<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В рамках программы развития университета проекта "Духовные скрепы" в институте педагогики и психологии ОГПУ прошла творческая встреча "Любовь к Родине начинается с любви к малой родине" с участием литературоведа, прозаика, поэта Ивана Глебовича Коннова. Встреча была приурочена к 120-летию со дня рождения нашего земляка фольклориста, прозаика, журналиста П.Т. Завьявловского. 
В мероприятии приняли участие обучающиеся направления подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" первого и второго курсов.
Иван Глебович рассказал студентам о поэтах серебряного века, их творчестве, деятельности П.В. Завьяловского. В своем рассказе он опирался на результаты своих исследований, на свои литературоведческие труды. Он затронул тему важности книг в жизни каждого человека. На живых примерах продемонстрировал значение малой родины для каждого человека.
"Такие встречи заставляют задуматься над вечными ценностями патриотизма, верности искусству и науке, любви к профессии", - отметили участники встречи.

 

Текст: Мария Чалкина

Квартира-музей скульпторов Гаврилы и Надежды Петиных впервые в этом году участвовала во всероссийской акции «Ночь искусств».

Надежда Петина запечатлела в бронзе не только портреты Пушкина, Даля, но и оренбургских писателей: Петра Краснова, Ивана Уханова, Владимира Одноралова. Поэтому литературный разговор на этой площадке оказался очень уместным.

4 ноября квартира-музей пригласила поэтов и прозаиков Оренбургского отделения писателей России и членов литературного объединения имени Даля. Иван Ерпылёв, Михаил Кильдяшов, Вера Октябрьская, Андрей Проскуряков, Жанна Данилова прочитали здесь свои стихотворения, Елена Городецкая и Мария Чалкина – рассказы.

– Мы пригласили выступить писателей, потому что именно Надежда Петина создала статуэтку–символ литературной премии «Капитанская дочка» – Машу Миронову, – отметила заведующая Музеем скульптуры имени Петиных Юлия Серебрякова. – Причём в таком очном формате музей скульптуры участвовал в «Ночи искусств» впервые.

– Наш учитель, поэт Геннадий Хомутов, любил цитировать строчку Самуила Маршака “люди пишут, а время стирает”. Мы все, творческие люди, надеемся на то, что наши строки, наши картины и скульптуры останутся в веках. И музей Петиных – это зримый пример сохранения памяти, то есть достижения цели творческого человека, – сказал председатель регионального отделения  СПР, поэт Иван Ерпылёв.

Прозаик и поэт Жанна Данилова поделилась впечатлениями от участия в акции:

– На этой площадке я выступила не в качестве прозаика, что привычнее, а прочла несколько своих стихотворений. И мне, как человеку пишущему, вдвойне радостно, что и мои друзья в этот вечер тоже принесли новые произведения. Люди пишут, а значит, живут и чувствуют, не замирают, что так ценно для современной литературы.

Всего за вечер квартиру-музей посетили больше ста человек: студенты, пенсионеры, матери с детьми, молодые пары.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Оренбуржье"

Михаил Кильдяшов

Ломоносовская карта

выросло целое поколение, которое до тридцати лет уже побывало в Турции, Греции, Египте, но внутри России не выезжало дальше своего региона

Время и пространство – важнейшие категории: физика, философия, история, искусство в первую очередь осмысливают именно их. Через них человек постигает самого себя, с ними соизмеряет свой труд, свои идеи, своё творчество. Порой пространство и время предстают перед ним как нечто живое, зримое, как то, с чем можно спорить, чему можно покоряться, с чем можно жить в унисон.

Философ и писатель Сергей Дурылин в одном из романов сказал: «Обижен человек временем. На жизнь намерено его времени аршином в двенадцать вершков, а он ещё и сам себя обмеривает на половину». Время коротко, а пространство огромно. Дали зовут, манят, завораживают. Отсюда извечные русские странники, что, очарованные бескрайним простором, готовы идти за горизонт. Отсюда наш порыв увеличить скорость движения, чтобы успеть за быстротечный век добраться до самых звёзд. Отсюда наше упование на небесную вечность, где время будет одолено.

Сегодняшний человек тоже обижен временем. Но нынешняя обида иного рода: скорее, уже время обиженно человеком – время историческое, без постижения которого мы становимся безродными, безъязыкими, безликими. Я часто вспоминаю, как во время последней университетской лекции нам, без пяти минут выпускникам, преподаватель древнерусской литературы сказала: «Мы научили вас истории Древней Руси и Российской Империи, но вы плохо знаете ту историю, которая была живой жизнью для ваших отцов и дедов». И это было правдой. Особенно ясно осознаёшь этот разрыв, когда после тебя уже выросло не одно поколение, когда ты сам стал носителем истории. Как туманно для них то, что ещё не отошло на временную дистанцию, какой событийный сумбур, какая мгла в их сознании, скольким небылицам они поверили из-за своего незнания. Август-1991 и октябрь-1993, Первая и Вторая чеченские ведомы им, кажется, меньше, чем Куликовская или Бородинская битвы. Недавно почившие Свиридов и Бондарев представляются им жившими в одну пору с Л.Н. Толстым и Чайковским. А ведь из этого и разрастается конфликт отцов и детей: они перестают быть современниками, будто в каждом следующем поколении начинается новое летоисчисление. Если эта связь предельно истончится, то и пращуры окажутся пассажирами отцепленных вагонов.

Есть и ещё одна обида. Человек пространством обижен. «Много ли человеку земли нужно?», - задавался вопросом в одноимённом рассказе Лев Толстой и приходил к выводу, что всего три аршина: на могилу. «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа», - возражал Чехов. Да, человеку нужен весь мир, его необходимо узреть и постичь, но прежде всего нужно узнать родную страну.

У нас выросло целое поколение, которое до тридцати лет уже побывало в Турции, Греции, Египте, но внутри России не выезжало дальше своего региона, предпочитая гостиничный сервис и логистический комфорт чужой стороны. Но ведь с насиженного места срываются не только ради отдыха и праздности. Я знал одного человека, который побывал на всех тёплых морях и океанах чужбины, но, тяжело заболев, поехал молиться в Троице-Сергиеву лавру. Когда увидел её небесную красоту, с тоской сказал: «На что я тратил жизнь…». Неужели только такой ценой к русскому человеку придёт осознание, что необходимо, по-гоголевски, «проездиться по России».

Меня всегда удивляло, почему в Оренбургской епархии в поколении священнослужителей, что были рукоположены в 90-ые, так много иконописцев. Оказалось, что все они выпускники одного художественного училища и ученики одного наставника, большого знатока иконописи Геннадия Найданова, который в советскую пору под предлогом изучения древнерусского искусства возил их по древним монастырям. Душевные зёрна дали духовные всходы.

Мне возразят, что сегодня при всём желании организационно осуществить нечто подобное гораздо сложнее. Справедливо. Но надо искать выход.

У нас есть опыт Пушкинской карты, которая даёт возможность школьникам и студентам бесплатно посещать выставки, спектакли и творческие мероприятия. Очень ценно было бы продолжить это просветительское начинание, учредив Ломоносовскую карту, что позволила бы учащимся хотя бы два раза в год побывать в знаковых городах и весях своего Отечества. Пусть молодое поколение увидит русские реки и горы, места боевой славы и святыни, места литературного и художественного паломничества, новые заводы и фабрики.

Никогда не полюбить того, чего не знаешь, того, с чем не соприкоснулся ещё в юности. «Архангельский мужик» начертил для нас карту жизни. Русское пространство ширится, русское время разгоняется: нужен ломоносовский шаг, ломоносовская скорость движения и мысли. Только тогда время и пространство простят нам свои справедливые обиды.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра"

Татьяна Владимировна Крещенская родилась 25.01.1983г. в посёлке Новодугино Смоленской области.

Участвовала в семинарах: «Областной семинар молодых писателей, посвящённый 55-летию литературного объединения им. В. И. Даля» в 2013 году, «II Всероссийский Некрасовский семинар молодых литераторов» в 2014 году, «14 форум молодых писателей РФ, стран СНГ и зарубежья» в 2014 году.

Публиковалась в газетах «Оренбуржье», «Вечерний Оренбург», журнале «Бельские просторы», коллективных сборниках «Поэтическая строка», «Новые писатели»,» «Третье свидание», антологии «Друзья, прекрасен наш союз!..». Печатается в газете «Вечерний Оренбург». Член Союза писателей России. Живет в Оренбурге.

Поздравляем Татьяну с юбилеем, желаем здоровья, творческих успехов, хорошего настроения!

В газете "Вечерний Оренбург" опубликована подборка стихотворений выдающегося современного поэта, нашего земляка Геннадия Красникова.

Геннадий Красников, автор семи поэтических книг и двух книг эссеистики «Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба» и «В минуты роковые». Как составитель и редактор осуществил уникальные культурологические проекты, выпустив целый ряд книг, имеющих большое значение для культурной и просветительской жизни нашей страны, получивших признание и большой отклик в читательской и издательской среде, отмеченных почётными дипломами и премиями. Вместе с поэтом В. Костровым (под общей редакцией) в 1999 году издал наиболее полную итоговую антологию «Русская поэзия. ХХ век», в 2009 году вышла составленная им антология «Русская поэзия. ХХI век», а также антология военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..» (2010, 2014), антология «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!.. Классики и современники о русском языке» (2013), антологии «Первая мировая война в русской литературе» (2014) и др. Лауреат литературных премий им. А.М. Горького, им. Бориса Полевого, «Горьковской литературной премии» (Российский фонд культуры, журнал «Литературная учёба»), Всероссийской литературной премии им. К.Д. Бальмонта «Будем как солнце», Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», «Большой литературной премии России», премии им. С.Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» (2016), награждён золотой статуэткой премии «Золотой Витязь» в номинации «Поэзия», номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат литературной премии имени Андрея Дементьева (2020), лауреат премии им. Г.Ф. Хомутова в номинации за литературное наставничество (2022). Участник Всемирного фестиваля искусств в г. Эдинбурге (1987 г.), V Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2014). Доцент Литературного института им. А.М. Горького, ведёт поэтический семинар.