<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Война – увеличительное стекло. Многое из того, чего не замечал в мирной жизни, она открывает во всей полноте. То, на что не хотел смотреть или о чём не желал задумываться, война делает неизбежным, неотвратимым. Это необязательно ужас или смерть. Это может быть неугасимая жизнь и небесная красота – древо, пустившее корни среди камней, звезда, просиявшая тёплым светом в непроглядной ночи. В сирийском походе наша армия проторила не только ратные тропы, но и духовные пути, встав на защиту святынь и культурных ценностей.

Встав на защиту вечности, которая своей земной колыбелью выбрала именно Сирию. Об этом мы говорим с нашим земляком, выполнявшим в Сирийской Арабской Республике специальные задачи. По понятным причинам не называем имени и звания собеседника. Озвучим лишь его позывной – «Неон».

 

Фарид Нагим - известный писатель и драматург, руководитель семинара драматургии Литературного института им. А.М.Горького собрал своих учеников, друзей и близких из литинститутского литературного кружка им. Белкина и просто дорогих ему по жизни людей в библиотеке им.Н.П. Боголюбова в Москве. В теплой душевной атмосфере вечера звучали стихи и рассказы, отрывки из книг присутствовавших авторов и просто искренние слова. А сказать собравшимся о личности друга, учителя и замечательного литератора было что. Для того, чтобы предоставить каждому возможность высказаться хотя бы в течение нескольких минут, пришлось даже ввести что-то вроде регламента, иначе творческая встреча не завершилась бы и к утру. Атмосфера встречи, такая же сердечная, как и ее организатор и вдохновитель, как-то сама собой объединила всех собравшихся, несмотря на то, что в одном зале оказались люди разных возрастов и профессий, и среди них были и вовсе не литераторы, но все же попавшие сюда не случайно. Все дело в том, что встреча каждого из них с человеком, литератором и преподавателем Фаридом Нагимом, по их признаниям, - это для одних большое творческое счастье, для других - жизненная удача, и для всех без исключения - прекрасное и незабываемое событие. Очень тепло о творческом общении с Фаридом Нагимом говорила в этот вечер его коллега, писатель, драматург, редактор отдела прозы журнала "Лиterraтура" Женя Декина. Все ученики были единодушны в том, что он, не жалея себя, своего личного времени и сил, бесконечно готов помогать им и поддерживать на пути становления. Очень трогательно прозвучали слова и воспоминания друзей Фарида, знающих его и его многочисленную семью не один десяток лет. Многое связывает его с Оренбургом, где когда-то Фарит Нагимов получил путевку в жизнь в Литературном объединении им. В.И.Даля. Об этом рассказала присутствовавшая на вечере Наталья Лесцова, чей творческий путь начался с семинара для молодых авторов в Оренбурге в 2013-м году, когда Фарид Нагим был одним из руководителей. Наобщавшись, наслушавшись стихов и прозы, многократно признавшись Фариду Нагиму в самых искренних чувствах, все участники встречи единодушно высказались за дальнейшее творческое и дружеское общение в подобном формате. Спасибо библиотеке им. Н.П.Боголюбова за предоставленную возможность встретиться от всего круга друзей, учеников и коллег Фарида Нагима! 

«Кофе с собой» поэта и журналиста Дарьи Тишаковой

Её лицо хорошо знакомо зрителям по программам ГТРК «Оренбург». Миловидная и обаятельная телеведущая – ещё и поэт, причем, достаточно успешный, признанный в литературных кругах.

Её стихи часто считают странными, кто-то вообще не признаёт, но есть некий лакмус, позволяющий сказать точно. Творчество Дарьи – не графомания, она – поэт. А недавно она удивила своих читателей рассказами.

Даша, как ты пришла в литературу? Когда начала писать?

– В 14 лет. При городском дворце творчества детей и молодёжи тогда работало литературное объединение "Расцветающий сад", которым руководил Геннадий Фёдорович Хомутов, поэт и наставник для многих оренбургских писателей (он этим занимается и по сей день). Я заглянула на занятие чисто из любопытства, в итоге – затянуло.

Твоё призвание – это литература или журналистика?

– И то, и другое. С юности занимаюсь и тем и другим параллельно. Детское литературное объединение раньше базировалось при школе журналистики «Винтовая лестница», поэтому ещё со школьных лет я и передачи снимаю, и стихи пишу. Это совсем разные виды творчества, но то, что человек одновременно является писателем и журналистом – явление распространённое.

Что ты чувствуешь, когда пишешь стихи или прозу?

– Честно? Ничего. Ну может быть, есть чувство азарта быстрее дописать произведение, пока мысль не ушла. Периодически пишу стихи именно о творческом процессе. Например:

У меня нет сюжета,

нет идей,

нет основы,

на которые можно

набросить слова.

Лишь графит карандаша -

серые линии.

И лекарство от скуки -

большая фантазия.

А может, этого

не так уж мало?

Может, это весь мир

в миниатюре?

В веренице слов,

в пути серых линий.

Ведь всего лишь вода -

а как искрится иней!

А что ощущаешь, когда тебя читают и публикуют?

– Мне это приятно. Появляется ощущение, что сделала что-то полезное. Что могу кому-то что-то подсказать своими произведениями, предостеречь, заставить задуматься.

 

Есть ли любимые авторы? Авторы, с которых ты берёшь пример?

– Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что не надо ни с кого брать пример. Многие авторы и многие книги меня в своё время впечатлили. Но писатель должен много читать не для того, чтобы подражать кому-то, а чтобы знать, что и как писали до него. И основываясь на этом пытаться сказать своё слово в своём стиле.

Твои читатели – это в основном кто?

– Люди мыслящие, интеллигентные, с активной позицией.

Недавно ты удивила своих читателей увлекательной прозой, хотя до этого в основном писала стихотворения, почему именно в такой последовательности? Стихи и проза дают разные ощущения?

– Однозначно! Лирика это более личное. Это то, что может писать человек без жизненного опыта: свои переживания есть у всех. Для прозы нужен опыт. Захочешь в 17 лет написать про врача или фермера, или политика... А что ты знаешь об этих людях? Чем они живут? Что думают? Всё это узнаёшь только со временем. Поэтому прозаиками в основном становятся в более зрелом возрасте. И к ним применим другой возрастной критерий: в писательских кругах поэт считается «молодым» до 35-ти лет, а прозаик – до 45-ти. Только потом может считаться «состоявшимся». При наличии, разумеется, достойных написанных книг.

Почему сейчас ты не пишешь стихи?

– Сложный вопрос. Почему-то не приходят. Считаю, что самые ценные литературные произведения приходят с вдохновением. Если автор заставляет себя писать, это уже не то. Можно заставить себя дописать, отредактировать. А сидеть мучиться и выдумывать изначально – не то. Произведение получится второсортным. Возможно, я не права, но это мои наблюдения – за собой и за другими авторами.

Какое событие в твоей литературной жизни изменило отношение к своему творчеству?

– Это публикация во всероссийских альманахах «День поэзии-2017» и «День поэзии 2018/2019», а также рецензия столичного критика Елены Константиновой на мою последнюю книгу. Дело в том, что на протяжении всего своего творческого пути я часто встречала непонимание. И писатели, и читатели не очень хорошо воспринимают «белые» стихи, верлибры. А именно их я и пишу. Вся русская поэзия процентов на 95 - традиционная: с размером и рифмой. Отсюда – море негативных отзывов в адрес моего творчества. А публикация в альманахах и положительный отзыв Константиновой окончательно убедили меня, что я – есть, что я как автор нерифмованных стихов оставляю свой след в истории русской литературы.

Твои сюжеты – это истории вымышленные или реальные? Например, «Кофе с собой» или «Суженый для Иринки» – эти рассказы о тебе?

– Некоторые реальные, некоторые вымышленные. Нет, не обо мне :) Я могу наделить героя каким-то своим качеством, но в целом стараюсь создавать образы обобщённые, типичные для нашего времени портреты людей. Образ героини «Кофе с собой» – как раз-таки обобщённый. Предпринимателей сейчас довольно много и среди молодежи, и среди старшего поколения. У меня есть несколько знакомых девушек, которые в разное время брались за разные виды бизнеса. Я предпринимателем никогда не была, но от себя дала героине трудолюбие и любовь к кофе.

Любовь к кофе можно сравнить с любовью к творчеству?

– Да, привязанность к кофе очень похожа на привязанность к творчеству :) Под него очень хорошо пишется, кстати. Частенько покупаю «кофе с собой» во всем известных ларьках.

Литература сегодня – сфера в которой достаточно трудно существовать, для чего тебе это нужно?

– Литературой редко когда зарабатывали. Это хобби и самореализация. Пишу просто потому, что не могу не писать.

Почитать рассказ «Кофе с собой» и другие можно здесь: Дарья Тишакова

Для справки.

Дарья Тишакова родилась в Оренбурге. Член Союза писателей России. Публиковалась в газете «Литературная Россия», всероссийских альманахах «День поэзии — 2017», «День поэзии — 2018/2019», региональных изданиях. Автор сборников стихотворений: «Именем моим…» (2011), «Такое время» (2014), «Общество потребления» (2018). Лауреат Всероссийской пушкинской премии «Капитанская дочка». Состоит в Оренбургском областном литературном объединении имени Владимира Даля. Работает журналистом ГТРК «Оренбург».

Автор  интервью Мария Бошина

Опубликовано на портале "Культура Оренбуржья"

Нет необходимости говорить читателям о нынешних взаимоотношениях между еженедельником «Литературная Россия» и Союзом писателей России. Попытки газеты стать единственным судьей у структуры, деятельности которой она не знает, тщетны, ущербны и, по большому счёту, недостойны для столичного печатного органа, но… что поделаешь. Таким получился в новейшей истории страны продукт под названием «Литературная Россия».
Зато мы услышали и вдумчивые, и гневные слова поддержки писателей со всех концов России, прозвучало коллективное мнение региональных писательских организаций, когда «ЛР» запустила пресловутую анкету о ненужности СП России. И после того, как литературное сообщество уже высказалось, чтобы не ударить лицом в грязь, сайт «ЛР» вынужден подбирать «хвосты» вместо ожидаемой пенки. 

И вот теперь, чтобы понять ситуацию с газетой, уже можно перейти на сухой юридический язык. Председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Ивановобменялся на этот счет мнениями с секретарём Союза писателей России, кандидатом юридических наук и практикующим юристом Иваном Владимировичем Ерпылёвым. Стенограмму их разговора мы публикуем полностью.

Н.Ф. ИВАНОВ: Иван Владимирович, здравствуйте! Мне, как руководителю, в ситуации с газетой важно остаться не только, скажем так, в рамках общечеловеческой морали, но и в не меньшей степени в рамках законов. Скажите, пожалуйста, должна ли редакция представлять в СП России отчёты о своей работе? Какие-то ответы я, конечно же, знаю, но буду задавать вопросы для того, чтобы была понятна картина для всех писателей. 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Добрый вечер, Николай Фёдорович! Да, ситуация между Комсомольским проспектом и Цветным бульваром, а если судить по многочисленным откликам, то между писателями России и еженедельником не очень приятная. Но неприятная прежде всего для газеты. Я уже предупреждал в одном из своих комментариев, что конфликтовать с учредителем – себе дороже. А что касается отчётов о работе, то в первую очередь все некоммерческие организации обязаны открыто размещать отчётность о своей деятельности на специальном портале Министерства юстиции.

Н.Ф. ИВАНОВ:  И «Литературная Россия» разместила? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Срок сдачи отчётности за 2019 год – 15 марта 2020 года. На 16 марта отчётность Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Литературная Россия» (так официально называется редакция) ещё не опубликована, но, наверное, редакция считает, что эпидемия коронавируса продляет сроки, хотя официального извещения об этом не было. Отчёт заполняется и сдаётся онлайн, никуда ходить не нужно. Мы, например, свой отчёт уже давно разместили. А вот за 2018 год отчётность есть, но в ней не все строки заполнены, и указаны сведения, не соответствующие действительности: высшим органом управления назван Совет редакции, а не Совет учредителей, как должно быть. Даже такая мелочь, как неточное указание адреса редакции – уже нарушение. Небрежностей достаточно, чтобы получить неудовольствие Минюста. Как я понял, эта отчётность не утверждалась и на заседании совета учредителей... 

Н.Ф. ИВАНОВ: А перед учредителем – Союзом писателей России – редакция должна отчитываться? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Несомненно, и уже более детально. Вообще именно учредители определяют всю деятельность автономной некоммерческой организации. Они обладают в ней и высшими полномочиями. По закону «Об общественных объединениях» и по уставу АНО «Литературная Россия», должен созываться совет учредителей, к заседанию должны готовиться материалы – отчёт о деятельности, отчёт ревизионной комиссии. Учредители вправе запросить и выписку из банка, и кассовые документы. 

Н.Ф. ИВАНОВ: А как часто проводится совет учредителей? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Должен проводиться ежегодно. 

Н.Ф. ИВАНОВ: Странно, я с 15 февраля 2018 года руковожу Союзом писателей России, а до этого с декабря 2016 года исполнял обязанности председателя, и ни разу нас никто не извещал о заседаниях совета учредителей «Литературной России». Получается, три года без власти... 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Если посмотреть выписку из Единого государственного реестра в отношении «ЛитРоссии», то видно, что последние регистрационные действия проводились 11.12.2018 г. под государственным регистрационным номером 2187700650278. Что это были за изменения, не видно, но зато видно, что при регистрации был представлен некий протокол от 15.11.2018г. № 1/18. Вы помните про какое-нибудь заседание совета учредителей в ноябре 2018 года? 

Н.Ф. ИВАНОВ: Нет, ничего такого не было. Я думаю, что и других учредителей не созывали в ноябре 2018 года. По крайней мере, один из них подтвердил это. Неужели редакция смошенничала, представив Министерству юстиции поддельный протокол? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: В любом случае, подлинники протоколов представляются в Минюст, в случае чего можно провести почерковедческую экспертизу. 

Н.Ф. ИВАНОВ: А какое наказание за подделку протокола? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Согласно ст. 170.1 УК РФ, за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, в части представления документов, содержащих заведомо ложные данные, предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы со штрафом. Правда, необходимо смотреть, что это за сведения, и что было написано в протоколе. В любом случае, если это правда, то такие факты получат адекватную оценку со стороны правоохранительных органов. 

Н.Ф. ИВАНОВ: Хорошо, а можем ли мы запросить копии всех документов, касающихся юридического лица, в Минюсте? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Думаю, если этим заняться, то можно. Вы же уже получили заверенную копию устава «ЛитРоссии». 

Н.Ф. ИВАНОВ: Да, с этим проблем не оказалось. А что там с судебными делами «ЛитРоссии»? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Согласно открытым данным, 30 мая 2019 г. Арбитражным судом города Москвы зарегистрировано гражданское дело № А40-136029/2019 по иску Департамента городского имущества г. Москвы к АНО «Литературная Россия» о взыскании задолженности по арендной плате и выселении редакции из помещения. Решением суда первой инстанции от 17 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены частично. 
Суд установил, что между истцом и ответчиком был заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы № 1-232/08 от 28.02.2008г. в отношении помещения редакции по адресу г. Москва, ул. Цветной бульвар, д. 32, строение 3. Суд установил и взыскал задолженность по арендной плате с 21 мая 2016г. по 15 марта 2018г. в размере 3 049 077 руб. 06 коп., из которых: 2 767 993 руб. 54 коп. – арендная плата, 281 083 руб. 52 коп. – пени. Также суд выселил АНО из занимаемого помещения и обязал передать помещение в освобождённом виде Департаменту. Кроме того, суд взыскал с редакции в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 43 557 руб. 00 коп.

Н.Ф. ИВАНОВ: Решение вступило в законную силу? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Да, решение вступило в законную силу. 19 декабря 2019 г. была рассмотрена Девятым арбитражным апелляционным судом и оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба редакции на данное решение. А 16 марта 2020 года редакция проиграла спор, можно сказать, окончательно, поскольку суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Московского округа – тоже оставил решение в силе. Справедливости ради сказать, Арбитражным судом города Москвы сейчас рассматривается ещё одно дело по иску редакции к Департаменту об обязании заключить договор безвозмездного пользования данным помещением. Но об этом надо было договариваться сразу, как только поняли, что договор аренды не устраивает. С 2008 года было достаточно времени. И я думаю, что этот иск почти бесперспективен, поскольку между сторонами уже состоялось решение о выселении, вступившее в законную силу. 

Н.Ф. ИВАНОВ: Поясните такую парадоксальную ситуацию. Я просматриваю отчет редакции о целях расходования денежных средств. Редакция, игнорируя законы, договор об аренде, даже не закладывает деньги на оплату арендных платежей. Смотрите, на издание газеты – 412 т.р., на оплату труда себе любимым – 659.5 т.р., на реализацию некоего социально-значимого проекта «Мы – единый мир» уже 1816 т.р. На аренду ни копейки. Это вызов, безграмотность, пресловутое «живем одним днем» или как…? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: С Департаментом имущества эти игры не проходят. Исходя из документов, главный редактор сознательно не платил аренду. Это относится к достаточно грубым нарушениям. 

Н.Ф. ИВАНОВ: Нас все эти годы уверяли, что несчастную редакцию московские чиновники гнобят за то, что газета отстаивает какую-то принципиальную позицию… 

 И.В. ЕРПЫЛЁВ: В конце девяностых был прекрасный ролик: «Заплати налоги и спи спокойно». 

Н.Ф. ИВАНОВ: И что дальше? 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: Коронавирус, конечно, внёс свои коррективы в исполнение судебных актов. На сайте службы судебных приставов исполнительные производства в отношении «Литературной России» ещё не зарегистрировано. Но это только вопрос времени. Потом схема едина для всех нарушителей закона: блокировка расчётного счёта организации, без чего та не сможет вести свою деятельность. Газета уже пропустила один выпуск, потом, конечно, спохватилась, потому что у неё есть обязательства перед подписчиками, которые вправе рассчитывать на то, что газета придёт в почтовый ящик, они не обязаны смотреть её на сайте. Спохватились, вернулись к бумажной версии, но что дальше будет, я не знаю… Если только найдут богатого спонсора, который покроет все долги. Не хотелось бы говорить об экономическом крахе редакции… Конечно, для анализа финансовых проблем нужна детальная информация, здесь помог бы независимый аудит деятельности редакции, который могут назначить как раз учредители. В принципе, вы даже обязаны его инициировать в данной ситуации, что было бы правильно. 

Н.Ф. ИВАНОВ:  Но, в любом случае, у газеты остается сайт... 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: С сайтом вообще интересная история. Согласно ответу сервиса who.is, домен litrossia.ru зарегистрирован не на Автономную некоммерческую организацию, а на некое частное лицо. Знают ли об этом читатели и почитатели «ЛитРоссии»? Сами учредители? Их задача теперь задать редакции вопрос – с какой стати мы работаем на некое частное лицо? Почему материалы и имя газеты в интернете поднимают рейтинги сайта этого частного лица? Кроме того, сайт не является средством массовой информации, свидетельство выдано Роскомнадзором только на выпуск печатного издания – газеты. Кстати, если она не будет выходить в печатном виде в течение года, то свидетельство о регистрации СМИ будет признано недействительным на основании ст. 15 Закона «О средствах массовой информации». 

Н.Ф. ИВАНОВ: Иван Владимирович, спасибо за подробную информацию, вы своими разъяснениями отсекли многие досужие домыслы. Свои вопросы главному редактору мы зададим на совете учредителей, который раз за разом откладывается из-за пандемии. Но и пандемия будет не вечна, так что главному редактору как наёмному работнику готовиться к отчёту надо. 
А за скобками нашего с вами разговора пусть останутся те вопросы, которые могут задавать редактору уже государственные и правоохранительные органы. Важно, чтобы еженедельник вошёл, наконец, хотя бы в правовое поле. А дальше будем думать и о прививке от вранья и сплетен. 
Писателям Оренбуржья передавайте от меня поклон, желаю не унывать в период самоизоляции, всем – здоровья! 

И.В. ЕРПЫЛЁВ: До свидания, Николай Фёдорович. Писатели Оренбургской организации также передают привет всем коллегам по нашему творческому цеху.

Ссылка на публикацию на сайте "Российский писатель".

15.04.2020г. в газете "Вечерний Оренбург" опубликована статья Галины Павловны Матвиевской "С горячностью к общему делу" - к 200-летию Григория Сергеевича Аксакова.

Галина Павловна Матвиевская родилась в 1930 году. Историк математики, краевед, литературовед.В 1954 окончила ЛГУ. Доктор физико-математических наук (1969). Заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1980). Член-корреспондент АН УзССР (1984). Действительный член Международной академии истории науки (1993). Член Союза писателей России. Лауреат Государственной премии УзССР имени Абу Райхона Беруни. Лауреат премии «Оренбургская лира» и Всероссийской премии «Капитанская дочка». В 1954-59 работала в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники АН СССР. С 1959 - сотрудник Института математики АН УзССР. С 1994 - профессор Оренбургского педагогического университета. Основные направления исследований - история математики и математической астрономии в странах средневекового Востока, история теории чисел, рукописи Л. Эйлера, история культуры Оренбургского края. Автор более 160 научных работ, в том числе 16 книг. Подготовила трех докторов и десять кандидатов физико-математических наук.