<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

15.04.2020г. состоялось очередное онлайн-заседание Оренбургского ЛИТО имени В.И. Даля.

Присутствовали Иван Ерпылёв, Михаил Кильдяшов, Жанна Данилова, Дмитрий Мальцев, Елена Городецкая.

Обсуждали "Античный цикл" стихотворений Ивана Ерпылёва.

 

75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Литературный институт имени А.М. Горького посвящает поэтический цикл «1941 - 1945 - 2020. Память и слава. Стихи о войне».

Начиная с 25 февраля, каждый день из оставшихся 75-ти дней до праздника Великой Победы, наши студенты, аспиранты, преподаватели,  мастера будут читать стихи о войне и военном времени.

Открывая цикл, ректор Алексей Николаевич Варламов подчеркнул особую значимость этого начинания, поскольку многие студенты ушли из стен Литинститута на фронт — и многие из них не вернулись; а очень многие фронтовики, напротив, после войны пришли учиться именно сюда и составили славу русской и многонациональной советской литературы и поэзии.

Об этих поэтах, об этих стихах и об этом времени мы и будем говорить в цикле «1941 - 1945 - 2020. Память и слава. Стихи о войне».

Студентка 5 курса Татьяна Филиппова читает стихотворение Геннадия Хомутова «Самодельные чернила».

 

 

Главе города Орска

Козупице В.Н.

 

Уважаемый Василий Николаевич!

 

29 марта 2020 года скончался известный российский писатель, фронтовик, председатель Союза писателей России в 1991 – 1994 годах Юрий Васильевич Бондарев.

Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), участника Первой мировой войны, народного следователя, адвоката, административного работника и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). В 1931 году они переехали в Москву. В 1941 году Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Десятый класс окончил в эвакуации.

Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в Актюбинск (Казахстан). В октябре 1942 года был направлен под Сталинград (ныне Волгоград) и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Позже служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Дважды был ранен.

С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", рядом польских наград.

С 1949 года первые рассказы писателя выходили в популярных журналах "Смена", "Огонек", "Октябрь".

В 1951 году Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей.

В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева "На большой реке". Вскоре Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов в СССР. Тематика его первых произведений – война глазами рядового участника, психология человека на войне, нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. Этой теме посвящены повести "Юность командиров" (1956), "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959), роман "Горячий снег" (1969).

В последующие годы художественно-философское осмысление писателя было углублено связями человека и времени, истории страны и мира. В этом ключе написаны роман "Тишина" (1962), сборник рассказов "Поздним вечером" (1976).

Перу Бондарева принадлежат романы "Двое" (1964), "Берег" (1975), "Выбор" (1980), "Игра" (1985), "Искушение" (1991), "Непротивление" (1996), "Бермудский треугольник" (1999), повесть "Родственники" (1969).

Бондарев – автор книг литературных статей "Поиск истины" (1976), "Взгляд в биографию" (1977), "Хранители ценностей" (1978).

В 2004 году вышел его роман "Без милосердия".

Многие десятки лет писатель продолжает работать над циклом миниатюр, получившим название "Мгновения". Произведения Бондарева переведены на 70 языков.

По повестям и романам писателя были сняты художественные фильмы"Последние залпы" (1960), "Тишина" (1963), "Горячий снег"(1972), "Берег" (1983), "Батальоны просят огня" (1985), "Выбор"(1987), "Тишина" (1992).

Он является одним из соавторов (совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым) сценария киноэпопеи "Освобождение" (1968-1972), посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны. За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия.

Совместно с Юрием Озеровым и Збигневым Залуским Юрий Бондарев написал сценарий сериала "Трагедия века" (1993) о Второй мировой войне.

Наряду с писательской деятельностью в 1959-1963 годах Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах – главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм".

Бондарев также вел активную общественную деятельность. В 1971 году он был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, в 1990-1994 годах являлся председателем Союза писателей России. 

В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги.

В 1944 году Бондарев вступил в Коммунистическую партию и оставался в ней вплоть до распада СССР. Писатель избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IX и X созывов. В 1984-1989 годах был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР, в 1990-1991 годах входил в ЦК Компартии РСФСР. С 1963 года Бондарев является членом Союза кинематографистов.

Творчество писателя было отмечено многочисленными советскими и российскими наградами. В 1984 году ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда. Он является лауреатом Ленинской премии, двух Государственных премий СССР (за романы "Берег" и "Выбор"), Государственной премии РСФСР (за сценарий фильма "Горячий снег"). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета". Удостоен многих наград иностранных государств.

Ему были присуждены премия имени Льва Толстого (1993), Международная премия имени Михаила Шолохова (1994) и др. В 1994 году писатель был награжден орденом Дружбы народов, но отказался принимать награду. В 2013 году писатель стал лауреатом литературной премии "Ясная Поляна" в почетной номинации "Современная классика". В 2015 году Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени Кирилла и Мефодия.

Просим Вас рассмотреть вопрос увековечивания памяти Юрия Васильевича Бондарева в городе Орске – например, назвать его именем муниципальное учреждение культуры.

 

С уважением,

председатель правления

Оренбургской региональной писательской

организации Союза писателей России

И.В. Ерпылёв

 

Руководитель Оренбургского отделения Совета молодых литераторов при Союзе писателей России Андрей Проскуряков подписал заявление Совета молодых литераторов при Союзе писателей России о ситуации с публикациями в "Литературной России" о Союзе писателей России и председателе Союза писателей России Н.Ф. Иванове.

Те, кто был в СМЛ с самого начала, хорошо помнят вечер 15 февраля 2018 года, когда закончился Съезд СПР. Было ощущение большой победы и начала нового этапа. По сути так оно и произошло. Может, не так радужно, как нам тогда представлялось, не все проблемы решились разом, но Союз писателей России и Совет молодых литераторов (как его неотъемлемая часть) прошли за эти два года большой путь. Активизировалась жизнь организации, регулярно проходит большое количество совещаний молодых, появилось новое поколение писателей и организаторов литературного процесса, которые связывают своё будущее с Союзом писателей России. Мы видим, как оживляется работа в регионах. 

Роль Николая Фёдоровича Иванова в этом огромная. Его умение слышать разные точки зрения и принимать итоговые решения, исходя из интересов организации, его потрясающая работоспособность, способность жертвовать личным в пользу людей, за которых он несёт ответственность, внушают нам искреннее уважение. 
У нас разное отношение к «Литературной России». Кто-то относится к ней как к «желтой газете», в которой публиковаться ниже достоинства, кто-то считает возможным сотрудничать с ней – мы не «ходим строем», нам никто не запрещает высказывать своё мнение. Но есть разница между плодотворной дискуссией и целенаправленной кампанией по дискредитации, которую сейчас проводит «ЛитРоссия» по отношению к Союзу писателей России и лично к Николаю Фёдоровичу. Сами вопросы заданы таким образом, что отвечать – значит либо соглашаться с их хамством, либо оправдываться. 
По нашему мнению дискуссия с «ЛитРоссией» не имеет никакого смысла, как не имеет смысла аргументированно возражать человеку, который не собирается с тобой спорить, а хочет лишь унизить и оскорбить. Единственное полезное в данной ситуации, что она позволяет нам консолидироваться и высказать слова поддержки руководителю, которого мы уважаем и за которым идём. 

Представители исполкома СМЛ СПР: Андрей Тимофеев (Москва), Женя Декина (Москва), Павел Великжанин (Москва), Роман Круглов (Санкт-Петербург), Екатерина Огарёва (Санкт-Петербург), Анастасия Дегтярёва (Санкт-Петербург), Артём Горшенин (Санкт-Петербург), Елизавета Мартынова (Саратов), Александр Дашко (Ульяновск), Кристина Кармалита (Новосибирск), Мария Четверикова (Омск), Елена Марченко (Омск), Александр Рухлов (Курган), Ирина Иваськова (Анапа). 

Представители региональных СМЛ СПР: Валерий и Светлана Колотушкины (Великий Новгород), Вадим Губинец (Ярославль), Олисава Тугова (Рыбинск), Светлана Пешкова (Липецк), Дарья Высоцкая (Мурманск), Илья Виноградов (Мурманск), Юрий Харлашкин (Иркутск), Игорь Голубь (Калининград), Андрей Проскуряков (Оренбург), Денис Домарев (Самара), Анатолий Сидорков (Забайкалье), Дмитрий Ханин (Ростов), Анатолий Бимаев (Хакасия), Мария Знобищева (Тамбов), Максим Ковалёв (Брянск), Дмитрий Терентьев (Нижний Новгород), Екатерина Каргопольцева (Кострома), Ксения Ващенко (Волгоград), Павел Карякин (Челябинск), Оксана Ралкова (Челябинск), Анастасия Порошина (Челябинск), Юрий Фофин (Челябинск), Эллина Савченко (Краснодар), Гаврил Андросов (Якутия), Рустам Каженкин (Якутия). 

В последних номерах еженедельника "Литературной России" активно педалируется идея об упадке Союза писателей России, газета публикует тенденциозные материалы о председателе Союза писателей России Николае Фёдоровиче Иванове.

Эту ситуацию прокомментировал председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Владимирович Ерпылёв.

Николая Фёдоровича Иванова в первый раз я увидел во дни ремонта здания на Комсомольском, 13 - кругом леса, краска, пыль, в здании холодно. Николай Фёдорович сидел в своём кабинете на самой верхотуре - в куртке, в шапке, он напоминал капитана, оставшегося на корабле, терпящем бедствие. Несмотря на такие условия, он был бодр, приветлив, напоил чаем и оперативно решил наши региональные вопросы. Корабль Союза писателей России усилиями Н.Ф. Иванова в то время был починен, были налажены связи с регионами, был организован съезд Союза писателей России, собрана статистика для съезда, созданы условия для работы делегатов и свободного обмена мнениями (звучала и критика, в том числе, в адрес самого Н.Ф. Иванова). Созидательная работа Н.Ф. Иванова на благо Союза писателей России началась гораздо ранее его избрания председателем. В последующие два года продолжилась огромная работа в направлении, которое принято называть «внутренней политикой». И обмен билетов, и приведение отношений между секретариатом и региональными организациями в рамках устава, и систематизация литературных журналов, и участие в премиях, и региональные поездки и последующие региональные проекты или решение региональных проблем - всё это было бы невозможным без твёрдой воли руководителя Союза писателей России. 

Вопрос поставлен так, что якобы в обществе сложилось негативное отношение к Союзу писателей России. Эта лукавая формулировка автора вопроса неверна. В обществе, у чиновников, у людей, интересующихся литературой, сохранилось уважение к профессиональному писательскому сообществу, к тому, что писатель является членом Союза писателей России. Есть, конечно, растерянность от большого многообразия союзов писателей, но эта проблема (по моему личному опыту) легко решается простым объяснением: что Союз писателей России - это и есть Союз писателей РСФСР, он никуда не делся. А все остальные союзы относятся к нему как к Академии наук относятся всякие общественные академии. Кстати говоря, моя статья «Союз нерушимый», в которой я привёл доказательства того, что Союз писателей России и Союз писателей РСФСР юридически - одна и та же организация, была опубликована именно в «Литературной России», за что я благодарен редакции. Это к вопросу о «внешней политике».
Да, можно реанимировать материальную базу Союза писателей России (Союза писателей РСФСР) в прежнем виде - вернув ему «Литературную Россию», издательства, типографии, «Дом Ростовых», Переделкино и прочее писательское имущество. 
Собственно же творческая организация, её творческий дух, её традиции писательского братства всегда оставались живы. Прямое доказательство того, что Союз писателей России живёт и развивается - такое большое количество нападок на него, такая обширная, как бы помягче выразиться, общественная дискуссия о его необходимости. Если пациент скорее мёртв, чем жив, он перестаёт быть интересен. Кстати говоря, Союз писателей России - наверное, одна из последних крупных общественных организаций патриотической направленности, которая продолжает оставаться независимой от власти. Все остальные общественные движения хорошо прикормлены бюджетными деньгами. Отсутствие государственной поддержки - пока что гарантия независимости писателей. 
Я бы не советовал редакции «Литературной России» конфликтовать с учредителем, поскольку у учредителя (даже у одного) достаточно правовых инструментов, чтобы проверить деятельность редакции на соответствие уставу и закону.
Иван Ерпылёв, председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России