<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В рубрике "Мастерская" газеты "Вечерний Оренбург" 11.07.2018г. опубликована подборка стихотворений поэта Георгия Ивановича Филиппова и рассказ Кирилла Зарубина "Пузырь".

Григорий Иванович Филиппов родился 5 июля 1943 года в селе Сивинь Краснослободского района Республики Мордовия. Окончил Оренбургское зенитно-артиллерийское училище, Киевское высшее артиллерийское инженерное училище. Майор. Печатался в альманахе «Гостиный Двор», в антологиях «Внуки вещего Бояна», «Утро Победы», «Друзья, прекрасен наш союз!..». Живёт в Республике Мордовия.

Кирилл Зарубин, член литературного объединения «Расцветающий сад», участник семинара для одарённых детей в Литературном институте им. Горького. Лауреат конкурса «Рукописная книга» и Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», Международной литературной премии им. Корсунова. Подготовил первую книгу рассказов, которая будет напечатана в издательстве «Ямб».

 

Михаил Кильдяшов

Ратники русского духа

Не печалься, человек, о коротком пути земном. Жизнь твоя – малое, но прочное звено в бесконечной цепи жизней. Делами твоими связуются великие свершения – те, что были, и те, которым ещё предстоит быть. Годичными кольцами вокруг тебя история рода и народа. Это твои линии обороны, но и твоё поле битвы, твоя ответственность за бытие: если ты дрогнешь – распадётся связь времен, жизнь утратит и человеческую правду, и Божественную Истину.
Годичные кольца разорвутся, и тебе откроется, что история земная – лишь небольшой отрезок истории небесной, краткий миг на пути от Бытия до Апокалипсиса, от Райского сада до Армагеддона. Сломаются семь печатей на заветной книге – и узришь ты Начало и Конец, Того, Кто есть Альфа и Омега. С чем придёшь к Престолу Его? Что возложишь на весы Добра и Зла? Созидай в жизни земной, пока на то отведено время. Жажди Истины, смиренно принимай страдание, ибо блаженны жаждущие и страждущие, стяжают они Царство Божие.
Вкниге «Блаженны страждущие…» Михаила Чванова собраны очерки и эссе, снижающие «апокалипсический фон» нашей жизни, противостоящие распаду бытия на бесплодные дела и дурно пахнущие «мёртвые слова». Михаил Чванов – собиратель. Собирание мира – голгофский удел подлинного русского писателя: «Судьба настоящего писателя в России – всегда Голгофа, но в то же время – нет судьбы, нет писателя, ибо настоящие книги пишутся истерзанной душой. А талант не более как только средство». Мир распадается на противоречивые смыслы. Они, утратив причины и следствия, уничтожают друг друга, разъедают прошлое, настоящее и будущее: «…всякий раз, когда наступает время великой ответственности, когда необходимо Главное знание о человеке, о Вселенной и Общее дело, человечество начинает рваться на части, впадать в междоусобицу, тонуть в низменных страстях, словно кто извне или изнутри специально толкает нас на это, чтобы мы, не дай Бог, не поняли главного». И надо как можно скорее найти точки пересечения, точки опоры, пусть порой странные, но сближения. Нужно, чтобы смыслы соединились, как молекулы, в прочную кристаллическую решётку. Нужно, чтобы связующие нити прошли сквозь время и пространство, показали, что русский мир нерасторжим, что из былого ничего не выпадает, что до поры забытое рано или поздно в памяти воскреснет.
Так через Табынскую икону Божьей Матери соединяются атаман Дутов и «русский Златоуст» митрополит Иоанн (Снычёв). Один в лихолетье унес её с собой, как сердце России, на чужбину, другой – промыслительно назвав «всего мира Надеждой и Утишением», написал ей акафист.
Так через самозабвенного «старателя» Ивана Аксакова, как на общей иконе, встретились «отечестволюбец» славянских народов Дмитрий Солунский и «игумен земли русской» Сергий Радонежский: в церкви в честь Дмитрия Солунского Иван Аксаков был крещён, а в Троице-Сергиевой лавре нашёл упокоение.
Так башкирская земля станет точкой притяжения для великого лексикографа Даля и поэта Василия Наседкина. Они окажутся здесь в разные эпохи, но благодаря родниковому русскому слову, что прошептали «весенние травы в степных краях», узнают друг друга в России Небесной.
В своей книге Михаил Чванов собрал ратников русского духа, «работников Божьих». Они, завершившие свой земной путь, предстанут перед нами живыми, неутомимыми и неодолимыми, даруют нам, так часто унывающим и ропщущим, надежду и силы. С.Т. Аксаков, Вячеслав Клыков, Юрий Казаков, Валентин Распутин, белые офицеры, «красные директора» и современные артельщики будут вместе с нами держать на плечах русское небо, станут проводниками «Общего Дела» и «Всеобщего Добра».
Вместе с ними мы продолжим созидать русский мир, где русский – это не понятие крови, а «вселенская идея», где русский – это «тот, кто любит Россию». Аксаковы с татарскими и турецкими корнями, явившие образец русской семьи, русского дома, русского труда, русской чести. Этнический датчанин Владимир Иванович Даль, воплотивший в своём словаре Божественную гармонию русского языка. Принявшая мученическую смерть немка по крови императрица Александра Фёдоровна. Норвежский учёный и полярный исследователь Фритьоф Нансен, чьими усилиями от голода в кровоточащей советской России были спасены сотни тысяч жизней.
Русский мир устремит свои силы на созидание и сохранение славянского мира. Иван Аксаков перевернёт флаг России, и он станет флагом независимой Сербии. Позже за неё вступится Николай II, и с этого начнётся русский Крестный путь. Скульптор Вячеслав Клыков привезёт в разгар бомбардировок сербам свой памятник преподобному Сергию Радонежскому, чтобы святой даровал им свой молитвенный покров.
Россия станет живым воплощением евразийской идеи – «любви к всечеловечеству». Этой любовью будет спаяно единство православных и мусульман, с этой любовью Верховный муфтий скажет, что «у мусульман России есть свой Халифат – Святая Русь».
Такая Россия отринет «низкую землю», устремится в «высокое небо», о чём напишет художник и философ Драгош Калаич: «Речь идёт о величественной метафоре решающего выбора между низким и возвышенным, между рабской согбенностью и правом гордо стоять в полный рост, между животными страстями и извечной тягой к божественным источникам человеческой души. Речь идёт о выборе истинной свободы – пусть даже ценой смерти – вместо рабской воли».
Эссе и очерки Михаила Чванова рождают уникальный жанр – ПОИСК. В каждом своём литературном и историческом изыскании автор — письмо за письмом, воспоминание за воспоминанием — восстанавливает картину жизни своего героя. Старательно, по каверинскому завету, «бороться и искать, найти и не сдаваться» – ищет он для мозаики недостающий кусочек смальты, чтобы полнее и прочнее стало наше сегодняшнее бытие. Но поиск важен не только восстановлением исторических фактов, но и обретением того, что не занесёшь в экспедиционный журнал или в литературоведческий справочник. Ищешь пропавшую арктическую экспедицию, а находишь новых друзей и единомышленников, убеждаешься, что русское мужество неизбывно. Ищешь на кладбище во Франции могилы русских эмигрантов, а обретаешь Высокое небо – свидетельство жизни вечной. Ищешь Табынскую икону Божьей Матери, а находишь икону в себе: «…в нас всё меньше внутреннего устроения, его нам упорно пытаются заменить чужим, с которым мы перестаём быть русскими людьми. Искать Икону нужно, прежде всего, в себе. И чем больше людей найдёт Её в себе, тем скорее Она вернётся…».
Человек, если помыслы его чисты, слова искренни, а дела богоугодны, подобен иконе с клеймами. На среднике ты сам, какой есть, без маски или забрала, со своими радостями и муками. А вокруг тебя твои земные дела. Восстановленная на родине церковь, где звонят колокола, и благовест их слышен всем, кто любит Россию. Оборонный завод, воздвигнутый нечеловеческими усилиями в потаённом месте, меж трёх гор, когда люди, кажется, сумели обогнать время. И ты стал летописцем этого завода. Переписка с русским писателем, который раньше других прозрел русский пожар, а потом сумел простить всех – и тех, кто поджигал, и тех, кто не смог одолеть огня. Ты берёг каждое слово этого писателя, каждым новым письмом продлевал его жизнь, продлевал жизнь русской литературы.
Всё это и ещё очень многое ложится на весы Добра и Зла. Отдаляет «время концов». Страждущие молят Вседержителя о том, чтобы не распалась главная связь – России земной и России Небесной.
 
 

В № 4 за 2018г. известного патриотического журнала "Изборский клуб" опубликована статья секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаила Кильдяшова "Вместо пули слово заряжу", посвященная передовицам писателя и публициста Александра Проханова в газете "Завтра".

Вышла в свет книга стихотворений известного тоцкого литератора, члена Союза писателей России Александра Николаевича Филатова-Тоцкого "Богородская трава".

Это - лирический дневник поэта. В ней только новые стихи, новые размышления о прошлом и современности. 

Сердечно поздравляем Александра Николаевича с выходом новой книги!

Мечтатели должны держаться вместе

        Так уж вышло, но во мне сохранилась детская привычка, читая новую книгу, время от времени останавливаться, смотреть на фотографию или графический портрет автора. Если, конечно, книга захватывает. Увлекательным сюжетом ли, изящным речевым оборотом, красивым эпитетом, точным сравнением, ярким образом, глубиной мысли, искренностью, наконец. Я перелистываю страницы, смотрю на автора и мысленно высказываю ему свои восхищение и уважение: молодец, мол. Вот, подметил, так подметил, вот, сказал, так сказал! Не изменил я этой привычке и, от корки до корки читая очередную книгу стихотворений Александра Филатова -Тоцкого «Богородская трава».

 

       И сам автор и всё его творчество мне давно и, довольно хорошо,  знакомы. Но подзаголовок «Новые стихи» на обложке, довольно объёмной, хорошо изданной книги, красуется не зря. Стихи в книге новые не только потому, что сравнительно недавно написаны, но ещё и потому, что в них проявились новые черты личности и таланта известного оренбургского Поэта. Впрочем, как и новые подтверждения незыблемости некоторых его глубоких убеждений и жизненных принципов.

                                                     «…Он сам собою вечно недоволен

                                                           И критикует нехотя друзей…»  - 

это автор о своём друге, замечательном художнике Николае Шумкине. И не о себе ли?

       Автор верен темам малой родины, воинской чести, семейного очага. Верен памяти ушедших друзей. Как же всегда актуален  и искренне - «прост» филатовский позитив:

                                                        «…Давайте думать о хорошем,

                                                              Давайте вместе запоём!..».

                                                 Или «…Когда бежит дорога под ногами,

                                                               Раскручивая жизненную нить.

                                                               Жизнь хороша, когда мы живы с вами – 

                                                               И это никому не отменить!»                                                          

       Но, вот, встречаю, как мне кажется, ранее менее характерные для поэта моментальная реакция на события в стране и в мире, и – категоричность, жёсткость оценок:

                                                              «…Отступники, не будет вам прощенья

                                                                    От ваших же прославленных родов…» - 

это он  о потомках (в широком значении) гетмана Хмельницкого.

        Страшила-футуролог, крутой (до первого жизненного минора) мажор А.Филатову не просто не попутчики, а скорее – инородные тела  в мире, где «мечтатели должны держаться вместе», и где «главное, чтоб солнце не спешило вдаль, главное, чтоб было ничего не жаль».

        Всё больше на новой странице творчества А.Филатова-Тоцкого (очень тоцкого!) темы детства, истоков, мыслей о Боге. И чувство юмора автора с возрастом (что бывает с отдельными из нас) не покинуло. 

        В книге читатели всех возрастов легко отыщут что-то особенное для себя. Встретятся не только с пахучей богородской травой.  Но и (при желании) смогут собрать букет самых разных настроений. И улыбнутся, и погрустят вместе с Поэтом. А по прочтении сборника лирики, кто-то, возможно, как автор этих строк, снова с благодарностью взглянет на портрет умудрённого жизнью бородача, похожего на былинного богатыря, защитника Святой Руси.

 

        Алексей Нихаёв, поэт, лауреат областной Аксаковской премии, с. Тоцкое.

 

Картинки по запросу богородская трава филатов

8 июля 2018 года на 85-м году жизни скончался писатель, председатель Высшего творческого совета Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев, возглавлявший Союз писателей России в 1994 - 2018гг.

Правление и члены Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России приносят искренние соболезнования родным и близким почившего.

Известный писатель, доктор исторических наук, профессор,  общественный деятель Валерий Николаевич Ганичев  родился 3 августа 1933 года на станции Пестово Ленинградской области (ныне Новгородская область), жил в Сибири (Омская, Тюменская, Курганская области), затем в Полтавской области (Миргородщина), закончил в 1956 году Киевский государственный университет (исторический факультет). После окончания преподавал в Николаеве, работал с молодёжью. В Москве (с 1960 г.) был на комсомольской работе. В 1964-1965 годах занимал должность заместителя главного редактора журнала «Молодая гвардия». С 1966 года – руководитель крупнейшего издательства «Молодая гвардия» (40 млн. книг в год, 25 журналов), с 1978 года – главный редактор газеты «Комсомольская правда» (разовый тираж 10 млн. экземпляров). Затем – главный редактор литературных журналов «Роман-газета», «Роман-журнал XXI век».
Валерий Николаевич Ганичев – автор ряда научных исследований по вопросам молодёжи, психологии восприятия текстов, печати. Защитил докторскую диссертацию по истории и практике печати для молодёжи в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (факультет журналистики), профессор МГУ. 
Литературной деятельностью стал заниматься с 1963 года, когда руководил журналом «Молодая гвардия». В 70-х годах вышли его первые книги («Наследники», «Чистые ключи», «С открытым сердцем», «У огня» и т.д.). В 80-е годы вышли его исторические романы и повести «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», книги о XVIII веке, где он художественно исследовал роль России, её героев и подвижников в жизни страны, Европы и Азии. Валерий Николаевич Ганичев активно занимается изучением и объяснением роли России, русского народа в контексте мировой цивилизации и культуры, в геополитических построениях времени (книги «Русские вёрсты», «Они выиграли войну. А вы?» и др.).
Валерий Николаевич Ганичев был одним из создателей Всероссийского общества охраны памятников, Фонда милосердия и согласия и др. Он участвовал также в создании Фонда «Русская национальная школа», Всемирного Русского Народного Собора, один из инициаторов канонизации адмирала Федора Ушакова.
Как председатель Союза писателей России Валерий Николаевич дважды посещал Оренбург, участвовал в выездных заседаниях секретариата Союза писателей России, всегда интересовался положением дел в Оренбургской писательской организации Союза писателей России.
 
 
 

Валерий Николаевич Ганичев