<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Председатель правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв и секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов посетили Галерею выдающихся оренбуржцев "Наши люди".

Особое внимание они уделили стендам, посвященным жизни и творчеству литераторов, в частности, Алексея Саморядова.

Президент Оренбургского благотворительного фонда "Евразия" Игорь Храмов, являющийся автором идеи галереи и организатором её создания, рассказал писателям об экспонатах галереи, ответил на вопросы.

Нестандартный подход к подаче материала о наших земляках, высокий уровень цифровизации и использование современных технологий в оформлении экспозиции делает галерею одним из самых интересных и познавательных мест Оренбурга.

В рубрике "Мастерская" газеты "Вечерний Оренбург" 21 июля 2021 года опубликован рассказ Дмитрия Зуева.

Дмитрий Зуев родился 19 марта 1986 года на Ямале. Учился в Оренбургском государственном педагогическом университете на кафедре теории и истории культуры. Член Оренбургского областного литературного объединения им. В.И. Даля. Работает в газете «Ваши Новости», готовит материалы о культуре и большие интервью.

В августе 2021 года после сезона летних отпусков члены Оренбургского областного литературного объединения имени В.И. Даля собрались, чтобы обсудить литературные новости, новые стихи и планы на будущее.

Присутствовали Михаил Кильдяшов, Иван Ерпылёв, Дарья Тишакова, Елена Городецкая, Дарья Ревкова.

Михаил Кильдяшов

Будущее в настоящем

В конце мая этого года в Москве прошла первая сессия Школы Русской мечты, в которой приняли участие представители более чем 30 регионов – координаторы будущего Движения Русской мечты.

Участники мероприятия приступили к реализации масштабного проекта – Атласа Русской мечты. Его цель – объединить ведущих интеллектуалов, художников, учёных, производственников, общественных деятелей из регионов для «выявления значимых различий и единой миссии всех регионов, народов, культур и верований, сплотившихся в едином русском государстве». 
Русская мечта – философская категория, объясняющая самобытность нашей цивилизации, историческую преемственность на разных этапах и в различных формах государственного устройства. Русская мечта способна помочь в формировании образа будущего нашего Отечества, в укреплении связей между прошлым, настоящим и будущим, в деле патриотического воспитания молодого поколения.
Идея Русской мечты была предложена писателем Александром Прохановым и его единомышленниками – членами Изборского клуба, среди которых Сергей Глазьев, митрополит Тихон (Шевкунов), Александр Дугин, Карен Шахназаров, Михаил Леонтьев, Михаил Делягин, Наталья Нарочницкая, Юрий Поляков и другие. 
Предполагается, что единую Русскую мечту возможно сформулировать через описание и соединение различных региональных «мечт», то есть возможны Оренбургская, Самарская, Башкирская, Ульяновская, Челябинская и другие региональные мечты. Именно через их объединение, поиск точек соприкосновения и будет сформулирована Русская мечта. Для этого и предполагается создание Атласа Русской мечты, куда будут включены «карты» всех регионов страны.

«Всё на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой», – сказал поэт. Нанесён ещё только первый штрих, а уже где-то живёт готовый портрет. Написана первая строка, а из неё неудержимо разрастается поэма. Освящён только фундамент храма, а в небе уже прозревается золотой купол, увенчанный крестом. Ещё идёт самоотверженная битва за Москву, а солдаты уже видят, как знамена поверженного врага падают к подножию Мавзолея. Звучит «Марш авиаторов», а в нём раздаётся гагаринский космический клич «Поехали!».
Что-то всегда идёт впереди наших дел. Что-то влечёт нас, придаёт нам сил. Какой-то таинственный горизонт продлевает путь, продлевает жизнь всему благому, делает бессмертными наши труды и подвиги, делает зримым ещё невоплощённое. Это не цель, не проект, не замысел. Всё это конечно, всё это имеет своё завершение во времени и пространстве. Проект и замысел можно воплотить, целей можно достигнуть – и сдать всё в архив, оставить в прошлом как ненужное ни грядущему, ни настоящему.
Есть нечто большее, устремлённое в бесконечность. Есть комета, своим мерцанием указующая направление, есть голубь, пролагающий своим полётом небесный путь для Ковчега. Это – мечта. Именно с неё начинается любое наше действие. Мечта – не праздность, не маниловщина, не мечтательность. Мечта – огромная сила, способная преобразовывать реальность. Это новый взгляд на всё, новый масштаб для всего, новые смыслы, новый язык. Мечта – это будущее в настоящем.
Если добраться до самых корней, слово «мечтать» означает «мерцать», «сверкать». Мечта – путеводная звезда и одновременно полёт к ней. Не зря в народе говорят: «человек без мечты – что птица без крыльев», «мечта – крылья, не знающие усталости».
Все народы имеют свою мечту. Для многих это власть над миром, могущество, или богатство, или бесконечное веселье, пир, карнавал. Русская же мечта – особая: жажда гармонии, созидания, справедливости. Русская мечта – жертвенная, самоотверженная. Русская мечта приближает землю к небу. В ней связуются века и поколения, в ней один за всех и все за одного, один ради всех и все ради одного.
Но как описать эту русскую мечту? Как для неё – такой загадочной, неуловимой, неохватной – найти слова? Как разглядеть её в нашей многоликой культуре, как расслышать её в нашем многоголосом прошлом? Русская мечта подобна мозаике, каждый фрагмент которой – то или иное воплощение русской мечты. Русская мечта – это атлас, куда каждый регион входит со своей картой русской мечты. В этой совокупности региональных «мечт» русская мечта предстанет во всей полноте.
Оренбуржье – уникальная карта в атласе русской мечты. Эта карта часто не совпадает с географическими, административными, ландшафтными картами, потому что мечта не знает границ и легко преодолевает любые преграды. 
Оренбургская мечта – это Аксаковский род с его мыслью семейной, с его благоговением перед природой, русской дорогой, с его любовью к уютному дому, с его памятью о пращурах. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – книги об Оренбургской мечте. «Аленький цветочек» как воплощение любви, бескорыстия, жертвенности, душевной красоты – 
символ Оренбургской мечты. В Аксаковых, чья жизнь связана с Башкирией, Самарой, Ульяновском, Москвой, Сербией и Болгарией, за независимость которых боролся Иван Аксаков, – Оренбургская мечта обретает единение с другими регионами России и пространствами русского мира.
«Капитанская дочка» Пушкина – ещё один ключ к мечте нашего края. Это мечта о чести, сбережённой смолоду, мечта о выборе, продиктованном честью. Мечта о том, что сила русского духа, русская удаль обратится в русское дело, а не в русский бунт – «бессмысленный и беспощадный». Оренбургская мечта – это три благословенных осенних дня Пушкина на оренбургской земле, которая оказалась озарена «солнцем русской поэзии», одухотворена пушкинским словом, пушкинской поступью. Оренбургская мечта – 
это пушкинский маршрут, проложенный ради «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва». По этому маршруту, конечной точкой которого был Уральск, Оренбургская мечта устремляется за поэтом.
Оренбургская мечта – это жажда высокого, звёздного неба. Это гагаринский порыв увидеть Землю такой, какой узрел её Бог в седьмой день творения. Оренбургский мечтатель – авиатор, ставший космонавтом, человек-гигант, объявший своими руками целую планету, озаривший своей улыбкой весь мир. Это тот, кто своим движением по звёздному пути не нарушил вселенскую гармонию.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Даля – тоже Оренбургская мечта. Именно на нашей земле начался словарь: здесь было записано для него первое слово. Отсюда словарь разросся до целой языковой вселенной с её пословицами, поговорками, диалектами, сказками и легендами, охватил все русские губернии. Словарь Даля – это мечта о бессмертии русского языка, о вечной жизни русской речи, о смыслах, передаваемых только этим языком, об исторической памяти, зашифрованной в языке, о связи с предками. Даль – Казак Луганский – это борец за русское слово, который за полтора века до нынешних событий в славянском мире предвидел, что будут те, кому за русский язык придётся воевать. Оренбургская мечта летит на помощь этим нынешним воинам, укрепляет их в борьбе.
В подвиге Александра Прохоренко Оренбургская мечта распростёрлась до самой Пальмиры. Мечта о подвиге, о справедливости. Наш земляк стянул на себя силы тьмы. Наводя на противника авиаудар, он одолевал вселенскую тьму. Подвиг Прохоренко – это свет, развеявший мрак. Этим светом озарился весь мир. Этот свет разлился над оренбургской землёй, как сияние, что исходит от праведников.
Оренбургская мечта – это степь. Знойная, пьянящая ароматами, бескрайняя, безбрежная, будто океан. Степь и есть дно древнего, мифического океана, что шумел в ту пору, когда земля ещё не знала исторического времени, не знала человеческого летоисчисления. Степь помнит этот океан, потому колышущийся ковыль так похож на пенную волну, потому так часто кажется, что оренбургский ветер доносит плеск нездешней воды. Всё на свете боится времени, но время боится степи. Мечте угодна эта свобода от времени и пространства. Мечте просторно в степи. Мечта любит степь.
Дыхание мечты живёт в нашем пространстве. Оренбургскую мечту можно услышать в казачьих байках и преданиях, разглядеть в узорах пухового платка, угадать во фронтовых песнях на стихи Алексея Фатьянова. Для Оренбургской мечты дорог каждый уголок, каждый человек, каждое благое дело. Оренбургский мечтатель – это и директор крупного завода, и тихий труженик, занимающийся уникальным промыслом или рукоделием. Это общность людей, сплочённых работой ради милосердия, ради помощи обездоленным. Это идеи, рождённые на нашей земле и способные преобразить всю страну. Это примеры межнационального и межконфессионального единения, братской любви.
Оренбургская мечта – наша «позитивная повестка дня». Оренбургская мечта одолевает уныние и скепсис, приумножает творческие силы, помогает отыскать единомышленников. Оренбургская мечта – образ всеобщего благоденствия. Его предстоит собирать, очерчивать, разгадывать.

Михаил Кильдяшов | Изборский клубСсылка на публикацию на сайте газеты "Вечерний Оренбург"

Мы продолжаем представлять авторов, выдвинутых на соискание премии имени С.Т. Аксакова.

В номинации "Проза" на премию выдвинута книга "Чёртова дюжина" Елены Городецкой. Елена Городецкая - член Оренбургского областного ЛИТО имени В.И. Даля, недавно была награждена знаком "Золотая молодёжь Оренбуржья", а книга "Чёртова дюжина" была отмечена Региональной литературной премией имени П.И. Рычкова в номинации "Дебют".

Желаем Елене победы в премиальном соревновании и представляем рассказ "Математик" из её книги.

Елена Городецкая

Математик

– Пойдём в кино?

– Почему бы и нет?

– Заеду за тобой на такси? – Тимур был почти на десять лет старше меня и изображал из себя галантного кавалера.

– Часа через три буду готова.

 

* * *

– На какой фильм хочешь?

– «Сумерки», конечно же. – По дороге в кинотеатр обсуждали, на что пойдём. Я пыталась выяснить, будет ли он потакать моим прихотям.

– О, нет. Только не «Сумерки»! Что угодно, только не они!

Я молчала.

– Сто пятьдесят рублей, – сообщил таксист, когда мы подъехали к кинотеатру.

– У меня призовая поездка. Вы должны сделать скидку пятьдесят рублей.

– Сейчас узнаю у диспетчера.

Я вышла на улицу и ждала минут пятнадцать, когда Тимур решит вопрос со скидкой. Очень замёрзла: мороз был около двадцати градусов.

– О, привет! – Тимур встретил знакомых возле кассы. – Купи, пожалуйста, нам тоже билеты на «Битву богов», – попросил он знакомого, – я пока схожу за попкорном и колой.

Я ждала в стороне.

– Вот как я решил тебе компенсировать «Сумерки»! – Тимур протянул мне колу в стакане с иллюстрацией из фильма. – Пойдём! – Он взял билеты у знакомого, и мы все вместе прошли в зал. Во время просмотра фильма Тимур пытался класть мне руку на плечи, но я ёжилась, и он сразу убирал.

– Давай деньги за билеты, – потребовал знакомый у Тимура, как только в зале зажегся свет. Он открыл кошелёк и замялся. 

– У тебя нет денег? – Тимур спросил у меня. Я неплохо зарабатывала и всегда брала с собой деньги, а то мало ли что. Молча достала четыреста рублей и протянула их тому, кто покупал билеты. – Я сейчас сниму и верну, – сказал Тимур.

По дороге не встретилось ни одного банкомата. На такси сначала завезли его, потом меня. Он, скрепя сердце, отдал мне двести рублей, последние в его кошельке. Выходя, он попытался меня поцеловать, я отвернулась. За такси я отдала сто пятьдесят рублей. 

 

* * *

– Пойдём ещё в кино? – Тимур позвонил мне через день.

– Нет.

– Но мы хотя бы увидимся?

– Нет.

– Я же тебе должен деньги. Как я тебе их верну?

– На баланс телефона положи.

Через пару часов мне поступили деньги на баланс. Сто двадцать пять рублей – ровно половина от билетов и такси за минусом двухсот рублей, которые он давал мне на такси. 

– Математик, – подумала я. – А говорил, что факультет философии окончил.