В газете "Вечерний Оренбург" 27 июня 2018г. опубликованы стихотворения Вениамина Дмитриевича Побежимова и Александра Борисовича Трубенка.
Вениамин Дмитриевич Побежимов родился 28 ноября 1945 года в селе Пробуждение Бузулукского района Оренбургской области. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. 40 лет проработал на стройках Оренбуржья. Публиковался в альманахе «Гостиный Двор», в журнале «Брега Тавриды». Автор книг «На розовом коне», «Голуби из рук». Лауреат областной Аксаковской премии за первую книгу.
Александр Борисович Трубенок родился 12 августа 1954 года в посёлке Банк Азербайджанской ССР. Поэт и прозаик. В Оренбурге с 1957 года. Окончил Оренбургский политехнический институт в 1976 году. Работал инженером-проектировщиком в проектных институтах Оренбурга. Литобъединение им. В.И. Даля посещал с 1971 по 1984 год. Печатался в газетах «Комсомольское племя», «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», в сборниках «И дым Отечества», «И с песней молодость вернётся», альманахе «Гостиный Двор» №9, 25, 36, 39, 43, 48, 51, в трёхтомнике «Внуки вещего Бояна». Член Союза писателей России с 2013 года. Автор книг «Шуга» (стихи и рассказы), «Пойма» (стихи).
Михаил Кильдяшов
Когда душа становится великой
Поэзия – пророчество о прошлом и летопись будущего. В ней оживает всё, что, казалось, минуло безвозвратно, растворилось в небытии: проплывшее облако, увядший цветок, облик безымянного сказителя, сладкозвучная мелодия, не уловленная в нотный стан. Поэзии под силу составить «погодные» записи грядущего, заглянув на сотни и тысячи лет вперед, прозреть и «чёрный год», и «золотой век».
То, в чём современники усомнятся, от чего ужаснутся, поэт воплотит, встретит глаза в глаза. То, чему другие не смогут дать имени, поэт наречёт. Он найдёт точки соприкосновения прошлого и настоящего, превратит размеренную череду событий в одновременность всего.
Так поэзия Игоря Шкляревского живёт в трёх измерениях: ПРИРОДА, ИСТОРИЯ, СОН. Через них человек постигает свою подлинную суть, раскрывается подобно книге, в которой либо пустые страницы типографского брака, либо образы, отменяющие Концы и Начала, являющие Вечность и Бесконечность. И тогда человек становится больше себя самого, ему открывается всё: имя бабочки, тоска дерева, смех ручья. Человек оказывается всеотзывчив: бессловесный мир эхом повторяет каждую его строку.
Слово поэта – это первое слово первых Дней Творения. Отделились друг от друга небо и земля, суша и вода, и вот они, разъятые, вновь родили единство, когда «Вода вышла замуж за Небо». И теперь в реке можно ловить облака, а в вышине – небесных язей. В дивном сне на озерной глади можно разглядеть отражения всех, кто, отдав земное земле, плывёт в небесном ковчеге. И чтобы не потревожить вечности, важно не замутить воды:
Светлую воду в реке наберёшь,
мутную воду домой принесешь –
с думой нечистой.
Мутную воду в реке наберешь
светлую воду домой принесешь –
с чистою думой.
Поэт скрепляет союз Небес и Воды, становится проводником неизбывной синевы в мироздание. Оттого он преодолевает земное время, живёт «во всех веках одновременно», вместе с предками мечтает о будущем, вместе с потомками тоскует о былом:
В золотом славянском веке
Молчат истлевшие калеки.
Они о наших временах,
сгнивая заживо, мечтали,
а мы наивные печали
таим о прошлых временах.
Встреча правнуков и пращуров рождает ещё один золотой сон, где «русская земля плывет под парусами», где всколыхнув звёзды, как рыбацкие поплавки, этот сказочный корабль превращается в «одинокий цветок, кувшинку в затоне вселенной». Поэт тянется к цветку, желает узреть раскрывшийся бутон, познать тайну бытия. Цветок распускается, и из него в дивный сон врываются кошмары, видения о том, что «солнце погаснет однажды», что от всесокрушающего удара «вылетят из могил мертвецы и попадают в них – живые».
Наступает спасительное пробуждение, но уже наяву поэт видит, что в мире копятся враждебные атомы. «Бомбой убит соловей» – и открывается чёрная дыра, которая затягивает музыку. «У речки выпрямили русло, зато берёза вкривь пошла» – и мир лишается гармонии, своих идеальных форм: там, где был круг, теперь острые углы, там, где были прямые дороги, теперь тупики. «Сосна упала, в воздухе шурша, и пустоты над нами больше стало» – будто в линии обороны появилась брешь, и отныне природа и человек с его снами уязвимы перед любым врагом.
Атом за атомом в реакторе жизни копится радиация зла, разрушения и беспамятства. Реактор взрывается – и наступает Чернобыль бытия. Человека отторгает всё, он чужероден всему. Если раньше он «где хотел, там лежал на траве, под ольхой, под берёзой, под ивой», то теперь всё в природе говорит ему: «Отойди от меня!». Прошлое врывается в настоящее не началом жизни, а продолжением смерти. Предки передают потомкам не летописи и златоверхие храмы, а ржавые мечи и отсечённые головы.
Пахнут полынью былины.
Ржавчиной вытек из глины
князя Владимира меч.
Плавает солнце в тумане.
Вечность сховала в кургане
головы, сбитые с плеч.
Прошлое и будущее зажимают человека в тиски, пытаются раздавить его в настоящем: «Сзади – кони Батыя, а спереди быль. Это ветер принёс в Белоруссию пыль». От радиационной пыли мир теряет созвучия, поэтические строчки рассыпаются, превращаются в нестройную прозу. «Я на жалкую прозу сползаю, но во имя души продолжаю» – изо всех сил, последними рифмами поэт пытается удержать бытие от распада:
«В год 2209-й от зноя скрутились ботинки. На тризнах и на поминках люди плачут в печальные чашки. Просто плакать нельзя. В переулках стоят опреснители слёз. По дороге на кладбище путают чашки старухи:
– Я наплакала больше.
– Не ври, никогда ты не плачешь.
– Отдай, мои слёзы.
– Отстань!
Потеряла косынку Земля…
Ботинки–поминках – в потаённом созвучии слово тянется к слову, будто пытается зашить рану, преодолеть пропасть, закупорить чёрную дыру, покрыть простоволосую Землю узорным платом. Ведь если иссякнет поэзия, «переход за пределы сострадания» окажется необратим, сбудется пророчество о переполненных чашах слёз.
Чтобы развеять чёрную быль, преодолеть смертоносную радиацию, поэт ищет точку пересечения природы, истории и сна. Открывает древний текст, где в словесном строю позабытыми ратниками стоят юсы, яти и еры – не лѣполи ны бѧшетъ, братіе. Предчувствуя беду и уже борясь с ней, поэт сотни раз перечитывает «Слово о полку Игореве», ищет в нём всё новые и новые смыслы, снижает ими радиоактивный фон. Пишет переложение, чтобы через восемь столетий в слове восстановить связь времён.
Безымянные травы, разноголосые птицы, быстроструйные реки врачуют поражённый чёрной былью мир. Плач Ярославны возвращает в него любовь и сострадание. Жемчуг из сна Святослава сыплется в наши дни, рождает новые сны о том, что «на твоём веку словами «Словами о полку» разговаривают хаты».
Так поэт одолевает Чернобыль. В этот заветный час Победы «душа становится великой». Сквозь века, через битвы, моры и пожарища поэт приносит в настоящее «Книгу жизни – Книгу золотую». Накладывает её, словно крепкую печать, на дымящийся реактор, запечатывает адовы врата.
Чтобы познать финал финалов, поэт открывает последнюю страницу Книги и видит, что в недописанной строке «счастье ставит запятую» – значит, нет конца миру, нет конца слову.
Михаил Кильдяшов "Когда душа становится великой". "Литературная Россия". 29.06.2018г. № 24.
Вышла новая книга прозы члена Союза писателей России Александра Филатова-Тоцкого "Купание железного коня". Поздравляем с выходом книги!
Диалог с читателем
Поэзия или всё-таки проза…? «Любви, представьте, не ждала» - это очень маленькая повесть о любви, но уже само её название приоткрывает мир загадочной женской души, и скромный облик сельского библиотекаря раскрывается с неожиданной романтической стороны. Страница за страницей, небольшие по объёму рассказы, уносящие читателя то в жаркое, засушливое лето, то на зимний полустанок, от которого легко одетому студенту ещё шагать и шагать до родного дома. И вот оно – заветное сиянье над селом и спасительное тепло, отец, мать. Поэтому один из рассказов так и называется «Сиянье над селом». Не этим ли тёплым сияньем согреты степные рассказы Александра Филатова-Тоцкого. «Купание железного коня» - это не ушедшая эпоха, когда каждый сельский мальчишка с гордостью мог «оседлать» такого коня хотя бы в качестве помощника комбайнера. Это и Большая дорога, давшая путёвку в жизнь многим сверстникам Александра. И не здесь ли, на светлых речных затонах вызревала душа поэта?
Не здесь ли начинался его диалог с читателем? Проза напевна, лирична, пронизана высокой поэзией, идёт ли рассказ о характерах дорогих ему односельчан, или это живописное полотно расстилающегося весеннего луга.
Прекрасно владея, кроме литературного дара, ещё и кистью живописца, он со свойственной ему зоркостью художника передаёт в своих рассказах то, что не всегда заметит другой человек.
Диалог может быть разным. Иной автор может выбрать поучительный тон, назидательную интонацию. Совсем иначе в степных рассказах А. Филатова.
Он, на правах автора, ненавязчиво и просто ведёт тебя за руку по родным улицам, от человека к человеку, удивляясь и восхищаясь вместе с тобой, в каких- то ситуациях печалясь вместе с читателем (жизнь прожить - не поле перейти). А то вдруг накинет лёгкую оренбургскую паутинку на плечи пожилой крестьянки, и станет на душе теплей от этого неуловимого прикосновения. И что ещё немаловажно – это то, что рассказы одинаково интересны как взрослому человеку, так и мальчишкам, живущим на родной улице поэта. Одним словом, книга в самый раз для семейного чтения.
Т.И. Филимонова, член Союза журналистов России, с. Тоцкое
23 июня 2018 года отметил 70-летний юбилей член Союза писателей России, прозаик Александр Петрович Ялфимов (г. Уральск, Республика Казахстан).
Правление Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России поздравляют Александра Петровича с юбилеем и желает юбиляру здоровья, долголетия, творческой неутомимости и силы духа!
В связи с юбилеем, и за успешное решение грандиозных творческих задач по изображению быта и языкового своеобразия уральских казаков, неоценимый вклад в развитие дружбы между народами Российской Федерации и Республики Казахстан Александр Петрович Ялфимов награжден Благодарственным письмом Губернатора Оренбургской области.
А.П. Ялфимов - прозаик, публицист. Потомственный уральский казак. Окончил Уральский педагогический институт, работал в школе, на стройках, заводах. Печатается с января 1993 года. Первые литературные пробы – этюды, картинки из казачьего быта под общим названием «Зарубки на память». Публиковался в газетах «Надежда», «Пульс», «Талап», журнале «Дон». Первая книга – сборник рассказов «На Запольной реке» (Уральск, 2001). Автор социально – психологической повести «Казачий норов» (Уральск, 2003), в основе которой лежит реальная история из жизни двух старообрядческих семей, связанная с событиями похода на Хиву оренбургского генерал – губернатора В.А. Перовского. В литературном творчестве, которое опирается на устно – поэтические традиции уральских казаков, Ялфимов выступает в двух ипостасях: как мастер устного чтения рассказов в оригинальной манере уральского говора, и как автор малых жанровых форм – литературных сказов, миниатюр, баек. Член Союза писателей России с 2005 года. Живет в Уральске.
>>
>
>
>
Оренбургская региональная писательская организация Союза писателей России горячо поздравляет с 55-летним юбилеем прозаика, члена правления писательской организации Юрия Николаевича Мещанинова!
Желаем Юрию Николаевичу крепкого здоровья, дальнейших успехов на журналистском и литературном поприще, успехов во всём!
Юрий Николаевич Мещанинов после окончания школы поступил в Оренбургский государственный пединститут на филологический факультет. С 1984 года работал в Шахматовской и Ново-Александровской школах Бузулукского района учителем русского языка и литературы, директором школы. Награжден знаком отличия «Отличник народного просвещения». В это же время возглавлял на общественных началах Бузулукское литературное объединение.