<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Михаил Кильдяшов

Человек-сокровище

к 120-летию со дня рождения Андрея Платонова

Человек творит мечту, собирает её по крупицам, будто золотую мозаику. Сны и видения, неожиданные слияния звуков и сочетания слов — всё это не заблуждения, а свидетельства грядущей реальности, в которой окажется только тот, кто стремится увидеть новое измерение жизни, с новыми смыслами и новыми горизонтами.

Мечта творит человека. Из мечты рождается поэт и философ, пахарь и воин, ремесленник и врачеватель. В мечте о поэзии из слова расцветает стихотворение. В мечте о хлебе из зерна вырастает колос. В мечте о труде из металла выковывается серп.

Человек, движимый мечтой, — загадка для самого себя. Он дивится собственной силе, изумляется своим прозрениям и откровениям, ему кажется, что жизнь в нём неизбывна.

Таков каждый герой Андрея Платонова. Сокровенный человек: сокрытый до поры от мира, таившийся в веках и, наконец, явивший себя. Человек-сокровище, человек-драгоценность, в котором и милосердие, и самоотвержение, и детская простота. Странный человек: человек-странник, что ищет земной рай, обетованную землю, где одолены засухи и голод, болезни и отчаяние. Одухотворённый человек, изведавший "упоение в бою", один сокрушивший вражеские легионы. Подобные ему "долго не держатся на свете, но свет на них стоит вечно".

Сокровенный человек Платонова живёт между поэзией и сказкой. Книгой стихов "Голубая глубина" Платонов начинает творческий путь, книгой сказок "Волшебное кольцо" — почти завершает. Поэзия и сказка у Платонова подобны двум полюсам мироздания, двум точкам, обозначившим отрезок писательской жизни, двум соединённым электрическим проводам, что дали разряд и потрясли русскую литературу, русский язык.

Поэзией и сказкой питались рассказы и очерки, повести и романы Платонова. Между поэзией и сказкой родились его герои: Дванов и Копёнкин, Вощев и Пухов, Фро и Федератовна. Кажется, что в ключевой момент повествования они раздобудут меч-кладенец, путеводный клубок или молодильное яблоко — и сюжет обретёт неожиданные повороты, в книги вольётся волшебство, которое будет убедительнее реальности.

Стихи для Платонова — зарождение жизни, сказ­ка — одоление смерти. Голубая глубина — это море в вышине, "море юности" над головой, "океан космический", в котором и возникла жизнь. В этом океане сон ребёнка становится песнью пророка, и звёзды отзываются на эту песню, оттого им всё ведомо о мироздании. Когда звезда срывается с ночных небес, с ней может умереть драгоценное знание, но она будет жить вечно, потому что никогда не погаснет во взоре одухотворённого человека, что наблюдает её полёт. Одухотворённый человек "из звёзд таинственных будет мысли лить". Он напишет стихи о "всечеловеческом труде", о мечте, о небесном рывке:

Товарищ, нам тесны планеты,

Вселенная нам каземат.

Песни любви и познания спеты –

Дороги за звезды лежат.

И Вселенная, когда в ней поселится мечта, станет "бесконечней бесконечности". Но на её постижение человеческой жизни не хватит. Тогда нужно будет либо создать на Земле такую же бесконечную Вселенную, либо одолеть смерть.

Герои Платонова стремятся повторить семь дней творения: преобразуют воду и сушу, разбивают сады там, где были пустыни. Они наполняют преображённый мир такой жизнью, которая даже в покинутых людьми деревнях не исчезает: подгнившая солома на крышах расцветает, брёвна покосившихся изб врастают в почву и обретают корни…

Герои Платонова из земных глубин высвобождают море, расстилают голубую глубину посреди степи, дарят природе второе дыхание. Из оврага они делают котлован, откуда возрастёт и дом, и град, и мир, который станет "родиной электричества".

Одухотворённые люди не вторгаются в природу, не разрушают её, а извлекают из неё своим трудом, в котором "человек превышает сам себя", ещё не воплощённые замыслы. Любая созданная машина, по Платонову, была заложена в природе, но у природы не хватало сил, чтобы родить механизм. И тогда она родила человека, чтобы он стал её венцом и "началом для всякого механизма". Человек стал связующим звеном между рукотворным и нерукотворным, в свои изобретения он влил дыхание природы. Так в паровозе живёт материя металла, душа огня и дух пара.

У Платонова можно найти точки пересечения с рассуждениями Вернадского о границах живого и неживого, о "веществе существования", с идеями Фёдорова о воскрешении предков: "Смерть действовала с таким спокойствием, что вера в научное воскрешение мёртвых, казалось, не имела ошибки. Тогда выходило, что люди умерли не навсегда, а лишь на долгое, глухое время". Но в прозрениях своей эпохи писатель сделал не философский или научный, а творческий рывок, устремился не за фактом и логикой, а за наитием.

Всю жизнь у Платонова сохранялось детское отношение к смерти, будто он, однажды увидев покойника, так и не изжил в себе страх перед открыто явленной смертью, перед "братом, бесславно и безобразно лежащим в гробу". И сколько бы потом ни видел мертвецов, этот страх всё равно не притупился. Смерть — всеуничтожающее зло, и тот, у кого доброе сердце, хочет оживить всё вокруг: не только воскресить усопших, но и одушевить творения рук человеческих, чтобы эти творения дышали и говорили, как в фантазиях ребёнка, которого мать на время оставила одного в старом доме.

Но, несмотря на страх, смерть — как и всё неведомое — влечёт человека. Отсюда у платоновских героев "намерение пожить в смерти". Её необходимо разгадать, узнав, что там, за границей бытия, на дне глубокого, непроглядного озера. И надо оживить безжизненное, чтобы раскрыть тайну смерти в живом.

Платоновский Чевенгур — то место, где творят Вселенную и пытаются одолеть смерть. Место, где возникло осознание, что если смерть — это величайшая несправедливость, то нужно устроить жизнь по справедливости, и тогда смерти в мироздании не останется места.

Такую жизнь являют русские сказки, переложение которых сделал Платонов в "Волшебном кольце". Подобно изобретателю, не навредившему природе, писатель ничем не нарушил естества народной сказки. Записанная им на бумаге, она не лишилась своей устной сути: язык её подобен живой, родниковой речи, сюжет подвижен. Прочтёшь такую сказку — и сам перескажешь её по-иному, выпустишь вольной птицей в небо.

В сказках ум даётся справедливым, богатство — щедрым, счастье — терпеливым, сила — самоотверженным. Сказка, как и мечта, складывалась по крупицам веками, лелеялась поколениями, копила опыт справедливости. Сказка безначальна: мы ищем исток сказки, уходим вглубь столетий. Мелькают лица сказителей — одухотворённых людей, но нет первосказителя. Время закольцовывается. Жизнь встречается с жизнью. Смерть выпадает из волшебного кольца. Можно переодеть его с пальца на палец — и тогда исполнится самая сокровенная мечта.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "ЗАВТРА"

В газете "Вечерний Оренбург" 28 августа 2019г. опубликованы победители конкурса "СТИХиЯ Пегаса".

С 19 по 23 августа в Оренбурге прошёл I Всероссийский конкурс литературного творчества инвалидов «СТИХиЯ Пегаса», проведённый Оренбургской областной организацией Всероссийского общества инвалидов. Конкурс за четыре года своего существования из регионального и межрегионального вырос во всероссийский. В этом году в нём приняли участие более ста поэтов и прозаиков из сорока регионов страны. Почётными гостями мероприятия стали председатель ВОИ, депутат Государственной Думы Михаил Терентьев и председатель Союза писателей России Николай Иванов. Сегодня мы печатаем стихи победителей «СТИХИи Пегаса-2019».

В областной газете "Оренбуржье" 27.08.2019г. опубликовано интервью члена правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России, главного редактора газеты "Оренбуржье" Юрия Мещанинова с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым.

Ссылка на интервью на сайте газеты

.Картинки по запросу юрий мещанинов николай иванов

С 19 по 23 августа 2019г. в Оренбурге завершился I Всероссийский конкурс литературного творчества инвалидов «СТИХиЯ Пегаса».

Конкурс проводится уже в четвёртый раз – три раза как межрегиональный, и в первый раз – как всероссийский.

Организатор конкурса – Оренбургское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов при поддержке Всероссийского общества инвалидов, министерства социального развития Оренбургской области, министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России.

 

В заочном этапе конкурса приняли участие около 200 участников – лиц с ограниченными возможностями – со всей России.

Очный этап конкурса собрал в Оренбурге более 100 конкурсантов, председателей региональных отделений ВОИ. География конкурса очень широка – от Еврейской автономной области до Севастополя.

Почётным гостем конкурса стал председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов.

20 августа 2019 года в торжественной церемонии открытия конкурса приняли участие депутат Государственной Думы РФ, председатель ВОИ М.Б. Терентьев, председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, заместитель председателя Законодательного Собрания Оренбургской области А.В. Куниловский, председатель отдела по культуре Оренбургской и Саракташской епархии протоиерей Георгий Горлов, председатель Оренбургского регионального отделения ВОИ Е.В. Кашпар, представители министерств и ведомств.

Участники конкурса возложили цветы к Мемориалу воинам-интернационалистам в парке им. 50-летия СССР и к памятнику Герою России Александру Прохоренко.

Вечером состоялся творческий вечер почётного гостя конкурса, председателя Союза писателей России Н.Ф. Иванова, который рассказал о своей непростой биографии, ответил на многочисленные вопросы заинтересованных слушателей.

21 августа 2019г. начали работу творческие семинары – обсуждение текстов конкурсантов, организованное силами Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России.

Работало три секции поэзии и одна секция прозы.

Секцию прозы возглавил председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, вместе с ним рукописи обсуждали прозаик и детский писатель В.И. Одноралов, поэт, руководитель Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля Г.Ф. Хомутов.

В трёх секциях поэзии трудились члены Союза писателей России И.Г. Коннов, Ю.Н. Мещанинов, И.А. Бехтерев, Вера Октябрьская, И.В. Антонова, В.Д. Побежимов, М.А. Кильдяшов, И.В. Ерпылёв, А.Ю. Проскуряков.

22 августа 2019г. состоялся круглый стол, посвященный реабилитации лиц с ограниченными возможностями с помощью культуры.

Н.Ф. Иванов предложил расширить горизонты конкурса, организовав на его базе всероссийское совещание писателей с правом приёма в Союз писателей России.

Секретарь Союза писателей России М.А. Кильдяшов, который принимал участие в организации и проведении всех четырех конкурсов, отметил высокий уровень требований к текстам со стороны членов жюри – без всяких скидок.

Во второй половине дня прошла церемония закрытия конкурса. Были объявлены имена победителей:

– в номинации «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», в жанре «Поэзия» – Артем Холаровский (Ставропольский край – 3 место), Алексей Борисов (Пермский край – 2 место), Анна Ганюшкина (Оренбургская область – 1 место);

– в номинации «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», в жанре «Проза» – Владимир Гаранин (Республика Татарстан – 3 место), Ольга Сафонова (Саратовская область – 2 место), Андрей Казак (Чувашская республика – 1 место);

– в номинации «В слове «МЫ» – сто тысяч «Я», в жанре «Поэзия» – Виктор Уразбаев (Республика Башкортостан – 3 место), Ольга Палинкаш (Кировская область – 2 место), Владимир Рогожкин (Пензенская область – 1 место);

– в номинации «В слове «МЫ» – сто тысяч «Я», в жанре «Проза» – Вадим Невзоров (Челябинская область – 3 место), Ольга Губина (Тюменская область – 2 место), Михаил Чижов (Нижегородская область – 1 место);

– в номинации «Памяти павших. Ради живых. Во имя правды!», в жанре «Поэзия» – Игорь Сычев (Псковская область – 3 место), Александр Ланцов (Тульская область – 2 место), Игорь Хитров (Ленинградская области – 1 место);

– в номинации «Памяти павших. Ради живых. Во имя правды!», в жанре «Проза» – Юрий Брагин (Нижний Новгород – 3 место), Петр Зайцев (Ханты-Мансийский автономный округ – 2 место), Станислав Мишнев (Вологодская область – 1 место).

Все обладатели первых мест получили в подарок издание индивидуальной книги тиражом 100 экземпляров.

Также работы победителей и участников конкурса опубликованы в традиционном коллективном сборнике «Лишь Слову жизнь дана...», который в этот раз вышел уже в четвёртый раз.

По мнению участников, конкурс был организован и проведён на высоком уровне, и все они получили незабываемые впечатления.Картинки по запросу стихия пегаса оренбург

Картинки по запросу стихия пегаса оренбург

 

В газете "Вечерний Оренбург" 14 августа 2019г. опубликованы подборки стихотворений оренбургских поэтов Ильи и Катерины Кирилловых.

Илья Кириллов родился в 1981 году в Оренбурге. Окончил Оренбургский госпедуниверситет. Публиковался в журналах «Наш современник», «Москва», «Русское эхо», «Бийский вестник», альманахах «День поэзии. XXI век», «Гостиный Двор», интернет-журнале «Парус», коллективных сборниках «Оренбургская заря», «Здравствуй! Это - Я!», антологиях «Внуки вещего Бояна», «Друзья, прекрасен наш союз!..». Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», Оренбургской региональной премии имени П.И. Рычкова, премии альманаха «Гостиный Двор» для молодых поэтов «Чаша бытия». Член литературного объединения им. В.И. Даля (руководитель - Г.Ф. Хомутов). Живёт в Оренбурге.

Катерина Кривобок-Кириллова родилась в 1995 году. Окончила стоматологический факультет ОрГМУ. Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» (2013). Член литературного объединения имени В.И. Даля (руководитель - Г.Ф. Хомутов). Печаталась в сборниках «Здравствуй! Это - Я!», «Небо детства», «Каждый час красив на Руси», «Третье свидание», в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбургская неделя», «Оренбуржье». Живёт в Оренбурге.