<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Конкурс проводится Оренбургской областной организацией Всероссийского общества инвалидов с 2014 года раз в два года при поддержке Правительства Оренбургской области. Соорганизаторами традиционно являются региональные министерства социального развития и культуры, а также Оренбургская региональная организация Союза писателей России. Изначально конкурс был межрегиональным, а в 2019 году получил статус Всероссийского.

С каждым годом география становится шире, участников становится больше, появляются новые имена. Преданные поклонники конкурса не оставляют без внимания это литературное соревнование из мероприятия в мероприятие, – отметил председатель ООО ВОИ Евгений Кашпар на церемонии открытия, которая состоялась в областной библиотеке имени Н.К. Крупской.

В рамках церемонии прошел круглый стол на тему «Создание условий для социокультурной реабилитации и занятий литературным творчеством людей с инвалидностью с целью вовлечения их в полноценную жизнь».

На нём участников «СТИХиИ Пегаса» приветствовали почётный гость – поэт, публицист, переводчик, член Правления Союза писателей России Виктор Кирюшин, представители законодательного Собрания, минсоцразвития и министерства культуры области, Общественной палаты области, духовенства, ветеранских общественных организаций.

Самое активное участие в организации конкурса принял секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов.

Руководителями творческих семинаров для участников были члены Оренбургской писательской организации Союза писателей России: Юрий Мещанинов, Иван Коннов, Иван Малов, Вера Октябрьская, Ирина Антонова, Мария Чалкина.

Стоит отметить, что в конкурсе приняли участие почти 150 литераторов из 40 регионов страны, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, а одна из номинаций – «Vместе Zа жизнь» – была посвящена событиям на Украине, специальной военной операции и людям, участвующим в ней. Также организаторами были предложены номинации «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», «В слове «МЫ» сто тысяч «Я».

В этом году «СТИХиЯ Пегаса проходила под знаком 35-летия со дня основания Всероссийского общества инвалидов. Участников ждали мастер-классы профессиональных литераторов в жанрах поэзия и проза, творческие вечера, литературные гостиные, обширная культурная программа, выставки произведений победителей. Они были названы на церемонии закрытия 10 августа. 

Дипломы и подарки вручали заместитель министра культуры области Алла Лигостаева; начальник отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов регионального министерства социального развития Лилия Мурзина; почётный гость конкурса Виктор Кирюшин; председатель жюри, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов; председатель ООО ВОИ Евгений Кашпар.

Награждены были все прибывшие на заключительные мероприятия конкурса участники. Гости получили сборник произведений лучших авторов, изданный по итогам творческого состязания, а обладатели первых мест дополнительно – индивидуальные сборники своих стихов и прозы. И, конечно, символ Оренбургского края – пуховый платок. Свои музыкальные подарки участникам «СТИХиИ Пегаса» сделали Творческая мастерская «Классная компания», участники конкурса из Татарстана – Владимир Гаранин, а также из Чувашии – Екатерина Ворошилова. Они исполнили авторские песни.

 

Список победителей:

Номинация «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», поэзия:

1 место – Валерий Дивянин (Челябинская область);

2 место – Алексей Казанцев (Астраханская область);

3 место – Зинаида Попова (Тюменская область);

3 место – Мария Шилова (Саратовская область).

 

Номинация «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», проза:

1 место – Елена Москаленко (г. Севастополь);

2 место – Ирина Гаранина (Республика Татарстан).

 

Номинация «В слове «МЫ» сто тысяч «Я», поэзия:

1 место – Ольга Коробенко (Оренбургская область);

1 место – Игорь Зубов (Свердловская область);

2 место – Юрий Агеев (Саратовская область);

3 место – Светлана Жигиль (Пермский край).

 

Номинация «В слове «МЫ» сто тысяч «Я», проза:

1 место – Валентина Гребёнкина (Удмуртская республика);

2 место – Александр Гузенко (Ростовская область);

3 место – Михаил Дужан (Оренбургская область).

 

Номинация «Vместе Zа жизнь», поэзия:

1 место – Сергей Шевченко (Саратовская область);

1 место – Игорь Сычёв (Псковская область);

2 место – Анатолий Панасечкин (Смоленская область);

3 место – Лидия Минина (Ленинградская область).

 

Номинация «Vместе Zа жизнь», проза:

1 место – Михаил Смирнов (Республика Башкортостан);

2 место – Елена Мартынова (Чувашская Республика).

 

По информации Оренбургской областной организации ВОИ

 

Михаил Кильдяшов

Проханов - код русского времени

человек множества эстетик, Проханов не стал заложником ни одной из прожитых им эпох

Пять лет назад я написал книгу об Александре Проханове «Ловец истории». Посвящённая сорока романам и повестям писателя, она не вполне филологическая. Это, скорее, прохановская биография, рассказанная через его прозу. Но кроме этого я пытался ответить на очень важный для самого себя вопрос: каковы взаимоотношения человека со временем?

Русская и мировая культура отзывается на это по-разному. Порой ответы явные, прямолинейные, порой противоречивые, туманные. Гёте умоляет остановиться прекрасное мгновение. Чехов всем своим творчеством говорит, что человек не успевает за временем: на каком-то витке или повороте оно отрывается, уходит далеко вперёд, и тебе остаётся только слушать, как стучат топоры в вишневом саду. Священник Павел Флоренский был уверен, что «нужно всегда идти впереди века, даже если век идёт назад».

Чтобы обрести в этом вопросе хоть какую-то точку опоры, нужно проделать путь через творчество большого писателя, не проанализировать, а прожить его романы, воспринять художественную реальность не как вымысел, а как реальнейшую из реальностей.

В «Ловце истории» сложились замысловатые синусоиды прохановского времени: обретение собственной тропы и голоса в первых книгах - «Иду в путь мой» и «Желтеет трава»; время технократических романов о больших советских стройках, об одушевлении машины; время семнадцати войн, на которых побывал писатель; пора предчувствия великой катастрофы – гибели Советского Союза; пора чёрного безвременья 90-х, когда на обломках красной империи возникли существа, подобные персонажам Босха; постепенное имперское возрождение России, связанное с правлением нынешнего президента. Синусоиды порой пересекались в общих событиях и персонаж, художественное время позволяло себе уплотнять и переставлять реальные события, но в итоге получилась летопись длиной в более чем полвека.

Тогда, в 2018 году, завершив свою книгу на самом свяжем романе Проханова, я тревожился о том, что заканчивается она не на знаковом рубеже: 2018 год по своей исторической важности не был сопоставим ни с 1991-м, ни с 1993-м, ни с 2014-м. Не виделось края тектонической плиты времени, у которого вновь оказалась бы наша страна. Не было, казалось, этапной черты, которую хотелось подвести.

Но теперь, когда Проханов за минувшую пятилетку опубликовал три повести и восемь романов (а ведь были ещё почти три сотни передовиц, книга воспоминаний, два цикла стихов, серия рисунков; а ведь мы ещё не знаем, что таится у Проханова в письменном столе) и когда все прежние синусоиды выстроились по-иному, стало ясно, что 2018-й не в историческом, а в метафизическом смысле очень важная граница. И определяется она переменой в отношениях писателя и времени.

Если прежде Проханов неутомимо гонялся за временем, готовил для него литературные ловушки, пытался углядеть его лики и контуры, то теперь время стало неотрывно следовать за Прохановым. Время оробело перед Прохановым, как оробело оно перед египетскими пирамидами, Красной площадью или Аркаимом – перед всем тем, что больше времени, что невместимо во время. Осознав, что не запечатлённое в литературе, оно становится безликим, безголосым, помертвелым, время, как дитя, тянущее взрослого за рукав, стало умолять найти для себя новые формы жизни. И эти формы Проханов нашёл.

Реверсивное время, обращённое вспять, когда писатель из сегодняшнего дня размышляет о Перестройке (роман «Меченосец»), 1991 годе (роман «ЦДЛ»), 1993 годе (роман «День»).

Это романы, в которых описывается, как «работает огромная машина, подпиливает опоры, разносит вдребезги стены, перекусывает связи, раскалывает плиты, и вся незыблемая мощь государства начинает крениться, оползает, грозит рухнуть, засыпать живых своими уродливыми обломками» («ЦДЛ»).

Это романы, в которых мы видим, что «развенчиваются герои Гражданской войны и Отечественной. Хохочут над Чапаевым, иронизируют над “панфиловцами”. Ленин стал комическим персонажем, Сталин чудовищем. Власть зовут “воровской”, армию называют “кровавой”. Военно-промышленный комплекс нарекли упырём, пьющим кровь экономики. Госбезопасность – “союз палачей”» («Меченосец»).

Это романы, в которых охватывает ужас оттого, что «советское время кончилось, началось неизвестно какое. Между советским и новым временем провели сапожным ножом, с хрустом рассекли кожу, хрящи, сухожилия. Открылась рваная рана с бурлящей кровью» («День»).

Но в том не болезненная ностальгия писателя, не попытка вновь пережить мучительное прошлое. Это особая временная хирургия, позволяющая найти в прошлом ещё живые ткани и сшить с ними настоящее, вырезав чёрную материю исторической пропасти. Это стремление локализовать в романе трупные яды, чтобы они не просочились в современность.

Семейное время, прежде рассредоточенное Прохановым в разных романах и повестях в образе матери и жены, погибшего отца, дядьёв и дедов, многоликих предков, оживающих на фотографиях из семейного альбома. Твой род, твоя семейная хроника – это тоже история страны со всеми её битвами и победами, надрывами и ликованиями.

История многоцветным лучом прошла сквозь кристалл детства, на миг сфокусировалась в нём и затем разъялась на множество жизненных путей будущего писателя (роман «ОН»). Детство – родниковое время, исток времени, первый день творения, где тьма и свет чётко различимы. Искушения, грехопадения, хлеб, добываемый в поте лица – всё после, а в детстве – радость каждого дня и часа. Неведомыми тропами оно возвращается к тебе поседевшему и приносит тот первозданный свет, воскрешает всех родных и близких.

Так же в повести «Деревянные журавли» оживает любовь. Любовь к той, которая была с тобой всегда, даже до вашей встречи. Ты так ждал её, ту, что на всю жизнь останется тебе верна, что родит тебе детей, что с молитвой будет ждать тебя с войны. Быть может, мир уцелел, не рухнул в последний миг в пропасть только оттого, что вы любили друг друга. За вашу любовь миру было прощено многое.

Сакральное время. Время инобытия, одоления смерти, поиска вечных русских кодов, время сбережения в человеке человеческого. Повести «Певец боевых колесниц» и «Священная роща», романы «Сыны Виссариона», «Таблица Агеева», «Тайник заветов», «Леонид» - это битвы за бытие. Россия – поле битвы, Её, граничащую с Царствием Небесным, враг рода человеческого силится отнять от неба, вырвать из вечности.

Быть может, все пройденные Прохановым войны были приуготовлением к этой главной войне. Быть может, изнурительная гонка за историей была ради отдаления её конца. Проханов говорит самому себе: «Россия неодолима, как неодолим Господь. Россия ведёт борьбу с демонами у самых врат в Царствие Небесное. И мы не отступим, ибо отступать некуда. За нами Царствие Небесное!» («Священная роща»).

Теперь время может укрыться только в России. Вне России – безвременье, беспамятство, «конец истории». Вне России нет летописцев и прозорливцев. Нет тех, кто стал воплощённой историей. Потому времени нужен Проханов. Нужна скорость его творческой реакции, какая редко бывает у прозаиков. Времени дорог прохановский дар сработать на опережение и явить образ грядущего.

Всякий писатель застревает во времени, если не может расстаться с привязанным к этому времени творческому методу. Человек множества эстетик, Проханов не стал заложником ни одной из прожитых им эпох. Время бросало вызов, не желало принимать старые формы, вливаться в ветхие мехи, и Проханов, всегда оставаясь собой, принимал этот вызов: находил новые образы, создавал новый язык, созидал небывалые художественные миры.

Масштабным людям время нечасто отводит долгий век. Мало кому довелось по-настоящему «своей кровью склеить столетий позвонки», перешагнуть через бездну. Проханову удалось. Он представим во всех периодах нашей истории. Он - извечный солдат империи, преодолевающий любые преграды. Он - художник и мудрец, размышляющий над самыми мучительными вопросами. Он – мечтатель, не знающий уныния. Он – русский человек во всей полноте, явление которого, размышляя о Пушкине, обещал нам Гоголь.

Проханов – код русского времени.

Ссылка на публикацию.

Подборка стихотворений оренбургской поэтессы и переводчицы, члена Союза писателей России Татьяны Крещенской опубликована в рубрике "Мастерская" газеты "Вечерний Оренбург".

Татьяна Крещенская родилась 25 января 1983 года в Смоленской области. Окончила Оренбургский государственный университет.

Член Союза писателей России. Член Оренбургского областного литературного объединения им. В.И. Даля. Участвовала в семинарах: «Областной семинар молодых писателей, посвящённый 55-летию литературного объединения им. В.И. Даля» в 2013 г., «II Всероссийский Некрасовский семинар молодых литераторов» в 2014 г., «14 форум молодых писателей РФ, стран СНГ и зарубежья» в 2014г. Публиковалась в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», журнале «Бельские просторы», «Русское эхо», "Оренбургская заря", коллективных сборниках «Поэтическая строка», «Новые писатели», антологии «Друзья, прекрасен наш союз!..».

Перевела на русский язык книгу эрзянского поэта Дмитрия Таганова «Тундонь пиземе/Весенний дождь» (Оренбург, «Южный Урал», 2015).