<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

28 октября 2020 года в газете "Вечерний Оренбург" опубликованы стихи недавно ушедших от нас Игоря Бехтерева и Антонины Юдиной.

Антонина Юдина

(02.04.1952 – 19.10.2020)

Родилась в Оренбурге. Окончила Всесоюзный юридический институт. Работала следователем в Оренбурге. Подполковник юстиции в отставке. Автор книги «Белые ступени». Лауреат региональной литературной премии им. П.И. Рычкова. Член областного литературного объединения им. В.И. Даля.

Игорь Бехтерев

(24.03.1948 – 22.10.2020)

Родился на станции Донгуз в Оренбургской области в семье офицера Советской армии. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Долгое время (около 30 лет) жил в Москве, работал в журналах «Новый мир», «Родина», еженедельнике «Литературная Россия», сотрудничал с киностудией имени М. Горького. В годы перестройки выпускал частный журнал («Литературный журнал»). Создатель и редактор Оренбургского областного альманаха «Гостиный Двор» (осуществил 21 выпуск). Публиковался в литературных сборниках и антологиях «Вечный берег», «И с песней молодость вернётся», «Любовь и Восток», «Они прилетят», «Помнит мир спасённый», «Стихи о войне», «Поэзия. XXI век», «Утро Победы», «Внуки вещего Бояна». Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», губернаторской литературной премии «Оренбургская лира», Международной Шолоховской премии «Они сражаются за Родину». Автор книг «В том городке», «Городской подснежник». Член Союза писателей России.

Михаил Кильдяшов

Райская звезда Николая Туроверова

Русскому слову нужны разные поэтические судьбы. Только в этой разности оживает весь язык, открывается полнота смыслов. Но цена прозрений высока: они всегда сопряжены с одиночеством, болью, терпением. Поэтический удел всегда трагичен, но таков он только по меркам обыденной жизни. Настоящая трагедия для поэта лишь немота. Русскому слову нужны разные голоса: Бунин и Есенин, Гумилев и Шаламов, Твардовский и Рубцов – все, кто в ХХ веке каждый из своей земной точки узрел звезду – пушкинскую «звезду пленительного счастья». 

   Николай Туроверов юными глазами долго смотрел на донскую степь. В знойную пору, в летнем мареве степь похожа на небо, на котором среди дня проступили звезды. Ветер колыхнет ковыль – и родятся замысловатые созвездия, опять колыхнет – и родятся новые. Только бы угадать, какая из звезд твоя, какая для тебя – путеводная. 
   Но в тревожный миг звезды перед ясными очами заалели: то ли приблизился закат благодатного дня, то ли скрещенные в бою сабли высекли искры будущих пожарищ, то ли кровавой росой проступила чья-то оборванная жизнь. Бог посмотрел на то, сказал: «Я создал степи не для того, чтоб видеть кровь». И разнял могучей десницей дерущихся братьев: одних оставил посреди обожженной степи, других посадил на пароход – ковчег изгнания, расстелил между братьями, как в пору потопа, непреодолимые воды: «Черной пропастью мне показалась за бортом голубая вода» – будет вспоминать поэт отчаянное безмолвие русского исхода. 
   Что видел Туроверов, стоя на палубе? Во что целил поэт, когда «в своего стрелял коня», плывшего «за высокою кормой»: в юность, в не случившуюся среди родных куреней жизнь, в «орла двуглавого без короны» или в «корону без орла»? Что забрал он с собой? Лишь россыпь степных звезд, что, как зерна, предстояло посеять в чужую землю. 
   Долго всходили русские ростки в «европейском ласковом плену», но память, вера, труд сеятелей преодолели многое. Те, кому было суждено стать изгнанниками, оказались посланниками. Они разнесли по миру спасительный свет России: свет русского слова, русской истории, русской мысли, чтобы хоть на какое-то время продлить жизнь этому миру. Миру, что пошел на закат, миру, которому тьма оказалась милее солнца. 
   Люди русского зарубежья, такие как Туроверов, подобны Ермаку и Потемкину, Ермолову и Скобелеву: они тоже преумножатели русского мира, благодаря им появились русский Париж, русская Прага, русский Харбин. Да, этот русский мир не обозначен на картах, не очерчен государственной границей, но он соткан из того, что сильнее веков и пространств. Этот мир присоединен к материковой России пушкинским словом, молитвой на церковнославянском языке, книгами и выставками Туроверова, что посвящены Суворову и Гоголю. 
   Так «черная пропасть» была одолена: над бездной возник мост русского звездного неба. И в пору новых испытаний для России, в 1944-м, к тому, кто оказался от Туроверова по другую сторону моста, поэт обратился – «Товарищ»: 
    
   Перегорит костер и перетлеет – 
   Земле нужна холодная зола. 
   Уже никто напомнить не посмеет 
   О страшных днях бессмысленного зла. 
    
   Нет – не мученьями, страданьями и кровью – 
   Утратою горчайшей из утрат: 
   Мы расплатились братскою любовью 
   С тобой, мой незнакомый брат. 
    
   С тобой, мой враг, под кличкою – товарищ, 
   Встречались мы, наверное, не раз. 
   Меня Господь спасал среди пожарищ, 
   Да и тебя Господь не там ли спас? 
    
   Обоих нас блюла рука Господня, 
   Когда, почуяв смертную тоску, 
   Я, весь в крови, ронял свои поводья, 
   А ты, в крови, склонялся на луку. 
    
   Тогда с тобой мы что-то проглядели, 
   Смотри, чтоб нам опять не проглядеть: 
   Не для того ль мы оба уцелели, 
   Чтоб вместе за отчизну умереть? 
    
   Костер перетлел, пылающая степь потухла, и все же возврат к отеческим гробам на веку Туроверова не случился. Но возвращение, не возможное по земному пути, возможно по тропе небесной. Туроверов верил: если Россия не случится наяву, она придет сном из детства, предстанет в нем зримой и осязаемой. Россия – благодать. Россия – рай: 
    
   Рядом Ангел, и весы, и гири, 
   – Вот он – долгожданный суд! 
   Все так просто в этом райском мире, 
   Будто здесь родители живут. 
    
   В поздних стихах поэт выпустит в парижское небо последнюю пригоршню донских звезд – и увидит путь, ведущий домой, – Млечный Путь. Увидит, наконец, свою звезду, которая не меркла над ним никогда – «волхвов ведущая звезда». 
   Путь к России – путь волхвов, путь к слову. Русское слово озарено сиянием Млечного Пути, оттого не знает ни времен, ни сроков, ни пределов, ни рубежей. Для русской поэзии нет ни красных, ни белых, потому что ни те ни другие не предали слова, не искусились чужими корнями, не истощили, а преумножили словарь. Там, где историки и политики по-прежнему не находят общих точек опоры, поэзия примиряет всех, светит над всеми звездой русского рая. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на публикацию на сайте "Русский Вестник". 

   

9 октября 2020 года в рубрике "Степные родники" областной газеты "Оренбуржье" опубликован рассказ Марии Чалкиной "Блины" и подборка стихотворений Антонины Юдиной.

Мария Чалкина  родилась в 1983 году в Оренбурге. После окончания филологического факультета Оренбургского педуниверситета работает в прессе. Член литературного объединения имени Даля. На прошедшем в конце сентября Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России» рассказы Марии были положительно отмечены руководителями секции прозы. Рассказ «Блины» – первая крупная публикация молодого прозаика. 

Антонина Юдина родилась в 1952 году в Оренбурге. После окончания Всесоюзного юридического заочного института работала следователем в областном центре. Подполковник юстиции в отставке. Издала несколько поэтических книг. Лауреат региональной литературной премии имени П.И. Рычкова. 

Это - последняя прижизненная публикация Антонины Михайловны. 19 октября 2020 года её не стало.

В октябре 2020 года состоялось очередное заседание Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля.

Присутствовали Михаил Кильдяшов, Иван Ерпылёв, Жанна Данилова, Андрей Проскуряков, Юлия Шошина, Мария Чалкина.

Обсуждали новые стихи Юлии Шошиной.

Наш земляк, известный русский поэт, публицист, литературный критик, переводчик, эссеист, доцент Литературного института имени А.М. Горького Геннадий Николаевич Красников более 10 лет работал над циклом статей об оренбургских поэтах.

 

Эти статьи сегодня объединены под одной обложкой и проиллюстрированы составленными Геннадием Красниковым подборками авторов.

Геннадий Красников написал очерки о творчестве поэтов Влады Абаимовой, Игоря Бехтерева, Ивана Ерпылёва, Варвары Заблицкой, Михаила Кильдяшова, Аллы Кирилловой, Дмитрия Коноплина, Ольги Мяловой, Анатолия Тепляшина, Геннадия Хомутова и Александра Цирлинсона.

Отдельно в книге выделены публицистические эссе Александра Старых.

Книга "Ветер полей золотых" издана при содействии Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России в Москве в твёрдом переплёте на 288 страницах, подборки сопровождаются биографиями и фотографиями авторов.

В предисловии к антологии Геннадий Красников пишет: «В чём же суть, каковы родовые признаки того явления, которое можно назвать оренбургской поэтической школой? Здесь без всякого преувеличения не обойтись без такого понятия как роль личности в истории. И этой личностью, этим, если хотите, «горчичным зерном», «которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31 –32), – для оренбургской литературы и культуры в целом стал тот самый неутомимый Геннадий Хомутов, который бóльшую часть своей жизни посвятил (отдал) поиску и воспитанию литературных дарований. Взрослеют, стареют его питомцы, а он остаётся молодым…

За эти полвека четыре поколения поэтов, прозаиков, критиков, журналистов, учителей, филологов, хранителей русского языка, отечественной культуры, национальной самобытности, – словно «птицы небесные» взрастали и вставали на крыло, обогретые и умудрённые в надёжных и щедрых ветвях древа Хомутова… И продолжают взрастать, пока стоит это древо, укоренённое в русскую культуру, историю, в родную речь, в историческую судьбу России и её народа. Из этого рождается народная поэзия, кровно, духовно связанная с жизнью своего народа. Она – словно датчик на самых болевых точках национального тела: на его сердце, мыслях, на его душе... Она передаёт, фиксирует все болезни нашего народа, его потаённые мысли, чаяния, его – нескрываемое – отчаяние и терпение».

Этот публицистический проект, конечно же, призван донести до читателей имена самых ярких, самых мощных поэтов нашего края.

Антология «Ветер полей золотых» – настоящий смотр поэтической элиты Оренбуржья.