<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Михаил Кильдяшов

Скольжение Ковчега

о творчестве Виталия Аверьянова

Думаю, что Виталий Аверьянов, способный презентовать на одном мероприятии диск песен, книгу стихов и книгу философской публицистики, постоянно находится под перекрёстным огнём дружеских советов. Академические учёные ему, доктору философских наук, говорят: «Ну что ты тратишь время на эти стихотворные шалости! Твоё дело - серьёзные монографии, глубокие исследования, новая методология». А творческий цех в свою очередь возражает: «К чему эта учёная схоластика, аптекарский язык! Ты поэт, создавай образы, улавливай божественные глаголы».Кто здесь прав? Прав сам Аверьянов, выбравший срединный путь, узкую тропу между обезъязычевшей философией и обессмыслевшей поэзией. По одну сторону «тихая лирика», что уже долгие годы идёт на «звезду полей», что превращает рубцовскую традицию в «рубцовщину», вливает в ветхие мехи старое вино. Она не ищет новых форм, новых смыслов. Она, думая, что инерции патриархальной традиции в поэзии хватит ещё надолго, перестаёт быть убедительной, вдохновляющей. Она, повторяющая привычные слова и интонации, уже не учащает сердцебиения читателя. Оборвалась, никем не подхваченная, тропа Юрия Кузнецова, а ведь он, пожалуй, единственный, кто на нашем веку отыскал в поэзии золотую жилу надмирных смыслов, кто вдохнул в традицию новую жизнь, кто превратил образ в символ, предчувствие в прозрение, когда родилась баллада "Четыреста" или поэма о Христе. Слышится в песнях Аверьянова что-то от Кузнецова, традиция в авангарде, динамический консерватизм – это по-кузнецовски. По другую сторону аверьяновского пути – философия, что свелась к истории философии, к интерпретации чужих систем, к «запискам на полях Платона», к созданию учебников и пособий. Мысль покинула философию, ушла к политологии, социологии, экономике. Но мысли тесно в прогнозах, аналитике, статистике, в статьях, подчиненных газетной быстротечности событий. Мысли нужны небо и горизонт, небо над небом и горизонт за горизонтом.Путь Аверьянова – это путь обретения языка и смысла, путь их сопряжения. Русская культура давно не ходила этим путём, теперь он зарос, его предстоит торить заново. Это путь, проложенный Серебряным веком, где символисты встретились с религиозными философами, где поэтические "Симфонии" Андрея Белого сложились в целое мировоззрение, где Флоренский написал "Столп и утверждение Истины", по отдельным фрагментам которого можно поставить лирический радиоспектакль. Путь сопряжения языка и слова – это путь Бахтина, способного так поэтично сказать о хронотопе: «время вливается в пространство и течёт по нему».

Аверьянов, подобно этим предшественникам, влечёт за собой поэзию и философию, соединяет поэтические и философские пазлы в единую картину. Он создаёт не категории, не идеологемы, а метафоры, утверждает в реальности не чёрствый термин, а живой символ. Так из цивилизации Потопа выплывает цивилизация Ковчега: «У нас остаётся надежда, что это всё-таки не последние времена и что есть вероятность и шанс не просто построить Ковчег. Само это состояние Потопа можно отодвинуть исторически, ибо в мире ещё есть силы, и они велики, которые в это состояние не опрокинулись, не провалились».

В каждой песне, в каждом аверьяновском стихотворении поиск корня слова становится поиском корня бытия. Отсюда особая любовь к Хлебникову. Но корнесловие Аверьянова не только языческое, фольклорное, но и церковнославянское, эллинско-византийское. Оттого, может быть, иной читатель или слушатель заглянет в словарь, услышав сочетание «апофатическая Русь», но несмотря на это, поэтический смысл будет ясен, чист, лазурен:

И день придёт, он недалек –

Займется всюду наша песня.

И на короткий малый срок

Мир содрогнётся и воскреснет.

 

Сей мир боится наших грез,

Трепещет перед нами, бренный,

Когда в раскатах черных гроз

Кати́тся мир иной, безбрежный.

Этот новый мир уже грядёт срединным путём, шаги его порой тверды, громки, раскатисты, а порой едва различимы, как тихое скольжение Ковчега по водам.

Картинки по запросу "михаил кильдяшов"Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".

Председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв вручил оренбургскому поэту Ивану Малову писательский билет Союза писателей России с подписью председателя Союза писателей России Николая Иванова.

Иван Ерпылёв поздравил Ивана Петровича с долгожданным вступлением в Союз писателей России.

Состоялась онлайн-встреча поэта, председателя Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Ивана Ерпылёва с читателями Бугурусланского района.

На связь вышли библиотека города Бугуруслана, библиотеки сёл Русская Бокла и Старые Узели, а также библиотека села Подгородняя Покровка Оренбургского района.

Поэт Иван Ерпылёв прочитал стихи, рассказал о жизни и творчестве, о деятельности писательской организации.

Благодарим за организацию встречи библиотекаря Староузелинской сельской библиотеки Алёну Ивановну Масловскую!

 


С 5 февраля по 16 апреля 2021 г. по благословению ректора Оренбургской духовной семинарии иерея Петра Панова и председателя отдела социального служения Оренбургской епархии протоиерея Вадима Сороколетова состоится цикл лекций о семье "Насущные и жизненные вопросы в современном мире".
Ведущие лекций - секретарь Союза писателей России, к.ф.н. Михаил Александрович Кильдяшов и член Союза писателей России, филолог Ирина Витальевна Антонова.

Духовно-просветительские курсы организованы Оренбургской духовной семинарией совместно с Оренбургской епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Приглашаем вас, дорогие друзья. Вход свободный.
Адрес: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17, Оренбургская духовная семинария.

В связи с ограничительными мерами просим быть в маске и перчатках.
По всем вопросам можно звонить по телефону 201771.

В Курманаевской районной газете "Знамя труда" опубликована заметка директора Централизованной библиотечной системы О. Архиповой, в которой, в частности, говорится о поступлении в библиотеку новой книги поэта, члена Союза писателей России Ивана Ерпылёва "Плюсквамперфект".