писатель скажу, что в действительности очень многое определяет образ. Не только образ рождается из жизни, но и жизнь часто следует за образом. В русской классической литературе всегда отчетливо звучала созидательная «мысль семейная». Назовем ли мы в современной литературе или кинематографе произведение, дошедшее до широкого читателя и зрителя, где семья воспевалась бы, поднималась бы на небесную высоту… Герои нынешней масскультуры – это одиночки, разведенные, светские «львицы» и «львы».

— Каков, на Ваш взгляд, оптимальный возраст вступления в брак?

— Я думаю, для каждого человека важно дожить до внуков и правнуков. А если ты вступаешь в брак и создаешь семью на четвертом десятке, то сокращаешь для себя вероятность увидеть несколько последующих поколений. Человек, соприкоснувшийся с прадедами и прабабушками, трепетнее относится к своему роду, дорожит кровными узами. Такой человек получает возможность в людях старших поколений увидеть иной образ мыслей, иное мировосприятие, он застает живых свидетелей тех событий, которые для него самого уже стали историей. Но чтобы люди вступали в брак в оптимальном возрасте, нужно создавать для этого самые разные социальные и культурные предпосылки.

Ссылка на публикацию на сайте "Изборского клуба".

04.01.2020г. "ЧЕЛОВЕК ДЕРЖАВНОГО ДЕЛА. 200 лет Григорию Сергеевичу Аксакову" - круглый стол с таким названием прошёл на месте рождения ОРЕНБУРГСКОГО, УФИМСКОГО и САМАРСКОГО ГУБЕРНАТОРА в день его юбилея в Музее-заповеднике С.Т.Аксакова.
В круглом столе приняли участие:
Директор Музея-заповедника С.Т.Аксакова Татьяна Сергеевна Шаронова;
Старший научный сотрудник и консультант Музея-заповедника С.Т.Аксакова Надежда Николаевна Кудашева;
Член Общественной палаты Оренбурской области, Секретарь Союза писателей России, руководитель Оренбургского отделения Изборского клуба, русский поэт и публицист Михаил Александрович Кильдяшов;
Председатель Самарского регионального общественного фонда содействия развитию культуры и нравственности Всенародное достояние и АКСАКОВСКОГО КОМИТЕТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Павел Анатольевич Коровин;
Член АКСАКОВСКОГО КОМИТЕТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, автор книги "Путешествие в "Детские годы Багрова-внука"", уроженец с.Аксаково Анатолий Валентинович Кильдяшов.
На повестке дня были вопросы:
1. Обсуждение мероприятий посвященных празднованию 200-летия Григория Сергеевича Аксакова в Поволжье. Дальнейшее продолжение межрегионального сотрудничества в вопросах возрождения и увековечивания памяти выдающейся семьи АКСАКОВЫХ.
2. Обсуждение проблем связанных с установлением точного места захоронения Г.С.Аксакова в с.Страхово Борского района Самарской области, проведения археологических и других исследований и меморализации места.
3. Обсуждение вопросов воссоздания прежнего русла Аксаковского пруда и озера в с.Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области.
4. Привлечение внимания власти и общества к проблемам содержания Музея-заповедника С.Т.Аксакова.
5. Исправление ошибочной даты рождения Г.С.Аксакова в сети интернет путём подтверждения документами.
Участники круглого стола высказались по вопросам повестки, обсудили возможные пути решения проблем и вопросов, договорились о сотрудничестве.

Михаил Кильдяшов

Время вернётся в рай

о прозе Екатерины Глушик

Русская литература веками лелеяла время. Берегла этот жизнетворный источник в пору засухи и потопа, не позволяла отравлять и засорять. Если течение времени устремлялось в тупик, литература создавала спасительные каналы, меняла направление потока, чтобы не наступило безвременье. 

Потому писатель и поэт определяется временем. Язык, образ, творческие озарения, принадлежность к традиции и художественное новаторство — всё имеет временное измерение. Так слово текло от Каялы к Непрядве, от чудного Днепра к Валерику, от тихого Дона к Матёре на Ангаре. 

Река русского слова готова была струиться бесконечно, но постмодернизм убил время — во всех его формах и смыслах. Убил как физическую, философскую и историческую категорию. 

Герои постмодернизма — гомункулы: у них нет ни предков, ни потомков. Эти герои беспамятны, они вырваны из времени, а значит — из реальности, они не различают прошлого, настоящего и будущего. В своём виртуальном пространстве они разъяли чёрную дыру, начертили чёрный квадрат, пожирающий всё, не оставляющий ни одной точки опоры. Видишь знакомый образ, пытаешься ухватиться за него — а он растворяется, как фантом. Встречаешь знакомую цитату, хочешь опереться на неё — и проваливаешься в постмодернистскую бессмыслицу, будто ступил на истлевшие доски. А кругом лукавые глазки, ироничные улыбочки. 

В постмодернизме время поругано, осмеяно. И герой, и читатель намеренно сведены с временного пути и отсечены от вечности, к которой ведёт этот путь. Русская литература сопротивляется, старается вернуться к жизнетворному источнику. 

Эстетика, грядущая на смену постмодернизму, в первую очередь будет воскрешать время. Будет возвращать в литературу реальность, живую жизнь. Реальное встретится с сакральным, время вновь станет святыней. Время возродится как эпоха, как долгота и скорость дней, как память о событиях и людях. 

Сакральный реализм, вытесняющий постмодернизм, пока не привёл в литературу сплочённой группы, он пробивается в творчестве разных поколений, у авторов с самой разной судьбой. Сакральный реализм складывается как сопричастность тайне, чуду, мечте, как осознание того, что единица в одночасье может стать равной миллиону. Сакральный реализм вырастает из чувства рода, когда то ли предки потомку, то ли потомки предку говорят: "Будешь во времени, и нас помяни". 

Воскресить такое родовое время — задача, в современной литературе посильная немногим. Екатерина Глушик берётся за этот труд. Её герои распрямляют ось времени, закрученную постмодернизмом в уродливую спираль. Там, где время проседало и проваливалось, для него нашлись подпорки. Младшие дети, что когда-то были баловнями в семье, берут на себя всю тяжесть жизни, становятся нижними венцами родового дома, когда постепенно уходят те, кто старше. Младшей дочери предстоит хоронить отца и мать, братьев и сестёр. Младшей дочери суждено испить самую горькую чашу утрат: "Всем своим любимым она глаза закроет! Увидит всех своих дорогих людей в гробу! Она не видела ничьего рождения, а видела только смерти". 

В прозе Екатерины Глушик встретятся разлучённые временем — те, для кого оно оборвалось, и те, для кого оно тягостно длилось, отдаляя желанную встречу. Старая вдова молодого мужа, погибшего на фронте, пронесёт над собой по главной улице села его портрет, как в Бессмертном полку — и время двух жизней сомкнётся, выровняется. Другая вдова увидит мужа в повзрослевшем внуке — и в последний миг обретёт драгоценное утешение: "Утешил ты меня, светоносный мой, утолил мои печали. Ты мне в земной горести утешитель. Знала: не оставишь меня в земных печалях — утолишь. Перед тобой отчиталась, сейчас и на строгий суд можно отправляться. Сокол мой ясный, голубь мой, сейчас и умирать можно — дождалась. Ты мне глаза и закрой, друг сердечный". 

Многие герои Екатерины Глушик бездетны. Это рано овдовевшие или те, кто пережил подлинную любовь, так и не переросшую в семью. Это "старые русские", отдавшие себя науке или творчеству, оставившие детей в какой-то параллельной, неслучившейся жизни, в ином её сценарии. Эти герои станут по-особому продлевать род: не через кровную вертикаль от пращуров к правнукам, а через духовную горизонталь, когда одинокая старушка будет называть юную соседку "мила дочь"; когда всеми покинутый человек вклеит свою фотографию в кем-то потерянный семейный альбом, а потом даст имя каждому "родственнику", придумает каждому, кто на снимках, судьбу и характер, придумает для себя с этой новой семьёй целую жизнь. 

Так дух окажется сильнее материи, и по-настоящему родным станет тот, кто обрёл смирение в своей печали, у кого "не в свой черёд" умерли дети, кто накопил любви и тепла для неродившихся внуков. С такими ближними захочется поделиться мощью своих предков. 

Откроешь жизнь, будто старый помянник, а там — бабушки и деды, дядья и тётки, мама и братья, и ещё те, кого сам никогда не видел, но о ком через семейные рассказы унаследовал память. Всем хватит места в твоей душе, сердце твоё станет "утробой, в которой будешь носить любимых". 

Любимые оживают в твоей прозе. Ради них идёшь в прошлое жизни, вглубь детства, к истокам рода. Идёшь по деревням, где теперь не осталось ни фольклора, ни говоров, куда уже не приезжают на лето городские дети. Новые поколения не знают этой святой жизни, этого течения времени, которое никуда не гонит, а только ласкает, будто бабушка, что гладит внучку по пшеничным волосам. 

Как хочется к своим предкам-старообрядцам, мироотреченникам, ушедшим от суеты, уберёгшим души от лукавства и корысти. Мироотреченники знали о времени всё, им была ведома точка его отсчёта. Её не найти на земле: это точка слияния воды и неба, её скрывает море, скрывает дождь. Отыскать её могут только люди дождя — прародители отшельников: "Они появились, когда прошёл дождь, и он их поселил, посеял в труднодоступных местах, куда самостоятельно человек едва ли бы добрался. А чтобы люди не скучали по родившему их морю, находящемуся на небе, Бог окружил их разными водами: реками, озёрами, ключами". 

Тому, в ком живёт капля первородного дождя, на миг откроется тайна: точка отсчёта времени — вечность. В эту точку время однажды вернётся. Время вернётся в Рай. Время в Раю — источник, не замутнённый старостью и смертью.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".

6 декабря 2019г.  в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась презентация книги "Вероучение русской мечты. Идеология государства Российского" и Стратегии развития России "Русская мечта - 2050". 

Идея о необходимости разработки Стратегии "Русская мечта - 2050" была озвучена и получила благословение Святейшего Патриарха в апреле 2019. Для её разработки на базе организации сформированы комитеты - стратегический, духовно-нравственный, социально-экономический, международный и комитеты земского устройства и по научно-технологическому развитию, каждый из которых готовит собственные предложения к Стратегии. 

В презентации приняли участие: 
- председатель Изборского клуба Александр ПРОХАНОВ; 
- доктор философских наук Виталий АВЕРЬЯНОВ; 
- заместитель главы Всемирного русского народного собора, председатель Общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орёл" Константин МАЛОФЕЕВ;
- первый заместитель председателя Изборского клуба Олег РОЗАНОВ.

В числе авторов книги – историки, философы, политологи, искусствоведы, писатели, исследующие основы русского мировоззрения с древнейших времен до наших дней. Концепция "русской мечты" позволяет истолковывать явления современной российской политики как продолжение традиционных усилий по созданию Российского государства.

Писатель, член Общественной палаты Оренбургской области, руководитель Оренбургского отделения Изборского клуба, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов также является автором этой книги и выступил на её презентации.