<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

На очередной встрече тоцкого литературного объединения «Обережный круг»  сельчане отметили 100-летие со дня рождения известного писателя-земляка Алексея Михайловича Горбачёва. 

Библиотекари района подготовили стенд с книгами Алексея Михайловича с материалами о его жизни и творчестве, а библиотека Тоцкой средней школы выпустила буклет, посвященный талантливому земляку. 

Встречу открыла заведующая районной библиотекой Елена Шеина. Библиотекари напомнили основные вехи биографии А.М. Горбачёва. Разговор продолжил член Союза писателей России Александр Николаевич Филатов – он неоднократно лично встречался и сотрудничал с Алексеем Михайловичем, бывал с ним в творческих командировках по области. 

Обережцы Маргарита Кириллова и Алексей Нихаёв вспомнили подробности встречи жителей Богдановки с Алексеем Горбачёвым. Интересная беседа завязалась  вокруг горбачевской повести «Сельская учительница». Писатель создал достоверный образ учительства той поры, сельской интеллигенции, вокруг которой всегда формировалось сообщество просвещенных людей, таящих в себе чудо созидательной мечты.  

В итоге было немало толковых рассуждений о роли писательского творчества в жизни людей, о пользе встреч писателей и читателей, о смысле писательского труда в современную эпоху. Были выступления и о широте души писателя-земляка, о высоком гуманизме его произведений. Собравшиеся вспомнили и о том, что Горбачёв был известен и как хороший поэт, и драматург, и очеркист, и корреспондент, и умелый организатор множества творческих дел писателей области. Тут же вспомнили, что А.М. Горбачёв в начале пятидесятых годов жил и служил в соцкое-2 в качестве офицера, майора, военврача – начальника медлазарета. 

На этой встрече созрела   мысль о том, что при жизни и по сей день, когда отмечается его столетие, А.М. Горбачёв не смог издать ни своего избранного, ни более-менее полного собрания своих сочинений. Даже в районной библиотеке книг нашего писателя сохранилось до обидного мало.  

    

10 апреля 2019 года председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв в здании Союза писателей России (г. Москва, Комсомольский проспект, 13) встретился с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым.

Иван Ерпылёв рассказал о мероприятиях Оренбургской писательской организации, посвященных памяти писателя, фронтовика Алексея Михайловича Горбачева, который дважды был руководителем Оренбургской писательской организации СП РСФСР, а также о переиздании силами писательской организации первой книги А.М. Горбачева "Офицер медицинской службы".

Также речь шла о стабилизации литературного процесса в Оренбуржье, обмене писательских билетов, дальнейшем сотрудничествеКартинки по запросу союз писателей россии

В рубрике "Степные родники" газеты Оренбуржье (редактор рубрики - Юрий Николаевич Мещанинов) 12.04.2019г. опубликован очерк Ивана Коннова "Мой Иордан" и стихотворные подборки Александра Филатова и Галины Грибановой.

Иван Глебович Коннов родился в 1945 году в селе Ивановка Асекеевского района. Окончил историко-филологический факультет Оренбургского пединститута, был на партийной и государственной службе. Автор книг «Посреди родной земли», «Тихая моя родина», «Собеседники сердца», «Песня не прощается с тобой», «Творцы, подвижники, герои», «Под пеплом лет моих». Лауреат областной литературной премии имени Аксакова и премии альманаха «Гостиный Двор» имени Валериана Правдухина. Член Союза писателей России. Живёт в Оренбурге. 

Александр Николаевич Филатов - автор нескольких поэтических сборников и книги прозы. Печатался в областных газетах, региональных и столичных журналах. Руководил тоцким литературным объединением «Обережный круг» и редактировал казачью газету. Член Союза писателей России с 1990 года, член Союза журналистов России. Живёт в селе Тоцком-2. Сегодня мы публикуем для читателей «Степных родников» его новые стихи. 

Галина Ивановна Грибанова родилась в 1946 году в селе Октябрьском. Окончила филологический факультет Уральского университета в Свердловске. Автор двух книг стихотворений «Овражное диво», «Апельсин из детства». Член Союза писателей России. 

В Чернореченской средней школе, уже давно ставший традиционным, званый завтрак посетила детская писательница, член старейшего в Оренбуржье литобъединения имени В.И. Даля Жанна Данилова.

10 апреля за чашкой утреннего чая с тёплыми пирожками оренбургскую писательницу, "маму двух Полин", с нетерпением ждали второклассники и их классные руководители

Жанна Владимировна начала знакомство с рассказа о литературном объединении имени В.И.Даля, о детских писателях и их книгах. Так, ребята немного познакомились с творчеством Владимира Одноралова, Людмилы Ковалевой и новой поэтической книгой поэта Геннадия Красникова.

До встречи ребята не успели прочесть повесть "Две Полины", так что одна из главок прозвучала в исполнении автора. Школьникам очень понравился отрывок о пропаже любимой игрушки Полины и о том, как девчонки играли в детективов. Могла ли старшая Поля догадаться, что в поисках своего Фёрбика она потеряет кое-что важное — дружбу с одноклассницей? Об этом размышляли вместе.

Прочесть книгу целиком захотели, конечно, все. И пока Жанна Владимировна подписывала экземпляр в подарок школьной библиотеке, девчонки и мальчишки спорили, кто первый возьмёт её домой.


Иван Владимирович Ерпылёв, 

кандидат юридических наук (Оренбург):

Культура, возведенная в закон…
(о концепции закона «О культуре»)

Мне, как руководителю Оренбургской писательской организации Союза писателей России, сложно говорить о концепции нового закона «О культуре». С одной стороны, мне много чего бы хотелось. С другой стороны, как юрист, я понимаю, что эти мечтания не имеют оснований в современной правовой системе России.

Применительно к литературе, я считаю, что государство должно по-другому осознать место и значение писателей и их профессиональных творческих объединений.

Традиционно в постсоветской России писателей относят к ведению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Это позиционирование сложилось ввиду ошибочного представления о том, что «продуктом» литературного труда является книга, и успешность литературного творчества измеряется книгами.

На самом деле, это не так. История литературы XX века знает немало примеров того, что писатели, издававшиеся многомиллионными тиражами, остались в забвении, а рукописи тех, кого не хотели печатать, впоследствии были изданы – пусть не миллионными, но тысячными тиражами.

Собственно, издательское дело (процесс появления книги) – занятие совершенно техническое, оно связано с типографским производством, рекламой, пиаром, маркетингом и менеджментом. Творчество (тем более некоммерческое, к которому сейчас можно отнести всю поэзию) в издательском деле – дело десятое. Издатель работает уже с завершенной рукописью, а как она появилась, почему автор стал талантливо писать – его не волнует, поскольку издательский портфель перегружен произведениями не менее талантливыми.

Так и каждый графоман, имея достаточно денег, может обеспечить надлежащее издательское сопровождение своего творчества (примеров множество, начиная от графа Хвостова), но писателем так и не станет.

Вернемся к юридической стороне вопроса.

В стране действует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, редакция 2, утвержденный Приказом Росстандарта от 07.10.2016г. № 1326-ст.

Код 58.11 «Издание книг», по сегодняшнему мнению власти, наибольшим образом соответствует писательской деятельности.

Вместе с тем, есть код 90.03 «Деятельность в области художественного творчества».

Именно он должен обозначать деятельность, которую ведут писатели, а это уже – подчинение другим структурам, например, напрямую министерству культуры.

В проекте нового закона «О культуре» идет речь о неких специальных «учреждениях культуры». Но это не панацея для развития и поддержки культуры. В Оренбургской области есть учреждение культуры «Дом литераторов имени С.Т. Аксакова», который захвачен председателем Оренбургского отделения Союза российских писателей Виталием Молчановым. И сколько бы я не обращался в министерство культуры и внешних связей Оренбургской области – устраните конфликт интересов, назначьте руководителем человека нейтрального, не имеющего собственных литературных амбиций – мне отвечали: со своими обязанностями он справляется.

В так называемых «учреждениях культуры» (театрах, библиотеках, музеях, концертных залах, картинных галереях) многое зависит от личности руководителя.

Им очень сложно учесть пожелания всего многообразия творческих и общественных взглядов «людей культуры», которые, прямо скажем, представляют собой сообщество весьма сложное и склочное. 

Применительно к литературному сообществу, писатели (или пожелавшие считаться писателями) делятся на множество объединений, союзов, часть из которых являются общероссийскими.

И если мы будем требовать помогать общероссийским объединениям писателей, то мы не сможем говорить о том, чтобы всю помощь государство оказывало исключительно Союзу писателей России, потому что в таком же ранге – общероссийских общественных организаций – смогли зарегистрироваться и другие объединения, пусть плохих, но граждански равноправных с нами писателей.

Поэтому я могу только обратить внимание на лазейку в законе «Об общественных объединениях».

Там указано, что общероссийской является организация, имеющая региональные отделения более чем в половине субъектов РФ.

Вместе с тем, не сказано, что эти отделения должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Получается, что три случайных человека, проживающих в одном субъекте РФ, могут подписать протокол, что они создают без образования юридического лица отделение, например, Союза российских графоманов. Собрав такие протоколы в половине субъектов РФ, учредители Союза российских графоманов регистрируют в Минюсте РФ вполне законную общероссийскую организацию «Союз российских графоманов», получив право использовать в названии слово «Россия» и производные от него слова и позиционировать себя как представителей не сотни-другой графоманов, а всех графоманов России.

При этом, никого не волнует, что созданные по первичным протоколам региональные отделения никакой деятельности не ведут или вообще фиктивны.

Например, Российский союз писателей (порталы Стихи.ру и Проза.ру), деятельность которого уже бурно обсуждалась на сайте «Российский писатель», является именно такой общероссийской организацией, в его уставе прямо написано, что региональные отделения не могут образовываться в форме юридических лиц.

То есть ни одно региональное отделение Российского союза писателей в ЕГРЮЛ не зарегистрировано, а такая общероссийская организация есть, и даже пытается претендовать на представление интересов части российских писателей.

В Союзе российских писателей число зарегистрированных в качестве юридических лиц региональных отделений явно меньше половины числа субъектов РФ, и многие региональные отделения Союза российских писателей ликвидированы сравнительно недавно: в Краснодарском крае – 23.08.2017г., в Волгограде – 20.07.2017г., в Кемерово – 05.05.2017г., в Липецке – 09.12.2014г. и т.д.

Но в этих областях Союз российских писателей, возможно, присутствует в виде так называемых отделений без образования юридического лица.

Так проще, не надо сдавать отчетность, платить налоги, и вообще, никто точно не установит, сколько человек в организации, не проконтролирует его деятельность.

Следовательно, единственной полноценной общественной организацией, представляющей интересы писателей, имеющей отделения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, почти во всех субъектах РФ, является Союз писателей России.

В случае, если будут приняты поправки к закону «Об общественных объединениях», конкретизирующие статус общероссийской общественной организации – что таковой может быть признана только организация, имеющая отделения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, более чем в половине субъектов РФ, Союз писателей России останется единственной общероссийской писательской организацией.

Также спорным является положение концепции закона «О культуре», согласно которому «государственный заказ на создание произведения искусства либо на реализацию авторского творческого проекта  размещается исключительно на конкурсной основе и не может содержать ограничения, связанные с политическими взглядами авторов, с интерпретацией ими исторических либо современных событий, с их этнической либо конфессиональной принадлежностью».

В таком случае, государство может оплачивать из своего кармана создание произведений, высмеивающих, оплевывающих его же, что мы наблюдаем и сейчас, например, в финансируемых за государственный счет театрах.

Скажем, проводится конкурс на произведение, художественно трактующее воссоединение Крыма с Россией. Кто гарантирует, что на «конкурсной основе» не победит творец, имеющий собственный «проукраинский» взгляд на это событие, тем более что произведение еще не написано. 

В таком случае, конкурс лучше проводить среди уже созданных произведений.

Я немало думал о том, какое место в будущем надлежит занять творческим объединениям писателей. Я больше склонялся к модели саморегулируемой организации (такие созданы в сферах, где они призваны контролировать профессиональную деятельность – оценщиков, строителей, конкурсных управляющих). Они сами проверяют и гарантируют необходимый профессиональный уровень своих членов. Но дело в том, что СРО может быть создано неограниченное количество, а это нивелирует значение общероссийского писательского союза.

Другой путь – это единая общественная организация, которая имеет некие эксклюзивные права, как, например, спортивные федерации. Только они имеют право отбора спортсменов на международные конкурсы, они проводят всероссийские соревнования, занимаются подготовкой спортсменов, координацией спортивных мероприятий, судейством.

Но в этом случае не факт, что единая писательская федерация будет создана на базе Союза писателей России, и нам не придется мириться в ней со своими антиподами. 

К тому же, спорт имеет однозначную систему координат для оценки уровни спортсменов, а какие же будут экспертные критерии для федерации писателей?

Есть и третий путь – литературная академия, как во Франции. Незначительное количество писателей (в широком смысле – в том числе, и филологов, и популяризаторов слова) получают звание «академиков» с пожизненным содержанием от государства. Они признаются высшими экспертами в области литературы. Но вот парадокс – академиков, как и лауреатов Нобелевской премии, почти никто не помнит и не читает. На слуху – другие, более скандальные, неакадемичные, молодые имена.

Академия может стать респектабельным сообществом, утратившим связь с современностью, живущим филологическими иллюзиями.

В связи с тем, что в концепции закона «О культуре» практически ничего определенного не сказано о будущем творческих союзов, то, думаю, что они останутся в прежнем положении. Им придется дружить с «учреждениями культуры», лоббировать свои интересы в этих «учреждениях». Они смогут как социально ориентированные общественные организации претендовать на гранты, на помощь от государства, однако придется выживать самим.

У нас есть пример процветающих общественных организаций. В первую очередь – это Всероссийское общество инвалидов. У них – много дочерних предприятий, поэтому ВОИ живет, во многом, благодаря самообеспечению, а не грантам.

Основа самообеспечения – это материальная база (типографии, здания, производство, подсобное хозяйство).

Если общественная организация будет развивать материальную базу, в том числе, сможет вести предпринимательскую деятельность, то она может стать независимой от государства.

Применительно к писательским организациям – это могут быть услуги по изданию и рецензированию рукописей, собственные сети книготорговли, «бюро пропаганды» с платными концертами и лекториями, да и много чего глобального можно замыслить – все эти «прожекты» регулярно возникают в нашем сообществе.

Думаю, этот путь наиболее перспективен – самостоятельность много чего значит в современном мире, она ценится и государством, и другими людьми.

Один мудрый кардинал католической церкви сказал: «Церковь не заключает политических браков, чтобы в следующем поколении не остаться вдовой». 

Многие писатели, многие руководители писательских организаций поняли, что «политические браки» – вещь в наших губерниях ненадежная. Со сменой власти устные договоренности и личные привязанности теряют силу. 

Необходимо стать независимой, сильной, влиятельной организацией, с которой считался бы руководитель любого уровня.

Путь к этому лежит через медийность, через постоянный диалог с обществом и государством по всем актуальным вопросам, через выдвижение писателей в общественные палаты, муниципальные советы депутатов, областные парламенты и в Государственную Думу.

Никакой закон о культуре не приведет к внезапному росту качества и популярности художественных произведений. Это можем сделать только мы сами – в рамках действующего законодательства, в рамках институтов гражданского общества.

Ссылка на публикацию на сайте "Российский писатель".