<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В газете "Оренбуржье" 22 мая 2019г. опубликована статья писателя, члена Союза писателей России Владимира Пшеничникова "Он на первом этаже неба", посвященная 80-летию замечательного поэта, педагога, литературного и общественного деятеля, руководителя Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля Геннадия Хомутова.

 Наш юбиляр много лет проживает в квартире на первом этаже небольшого городского дома с тихим двориком. Но живёт он в соответствии со своим юношеским открытием, навсегда запечатлённым в стихах: «Жили на земле среди лесов и хлеба. Нам и небо нынче по душе. 

Мы живём на первом этаже, на первом этаже неба!» Это ощущение все последующие годы остаётся взаимопроникающим: его будни и быт скрашены мыслями и заботой о высоком, а собственное творчество и работа с молодыми литераторами пронизаны житейскими деталями и житейской же мудростью. В эти дни, когда Геннадия Фёдоровича поздравляют с 80-летием, он вяло поддерживает разговор о том, сколько «натикало» ему лично, и загорается, молодеет, когда заходит речь о юбилее областного литературного объединения имени Владимира Даля, которым он руководит 55 лет. 

Михаил Кильдяшов

Ты победил красноязычье мира...

«Поэзия» женского рода. Она рождает слово и словом рождается. Её первородством связаны века и поколения. Её колыбельная дарует дивный сон, её ратный клич пробуждает. Поэзия – млекопитательница языка: истощённый и поблекший, он тянется к ней, чтобы набраться сил, чтобы сбросить с себя бремя чужих корней, спастись от лукавства и празднословия, обрести первозданную лёгкость и чистоту. Поэзия трепетно хранит своих любимых чад – стихотворцев, длит, как может, их жизнь, кладёт врачующую длань на грудь, пробитую пулей.
И если Серебряный век искал в поэзии «вечную женственность», то поколение детей войны стремилось найти вечное материнство. Их поэзия – это Родина-мать со строем штыков за спиной, с мечом, устремлённым на запад. Это русская пьета с бездыханным отроком на коленях. Это та, кто сократила свои годы изнурительной мужской работой. Кто отдала свою крошку насущного хлеба сыну – будущему поэту – чтобы у него были силы учиться. 
«Ты собиралась только выжить, выжить, а жить потом ты думала, потом» – напишет о своей матери Анатолий Передреев. Мать – молитвенница, перед очами которой сыновья, уходящие в безвозвратный путь. На них «крест-накрест жёлтые ремни», словно распятья, неземным светом проступившие на спинах страстотерпцев. С той поры родительский дом затаит дыхание, и в нём в ожидании дорогих шагов не будут скрипеть половицы. С той поры каждую ночь мать, осиянная «библейской луной», будет уповать на то, что материнское слово убережёт в бою сыновей от «стрелы, летящей днём» и «язвы, ходящей во мраке». Может быть, под такой «библейской луной» вдали от Сына молилась Богородица, когда Он в Гефсиманском саду узрел горькую чашу. Малая капля из неё упала в чашу материнскую, и с тех пор каждая мать на земле разделяет со своим сыном его нелёгкую долю, делает мучительный глоток из его горькой чаши.
Синеокий лик матери растворится во всём мироздании, оживотворит его вечным материнством. Поэт станет искать родные, «усталые, как погорельцы» глаза в ликах других женщин. И чья-то мать с «глубью веков», «с мудростью прожитого века», с тоской по кровному сыну во взоре, храня древнюю горскую традицию, выльет перед поэтом на дорогу кувшин родниковой воды. Эта вода будет всю жизнь струиться впереди идущего, расчищая путь, смывая с него зло и скверну.
Мать станет жить в каждой строке сына, отсюда его особая любовь к словам женского рода. «Равнина. Родина. Земля», «Луна. Равнина. Тишина» – будет он плотно приставлять друг к другу эти слова, крепить духовную оборону, чтобы не подпустить врага к самому дорогому. К весне, что «разбудит эту землю». К деревне, на которой «семья стоит и мир». К лебеди, спящей «под кущей ослепительного сна». Свою бескрайность явит окраина. Свой простор откроет равнина:

Принимай меня, как сына,
Под листву и гром…
Родина моя, равнина,
Необъятный дом!

Вечным материнством поэт «победит косноязычье мира». Когда в бытии происходит потеря равновесия, надрыв, надлом, в него врываются война, смерть, пошлость. В нём начинают господствовать «браконьеры душ». Они топят историю в крови, Родину – в страданиях, глядя в небо, видят не звезду, а чёрную дыру, извлекают «из всего лишь тяжкий плод тоски и озлобленья». Каждый их удар – это удар по слову, стремление растворить его во лжи, распространить косноязычье мира, когда «живут, друг другу не служа, поэт отдельно и природа, отдельно книга и душа». 
Мир, давший крен, можно выровнять только подлинной поэзией, вдохновением, которое рождается «из тишины первоначальной». Вечное материнство поэзии сольётся с отцовством божественного глагола:

Звучи, божественный глагол, 
В своём величье непреложный, 
Сквозь океан ревущих волн 
Всемирной пошлости безбожной…

Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идёт к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.

И тьма отступит, ложь рассеется. Небо посмотрит на поэта синими очами.

Картинки по запросу анатолий передреев Газета "Литературная Россия". № 2019 / 18, 17.05.2019

В рубрике "Степные родники" газеты "Оренбуржье" 17 мая 2019г. опубликованы подборки стихотворений оренбургских поэтов, посвященные войне, Победе, мужеству, памяти.

 Игорь БЕХТЕРЕВ. Родился в 1948 году на станции Донгуз. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Работал в журналах «Новый мир», «Родина», в издательстве «Художественная литература», еженедельнике «Литературная Россия». В годы перестройки выпускал частный журнал («Литературный журнал»). Создатель оренбургского альманаха «Гостиный Двор». Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», губернаторской литературной премии «Оренбургская лира», Международной Шолоховской премии «Они сражаются за Родину». Автор книг «В том городке», «Городской подснежник». Член Союза писателей России. Живёт в селе Рычковка Переволоцкого района. 

 Леонид ПОПОВ. Родился в 1909 году в станице Губерля Оренбургской губернии. С 1931 по 1954 год служил в армии. Военный хирург, участник Великой Отечественной войны. Автор сборников стихов «Спасибо, доктор», «Горчайшая романтика моя», «Раненые сосны». До последнего дня своей жизни работал над новой, итоговой книгой стихотворений «Перо и скальпель». Умер в 1995 году. 

Владимир ЧУРНОСОВ. Родился в 1911 году в селе Покровка Оренбургской области. Окончил Ленинградский педагогический институт, преподавал. В августе 1941 года пошёл добровольцем на фронт. Публиковался в армейских газетах, детских журналах «Костёр», «Искорка»,«Мурзилка» и других изданиях. 

 Александр ВОЗНЯК. Родился в 1914 году в польском городе Седльце. В Самаре окончил школу, работал кочегаром, слесарем-инструментальщиком, журналистом. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Рядовой 2-го особого Люберецкого полка, корреспондент армейской газеты «Фронтовик» 3-й ударной армии. В 1943 году после ранения вернулся в Оренбург. Автор книг «Рассвет», «Когда мы в бой идём», «Стихи и песни», «Возвращение», «Верность», «Сердце друга». Член Союза писателей СССР. Умер в 1969 году. 

Алексей ГОРБАЧЁВ. Родился в 1919 году в селе Шустово Конышевского района Курской области. Майор медицинской службы. Участник Великой Отечественной войны. Автор двенадцати книг прозы и семи поставленных пьес. Член Союза писателей СССР. Умер в Оренбурге в 1997 году. 

Николай АРХИПОВ. Родился в 1921 году в селе Лучи Старо-Оскольского района Белгородской области. Участник, инвалид Великой Отечественной войны. Жил в посёлке Переволоцком. Поэта не стало в 2001 году. 

 

Владимир ЮРШОВ. Родился в 1942 году в селе Полибино Бугурусланского района. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Печатался в журналах «Кодры», «Дружба народов», «Техника – молодёжи», «Молодая гвардия», в альманахе «Поэзия». Умер в Москве в 1997 году.

 

Время снимать бронепоезд с запасного пути…

Интервью Марины Саввиных сайту «Российский писатель»

 
 
 

Марина Саввиных (Наумова Марина Олеговна) родилась в Красноярске 9 декабря 1956 года. В 1978 году окончила с отличием факультет русского языка и литературы Красноярского педагогического института (ныне – университет имени В. П. Астафьева).
Стихи, проза, публицистика печатались в журналах и альманахах «Юность», «Уральский следопыт», «День и Ночь», «Москва», «Дети Ра», «Крещатик» и многих других российских и зарубежных изданиях. Несколько стихотворений переведены на польский, французский и осетинский языки. Музыкальные произведения на стихи М. Саввиных создали композиторы О. Проститов, Э. Маркаич, В. Пономарёв, М. Раткевич. Издано десять книг стихов, прозы и публицистики. Опубликовано множество статей о творчестве современных сибирских писателей, предисловия и послесловия к всевозможным сборникам. Лауреат Фонда Астафьева (1994), газеты «Поэтоград» (2010) и журнала «Дети Ра» (2011). Обладатель краевого Губернаторского гранта за заслуги в области культуры (2008). Награждена орденом Достоевского I степени и медалью «Василий Шукшин».
Автор проекта и первый директор Красноярского литературного лицея (1998–2012). С 2007 года – главный редактор журнала «День и Ночь». В 2019 году Марина Олеговна вышла из Союза российских писателей и официально вступила в Союз писателей России.

 

– Марина Олеговна, Вы – известный литератор, главный редактор очень качественного журнала «День и Ночь». Как Вы считаете, зачем состоять в Союзе писателей? Многие молодые авторы прямо и прагматично спрашивают: "Что мне это даст"? Как ответить на этот вопрос?

– Творчество – дело сугубо личное. Разговор «искры Божией» – с Богом или, если угодно, с мирозданием, со Вселенной. Обычная человеческая прагматика здесь не работает. Поэтому, когда речь идёт собственно о труде художника слова, никакие союзы, клубы, тусовки и прочие сообщества влиять на него не могут и не должны. Так что в плане творчества само по себе членство в Союзе писателей ничего не даёт. Это факт. Оно даёт другое. То самое, о чём говорил Виктор Петрович Астафьев, когда в далёком 1994-м году напутствовал «в писатели» меня. А говорил он примерно так: надеюсь, что, вступив в Союз, Марина обретёт товарищей, которые поймут и поддержат её, что, благодаря этой поддержке, она преодолеет свою «камерность», замкнутость в границах литературы, откроет для себя мир, полный борьбы, противоречий, конфликтов, получит толчок к чему-то новому и опору на трудном пути русского литератора. Это ведь очень важно – чувствовать поддержку единомышленников. Вне сообщества профессионалов, способных квалифицированно оценить твою работу и придать ей необходимый статус, начинающему литератору очень трудно по-настоящему «найти себя». Конечно, в прежние времена профессиональные писатели находились на полном государственном обеспечении, имели такие возможности и льготы, о которых мы нынче и мечтать не смеем. Но ведь и писатели были тогда, как говорится, «штучным товаром». Теперь никаких особых преференций член Союза писателей не имеет. И всё же – это всегда больше, чем ничего. Ощущение правильности избранного пути, поддержка близких по духу людей, возможность профессионального роста. В одиночку добиться этого почти невозможно.  
 
– Что Вы думаете о противостоянии Союза писателей России и Союза российских писателей? Не размывается ли сама идея «союза писателей» появлением новых общероссийских объединений литераторов, например, базирующегося на сайтах стихи.ру и проза.ру Российского союза писателей?

– Уверена, само это «противостояние» давным-давно зиждется на пустом месте. Ситуация, ставшая причиной возникновения на могиле СП СССР двух творческих союзов – как бы «либерального» и как бы «патриотического», – сегодня полностью исчерпана. Но сам факт «раскола» буквально привёл к катастрофе. Если есть два Союза писателей, то почему не три, не десять, не двадцать пять? Так и случилось, в конце концов. У нас теперь каждый второй встречный – писатель, потому что в каком-нибудь союзе да состоит. Стоит ли удивляться, что союзы писателей в общественном сознании теперь почти ничем не отличаются от обществ филателистов, например, или клубов собаководов? Это страшная беда, грозящая русской литературе утратой будущего! И – да! – мы сами виноваты, что допустили это. Как быть? Возродить единый профессиональный Союз писателей Российской Федерации. С мощной государственной поддержкой, с продуманной системой литературного образования, издания и распространения лучших произведений современных писателей.  Если внимательно и трезво оценить обстановку в стране, взвесить «за» и «против», то это вовсе не фантастика. Думаю, к этому дело как раз и идёт. 

– Как так получилось, что Вы, человек, несомненно патриотических и даже православных взглядов на поэзию и общественную жизнь, оказались «по ту сторону баррикад» – в Союзе российских писателей?

– Я вступала в Союз писателей по рекомендации В.П. Астафьева и Р.Х. Солнцева и, честно говоря, ни тогда, ни теперь не ощущала «баррикад». Да и наша Красноярская писательская организация в те годы была единой, и никто не заглядывал друг к другу в билеты – какой там значится Союз. А на моём первом писательском билете золотом по красному значилось «Союз писателей СССР». Мы были все вместе. Хотя формальный разрыв со временем только углублялся. Формальный! Я знаю и в СРП людей ещё как православных! Ещё каких патриотов! Просто сейчас всё – прямо на глазах – невероятно обостряется, накаляется – и, смотрите, начинается снова какое-то брожение, движение идей, симпатий, антипатий, амбиций, претензий. Мир – на перепутье. Россия – у черты. Что уж говорить о такой взрывоопасной сущности, как душа писателя!  

– Вы публично объявили, что вышли из Союза российских писателей. Каковы причины Вашего выхода из Союза российских писателей? И почему Вы, обладая несомненным авторитетом в литературной среде, не стали литератором-одиночкой, а вступили в Союз писателей России?

– Мне кажется, на этот вопрос я уже ответила. Так сложилось, что большинство самых авторитетных для меня коллег и самых дорогих людей состоит в СПР. Очень обнадёжило  обновление руководства организации. Чувствуется, что в СПР началось позитивное движение, что-то явно меняется к лучшему. Надеюсь, мой опыт организатора литературного процесса в этом движении пригодится. 

– Может ли в России появиться один Союз писателей, который объединит литераторов всех направлений и художественных школ? Может ли он быть создан на основе Союза писателей России?

– Да, конечно. Это трудно, но неизбежно. 

– А как тогда решать, кто из писателей множества сегодняшних союзов войдёт в «единый союз»?

– Пожалуй, самая трудная тема. Неизбежно возникнет что-то вроде «чистки рядов». Это крайне болезненная, но необходимая «операция». Думаю, для начала нужно руководству СПР и СРП сесть за стол переговоров, сформировать оргкомитет и совместно разработать процедуру. Сейчас это трудно даже представить… Но никуда не денешься. Или - решительные шаги к объединению, или пропадём все – найдётся кто-нибудь ушлый, кто пригреется у тёплой руки государства с идеями русофобскими и разрушительными. Собственно, это уже и происходит прямо на наших глазах. 

– Рассматриваете ли Вы Союз писателей России как юридического и нравственного преемника Союза писателей РСФСР?

– К сожалению, не сильна в юридических тонкостях. Это сложный вопрос. А нравственно… На мой взгляд, безнравственным был сам раскол СП РСФСР. Писателей на местах ведь никто не спросил, хотят ли они «разойтись». Это в сущности аналог развала Советского Союза в Беловежской Пуще. И последствия – те же. Увы.  

– Поменяется ли редакционная политика журнала «День и Ночь» в связи со сменой «союзности» главного редактора? Например, в члены редакционной коллегии входит председатель Союза российских писателей Светлана Василенко и руководитель Оренбургского отделения СРП Виталий Молчанов.

– Журнал «День и ночь» никогда не «принадлежал» СРП. Мы всегда работали со всеми писателями, и это в принципе условие, при соблюдении которого администрация Красноярского края предоставляет редакции государственную финансовую поддержку. 
Что же касается редколлегии, то она, во-первых, абсолютно рабочая (у нас нет «свадебных генералов», все члены редколлегии активно участвуют в формировании «контента» каждого номера), а во-вторых, постоянно происходит её ротация – кто-то уходит от нас, кто-то приходит к нам. В нашей редколлегии – и члены СРП, и члены СПР, и писатели, живущие в США, в Израиле. Некоторые «прогрессивные литераторы» ещё несколько лет назад прилюдно обозвали наш журнал «ватническим» и «колорадским». Эти два качества – коими лично я весьма и весьма и горжусь – от моей «союзности» никак не зависят. Так что взятый 12 лет назад курс изменению не подлежит. 

– Как Ваши коллеги по Союзу российских писателей восприняли новость о Вашем выходе из союза?

– Удивились, но поняли. 

– Какой из союзов – Союз писателей России или Союз российских писателей - на Ваш взгляд, более активен и авторитетен в регионах?

– Всё зависит от активности и авторитетности руководителей региональных ячеек. Кадры, как известно, решают всё. 

– В чём секрет столь долгого существования Союза российских писателей – когда многие из его основателей (в том числе, Марина Кудимова и Надежда Кондакова) идентифицируют себя больше с Союзом писателей России?

– Думаю, это «шатание» рано или поздно разрешится. Имею в виду воссоздание СПРФ, единого Союза писателей России. Пока этого нет, мы, писатели, в житейском плане народ крайне консервативный, так и будем держаться за привычное. 

– На чём сейчас основано различие между союзами? Есть ли идеологические, нравственные разногласия, или же всё сводится к корпоративной принадлежности (как, например, нет особой разницы между «Мегафоном» и «Билайном»)?

–  Честно говоря, если и есть идеологические и нравственные разногласия, то они погребены под обломками иллюзий четверть-вековой давности. Принято было считать СРП «либеральным», а СПР – «коммунистическим». Но где всё это? Кажется, остались только личные обиды и старые недоразумения. Не время сейчас разбрасывать камни. Время снимать бронепоезд с запасного пути. 

Беседовал Иван ЕРПЫЛЁВ

Ссылка на сайт "Российский писатель"

9 мая 2019г. члены Оренбургской писательской организации Союза писателей России в третий раз прошли по проспекту Победы в рядах Бессмертного полка с портретами оренбургских писателей-фронтовиков.

Портреты Николая Корсунова, Михаила Трутнева, Бориса Бурлака, Алексея Горбачёва, Петра Данилова, Александра Возняка и Александра Фурсова несли председатель Оренбургской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов, член Союза писателей России Юрий Мещанинов, члены областного литобъединения имени В.И. Даля Екатерина Кириллова, Илья Кириллов, Юлия Шошина, Жанна Данилова, Елена Городецкая.

Таким образом, в Бессмертном полку прошли пять председателей Оренбургской писательской организации СП РСФСР (России) - фронтовики Борис Бурлак, Алексей Горбачёв и Николай Корсунов - портреты которых несли Михаил Кильдяшов и Иван Ерпылёв.

Акция писательской организации вызвала большой интерес у других участников Бессмертного полка.

Надеемся, что это шествие стало выражением благодарности воинам-победителям и подтверждением верности писательской организации высоким идеалам поколения писателей-фронтовиков.

Ссылка на сайт "Российский писатель".