<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

6 июня 2019 года, в день 220-летнего юбилея великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в Оренбургской областной библиотеке имени Н.К. Крупской состоялась церемония вручения Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», учрежденной Правительством Оренбургской области и Союзом писателей России в память о пребывании поэта в Оренбуржье. Премия вручается с 1996 года. В числе её лауреатов Леонид Бородин, Михаил Лобанов, Владислав Бахревский, Геннадий Хомутов, Иван Уханов, Геннадий Красников, Светлана Сырнева, Надежда Кондакова, Александр Проханов, Михаил Чванов. 

Лауреатом премии в номинации «Литературно-художественное произведение» в 2019 году стал секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области Михаил Александрович Кильдяшов – за книгу «Александр Проханов – ловец истории» и публицистику последних лет.

Книга «Александр Проханов – ловец истории» была издана в столичном издательстве «Вече» и состоит из эссе и рассуждений Михаила Кильдяшова о творчестве, идеях и героях известного современного писателя Александра Проханова, который также в 2016 году стал лауреатом премии «Капитанская дочка».

Михаил Кильдяшов отметил:

- В течение нескольких лет накануне дня рождения Пушкина я перечитываю «Капитанскую дочку» с каким-то новым прицелом, с новым интересом и новым поиском. В этом году я задумался вот над чем: почему «Капитанская дочка» была первым произведением, изданным в Ленинграде через полтора месяца после снятия блокады? Почему именно это произведение было издано в изможденном городе? Не «Медный всадник», не «Полтава», что, казалось бы, логичнее, не стихи Ольги Берггольц, а именно «Капитанская дочка». Наверное, жителям блокадного Ленинграда было важно издать именно то произведение, которое было посвящено чести. Зрелый Пушкин очень внимательно относился к церковно-славянскому языку, а в церковно-славянском языке честь – это не только аристократизм и благородство. Честь – это готовность положить живот «за други своя». Именно об этой чести «Капитанская дочка». И главная мечта Пушкина – это мечта о приумножении чести. А наша главная мечта – мечта о Пушкине. Мы живём в ожидании второго пришествия Пушкина. Я не знаю, когда придет новый Пушкин. Я думаю, когда в русском языке не станет слова «честь». Когда русскую литературу и русский язык надо будет спасать. Наших сил уже не всегда хватает для этого. Пушкин нам сегодня необходим. Кто он – младенец, который ещё не произнес ни слова, юный отрок, написавший свои первые стихи, и ждущий своего Державина и своего Жуковского. Но мы обязательно его услышим. Мы обязательно его найдем. Наши сердца для чести живы.

Во второй номинации (за произведения школьников и студентов) премии были удостоены Артем Татаринов за очерк «Урок для взрослого» (возрастная категория 6 – 14 лет) и Александра Половинкина за подборку стихотворений «Солнце льется слезами» (возрастная категория 15 – 21 год). Поощрительный приз в номинации «Береги честь смолоду» досталась Наталье Кукушкиной.

Дипломами премии отмечены Виктор Бурлуцкий, Владислав Окороков, Артём Шичкин, Юлия Кудрявцева. 

Дипломы премии и бронзовую статуэтку Маши Мироновой лауреатам вручила и.о. министра культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.

Она отметила, что впервые один и тот же автор получил премию и в «детской», и во «взрослой», профессиональной номинациях.

Действительно, Михаил Кильдяшов был лауреатом премии во второй номинации в далеком 2006 году.

И.о. заместителя министра образования Оренбургской области Маргарита Крухмалева вручила грамоты министерства педагогам, подготовившим победителей во второй номинации.

В заключение церемонии председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв поздравил победителей от имени председателя Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова. Также Иван Ерпылёв подарил Литературному музею Оренбургской областной библиотеки имени Н.К. Крупской экземпляр «Капитанской дочки» на нидерландском языке – для пополнения коллекции изданий на разных языках мира, имеющейся в библиотеке.

Иван Ерпылёв особо отметил старания заведующей литературным музеем Валентины Капустиной и директора библиотеки Светланы Мячиной по сохранению литературного наследия Оренбуржья – ведь именно в литературном музее находятся ещё не опубликованные рукописи поэтов и писателей, которых уже нет в живых.
Именно литературный музей сохраняет то, что должно оставаться от писателей – не люльки, письменные столы и интерьеры, а рукописи и тексты.

Также 6 июня по традиции Михаил Кильдяшов и Иван Ерпылёв возложили цветы к памятнику А.С. Пушкину и В.И. Далю.Картинки по запросу капитанская дочка кильдяшов

Картинки по запросу капитанская дочка кильдяшов

Картинки по запросу капитанская дочка кильдяшов

Картинки по запросу капитанская дочка кильдяшовКартинки по запросу капитанская дочка кильдяшов

Михаил Кильдяшов

БЕЛЫЙ СВЕТ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО

Мечта пребывает вне времени, но у неё есть разные возрасты… Детство и юность мечты, когда небо ближе, солнце ярче, когда верится, что мечта сбудется, но при этом останется сказкой, тайной, чудом… Зрелость мечты, когда уже пережиты первые разочарования и лишения, преодолены первые искушения, когда мечта сопрягается с постоянной работой, с неимоверным усилием — ради того, чтобы развеять мрак и озарить мир светом. Старость мечты, когда взираешь на всё с вершины десятилетий, когда в отдельную жизнь укладываются целые эпохи, необъятные пространства, когда надеешься, что нет ни ветхости, ни тлена, уповаешь на то, что смерть одолима.

У каждого народа — свой возраст мечты. Мечта Востока подобна седовласому старцу: его поступь размерена, слова мудры, за его плечами народы и царства, древние письмена и тайное знание. Американская мечта — витальное существо, провозгласившее себя гегемоном, стремящееся разрушить чужие мечты, отрицающее всё былое. Африканская мечта —  дитя, которое, кажется, потерялось во времени, отреклось от всех летоисчислений, отчего и осталось младенцем. Он наивен, един с природой, ещё не оторван от первобытных ритмов.

Русская мечта живёт одновременно в нескольких возрастах. Она и младенец, и муж, и старец. Русский мечтатель, как бы порой короток ни был его земной путь, всегда проходит все возрасты мечты. Иногда детская мечта может настигнуть старика — вернуть яркость красок, глубину дыхания, доверчивость и простоту. А зрелая мечта может явиться ребёнку и донести ему смыслы, сокрытые от тех, кто уже давно «плетётся с ношей».

Поэт Арсений Тарковский изведал все возрасты русской мечты, увидел её в отсветах разных эпох. Рождённый в пору символистов и футуристов, одолевший «долгие вёрсты войны», заставший «эстрадный размах» шестидесятников и светлую грусть певцов «тихой родины», Тарковский породнил в своей поэзии многие традиции, сделал созвучными Золотой и Серебряный век поэзии, надвременное слово Древней Руси и прижившийся в нашем стихе античный гекзаметр.

Три мечты вели Тарковского поэтической тропой. Мечта о поэзии, в которой слово возникло как предчувствие, предощущение, как поток нерасчленённых звуков, как ослепительные вспышки образов. На мир будто наложили огромную лупу — и всё в нём увеличилось, прояснилось, стало важным. Через эту лупу Тарковский отчётливо разглядел первое слово, начертанное на крыльях стрекозы. Из этого слова, как из смолистой почки, начали разрастаться стихи. В них поэт смог увидеть себя со стороны — мальчиком с корзиной в руках. Присмотрелся — и вместо спелой земляники узрел в лукошке зарю. Поэт рождал слова и строки, но при этом не он творил «вседневный человеческий словарь», а словарь созидал поэта: делал более цепким взор, более чутким — слух. Первое стихотворение поэт написал в голодный год и словно умножил хлеба, утолив вдохновением глад духовный:

Первое стихотворенье

Сочинял я как в бреду:

«Из картошки в воскресенье

Мама испекла печенье!»

Так познал я вдохновенье

В девятнадцатом году.

Во время войны хлеб перед Тарковским предстаёт сожжённым пшеничным полем. С этим приходит вторая мечта — мечта об одолении врага. Враг всюду истребляет спелые колосья, будто стремится обесплодить русскую землю, лишить её будущего, чтобы русский труд оказался напрасен, чтобы у грядущих лет не было ни муки́, ни караваев:

Вы нашей земли не считаете раем,

А краем пшеничным, чужим караваем.

Штыком вы отрезали лучшую треть.

Мы намертво знаем, за что умираем:

Мы землю родную у вас отбираем,

А вам — за ворованный хлеб —  умереть.

Сожжение хлеба для Тарковского сродни избиению младенцев. Он зовёт на помощь все многовековые силы России: кличет ратников князя Игоря, молит Андрея Рублёва заслонить Отечество духовным щитом Троицы.

Но поэт мечтает одолеть врага и иным путём. Нужно «вернуться в до-войны», в 21 июня, в тот субботний день, когда все несли букеты цветов и радовались солнцу. Нужно в прошлом стать пророком и успеть предупредить всех, кто будет убит, замучен, ранен, пленён. Нужно хоть на мгновение сместить временную ось и уберечь летний день от надвигающейся тьмы. Тарковский мечтает, что однажды в истории появится брешь, которая станет спасительным потаённым ходом для своих и чёрной дырой безвременья для врага.

Третья мечта — мечта о грядущем. Она приходит, когда «меркнет зрение» и «глохнет слух». Если тебе не суждено пожить в будущем, то пусть оно откроется в поэтической строке, пусть «грядущее свершается сейчас», чтобы ты стал живым свидетелем «праправнуковой славы». Пусть ангел лёгким лебяжьим крылом нарисует силуэт будущего на снегу. Пусть твои сны приснятся потомкам, и всё, что ты недовоплотил, воплотят они.

Однажды все три мечты Тарковского сольются и наступит белый день. День невыразимой благодати:

Камень лежит у жасмина.

Под этим камнем клад.

Отец стоит на дорожке.

Белый-белый день.

 

В цвету серебристый тополь,

Центифолия, а за ней —

Вьющиеся розы,

Молочная трава.

 

Никогда я не был

Счастливей, чем тогда.

Никогда я не был

Счастливей, чем тогда.

В этот день поэт «перевоплотится в слово», станет «устами времени и пространства». Белым днём разольётся аромат рассветной земляники, «на полоски несжатого хлеба золотые ладьи снизойдут». В белый день залетит стрекоза с изначальным словом на прозрачном крыле. «В сизом молоке по плечи из рая выйдет в степь Адам» и всё в мире переназовёт. В новом словаре праотца не будет слова «война», а значит, отныне не будет самой войны. Белым днём «идёт бессмертье косяком», и поэт ставит сети.

Тарковский угадал русскую мечту. Нашу общую грёзу, общее чаяние. Русская мечта —  белый день. Белый день — небесное время и небесное пространство. «Господи! хорошо нам здесь быть...»

Ссылка на сайт газеты "Завтра".

Как сообщает официальный сайт Оренбургской областной библиотеки им. Н.К. Крупской, в 2009 году стартовала Международная акция «Читаем детям о войне», инициированная Самарской областной детской библиотекой. В один день, в одно время в России и в самых разных уголках мира - в библиотеках, школах, детских садах, больницах и других учреждениях - детям читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященные Великой Отечественной войне. За 9 лет Акция стала международным крупномасштабным мероприятием по поддержке детского чтения: в ней участвовало более 3,3 млн. детей и подростков.

Сотрудники отдела массовой работы и рекламы областной библиотеки им. Н.К. Крупской совместно с секретарём Союза писателей России, членом Общественной палаты Оренбургской области, кандидатом филологических наук М.А. Кильдяшовым присоединились к Международной акции «Читаем детям о войне». 

6 мая 2019 года для учащихся младших классов МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга был прочтен рассказ Алексея Николаевича Толстого о Великой Отечественной войне «Русский характер». 

Алексей Толстой, работавший корреспондентом на фронте, в годы войны создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударёва», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, бывалым кавалеристом, от имени которого и ведётся повествование. Последний, завершающий весь цикл, рассказ «Русский характер». 

Основная тема произведения отражена в его названии. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Автор размышляет о русском человеке, о русской душе, о духовной силе и красоте.

18 мая 2019 года ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» совместно с Оренбургской
региональной писательской организацией «Союз писателей России» провела церемонию награждения победителей XXI областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга».
Организатор Церемонии награждения: ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко (отдел «Истоки») при поддержке министерства образования Оренбургской области.
 
В Церемонии награждения приняли участие победители областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга» из 28 территорий: гг. Бугуруслана, Бузулука, Оренбурга, Орска; Абдулинского, Гайского, Соль-Илецкого, Сорочинского городских округов; Акбулакского, Александровского, Асекеевского, Беляевского, Илекского, Кваркенского, Красногвардейского, Матвеевского, Новоорского, Новосергиевского, Октябрьского, Оренбургского, Первомайского, Пономаревского, Сакмарского, Саракташского, Светлинского, Ташлинского, Тоцкого, Тюльганского районов.
В ходе Церемонии награждения состоялась презентация нового сборника литературного творчества детей Оренбуржья «Лети, мой друг, - крылатый век!». Церемония награждения прошла в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской.
 
В церемонии приняли участие члены Союза писателей России Геннадий Хомутов, Михаил Кильдяшов, Иван Ерпылёв, которые поздравили юных авторов с победой.
 
Также присутствовавшие горячо поздравили поэта, руководителя Оренбургского литобъединения имени В.И. Даля Г.Ф. Хомутова с 80-летним юбилеем.
 

В апреле 2019 года педагогическим коллективом отдела «Истоки» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко издан сборник творческих работ детей Оренбуржья «Лети, мой друг, – крылатый век!».

Сборник подготовлен Ириной Николаевной Санниковой, руководителем Литературной гостиной на основе материалов областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга».

Данная книга юбилейная – семидесятая в серии сборников литературно-художественного творчества детей Оренбуржья. Составитель – Геннадий Федорович Хомутов, член Союза писателей России; рецензент – Михаил Александрович Кильдяшов, секретарь Союза писателей России.

Валентина Свиненко,
 руководитель отдела «Истоки» 

 

 Предисловие к сборнику

Двадцать первый раз собирает в 2019 году областной конкурс «Рукописная книга» юных литераторов Оренбуржья на своётворческое состязание.

Результат совместной деятельности литературного сообщества: Литературной гостиной отдела «Истоки» ООДТДМ им. В. П. Поляничко, Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России и детских литературных объединений области – замечательное изобилие стихов, очерков, краеведческих исследований, эссе, семейных летописей, публицистических статей.

Они составляют содержание регулярно издающихся полноценных самобытных сборников, которые благожелательными рецензиями приветствуют центральные газеты и периодические издания: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналы «Москва», «Брега Тавриды», «Роман-газета», «Первое сентября», «Пионерская правда», «Путеводная звезда», «Лучик» и многие другие.

За эти годы вышло в свет семьдесят сборников лучших творческих работ юных литераторов Оренбуржья: «Шкатулка счастья», «Там, где я живу…», «Каждый день благодаря…», «Возьмёмся за руки, друзья!», «Кремлевская ёлка», «Записки учительницы», «Руднинские рассказы», «Под небом голубым», «Дневник экспедиции», «Им памятью платит горячее сердце», «Ухожу я в мир природы», «Сохрани счастливые мгновенья»«Открытые письма из Аксаково» и др.

Эти сборники по праву можно назвать событием в культурной жизни области – по количеству представленных в сборниках имён юных литераторов, по высоким литературным достоинствам опубликованных стихов, очерков и рассказов, по охвату территорий области.

Удивительно глубокими по содержанию получились последние сборники областного литературного сообщества: «Каждый час красив на Руси» и «Великое дело Победы», посвящённый памяти общественного и политического деятеля В. П. Поляничко и изданный на средства его вдовы Л. Я. Поляничко.

Оценку юным талантам Оренбуржья не раз давали известные писатели: Иван Уханов, Александр Неверов, Геннадий Красников, Лев Пирогов, Владислав Бахревский, Ольга Ермакова, Александр Старых.

Большую работу по развитию детского литературного творчества в Оренбургском крае одобрил Союз писателей России, наградивший коллектив дипломом «Гардемарины, вперёд!».

Чем волнуют и трогают душу читателя юные авторы? Чаще всего злободневностью темы. Это можно понять, ведь ещё Анна Ахматова предупреждала: «Ну, а вдруг как вырвется тема, Кулаком в окно застучит…».

Каждый по-своему осваивает мир и выходит к читателю с потребностью выговориться, сказать о том, что волнует, огорчает или восхищает юную душу.

В сборник с символическим названием «Лети, мой друг, крылатый век!» вошли работы, охватывающие широкий круг тем: «Замечательные люди Оренбургского края», «Точка на карте», «Стихи и рассказы», «Пейзажные зарисовки», «О братьях наших меньших».

Юные авторы не просто умиляются весенними цветами и прозрачными ручьями. Они бьют в колокол, воюют словом, спасают своим участием всё живое и светлое.

Во многих работ идёт настойчивое напоминание о подвиге тыловом и фронтовом, описываются новые подробности большой истории страны, которая проявляется в истории малой родины, в истории каждого рода. Уникальным – новаторским стал раздел «Замечательные люди Оренбургского края». Данная тема достойна стать названием отдельного издания. Думается, это начинание стоит продолжить.

Смело можно сказать, что в Оренбуржье подрастает достойная смена, ценящая и оберегающая лучшие культурные и литературные традиции своей малой родины.

Геннадий Хомутов, 
член Союза писателей России


Ссылка на материал на сайте "Внешкольник".