<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Иван Ерпылёв

Союз нерушимый

Литераторам, даже старшего поколения, бывшим очевидцами событий 90-х годов, свойственны заблуждения относительно статуса Союза писателей России и появления Союза российских писателей. Кто-то говорит, что Союз писателей СССР «раскололся» на Союз писателей России и Союз российских писателей. Кто-то говорит то же самое о Союзе писателей РСФСР. С юридической точки зрения дело обстоит совсем не так.

Следует оговориться, что есть преемственность «историческая» или «идеологическая», а есть юридическая.

Так, например, Литфонд теперешний не является преемником Литфонда СССР. Нынешний Литфонд создан заново как общественная организация. Именно в силу этого имущество Литфонда СССР (в частности, переделкинские дачи и иные объекты недвижимости) были изъяты из чужого незаконного владения «переверзинского» Литфонда в пользу государства решением Арбитражного суда города Москвы от 8 июня 2016 г. по делу № А40-131220/2014.

Это решение мотивировано тем, что после прекращения СССР, в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество учреждений, финансирование которых осуществлялось из соответствующего бюджета Российской Федерации или СССР.

Таким образом, Союз писателей СССР не мог «расколоться», поскольку его составляли союзы писателей входящих в СССР республик. Союз писателей СССР просто упразднился с прекращением СССР. Преемников у него нет.

Вместе с тем, даже на сайте РГАЛИ в исторической справке содержится неверная, лукавая фраза: «Преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей».

Это неверно и фактически, и юридически.

В Союз писателей СССР входил Союз писателей РСФСР. В ходе долгого изучения этой темы удалось установить, что Союз писателей РСФСР заново не создавался, не ликвидировался, никуда не исчезал и не раскалывался. Союз писателей России – это юридически и есть Союз писателей РСФСР. Если взять официальные документы из налоговой инспекции об общероссийской общественной организации «Союз писателей России», зарегистрированной по адресу г. Москва, Комсомольский проспект, 13, то мы увидим в графе «Дата создания»: 07.12.1958.

60 лет – это юридическая дата. На основании постановления Верховного Совета от 14.02.1992 г. № 2355-I произведена перерегистрация замены слова «РСФСР» в наименование Союза на слово «России». Так и получился – Союз писателей России.

Конечно, Союзу российских писателей выгодно претендовать на некое преемство с Союзом писателей СССР, в «Википедии» даже сказано, что Союз российских писателей возник «на базе Союза писателей СССР».

Это неверно с юридической точки зрения. Говорят, что Союз российских писателей был создан на фоне противостояния между «либеральным» Союзом писателей СССР и «патриотическим» Союзом писателей РСФСР.

Из-за назревших идеологических противоречий, на пленуме Союза писателей СССР в августе 1991 года после многочасовых прений секретарь Союза писателей РСФСР Ф.Ф. Кузнецов заявил, что Союз писателей РСФСР выходит из СП СССР, он и некоторые секретари Союза писателей РСФСР покинули заседание. Это стало причиной образования другого «российского» союза из членов СП СССР.

Во-первых, по уставу СП СССР и СП РСФСР, решение о выходе из состава СП СССР не может приниматься спонтанно, одним секретарём и без включения этого вопроса в повестку дня. Во-вторых, сейчас это преемство полностью утрачено – много ли в Союзе российских писателей членов СП СССР? И не пополнился ли он, в основном, за счёт вторичных литераторов, которых в СП СССР никогда бы не приняли? И, в-третьих, противоречие было снято в декабре 1991 года, когда все органы и организации СССР прекратили своё существование и действие.

Одни организаторы Союза российских писателей с течением времени стали ассоциировать себя с Союзом писателей России, другие – уехали за рубеж и оставили своё детище без внимания (Евгений Евтушенко).

Кроме того, в качестве общероссийской организации Союз российских писателей был зарегистрирован лишь в 1997 году – когда все разногласия внутри СП СССР стали призраками шестилетней давности.

Зато своим существованием Союз российских писателей продолжал раскалывать писательское сообщество и в постсоветское время, так, в Красноярске единая писательская организация распалась на отделения СПР и СРП только в 2001 году, когда, казалось бы, все идеологические разногласия были сняты, и остались только вопросы денег, грантов, верховодства и прочих организационных моментов.

Тем же, кто говорит, что в России два писательских союза, стоит напомнить, что официально зарегистрировано не менее 6 общероссийских писательских организаций – в том числе Российский союз писателей, Профессиональный Союз писателей России, Союз писателей XXI века и т.д.

В связи с этим, неправильно говорить о делении писателей на Союз писателей России и Союз российских писателей.

Нужно проводить разделение иначе – Союз писателей России, и все остальные.

Как есть одна Академия наук (в её числе – отраслевые Академии) и множество общественных академий, которые за определённое вознаграждение присвоят звание академика, которым можно обмануть лишь профанов.

Да и правительству нет нужды создавать какое-то искусственное образование (Союз литераторов и пр.) для работы с писателями – уже есть Союз писателей России, представленный в подавляющем большинстве регионов, объединяющий более чем 8000 писателей, успешно работающий с национальными литераторами.

Уточню, что все отделения СПР в регионах официально зарегистрированы как юридические лица, они сдают отчетность, платят налоги (если что-то зарабатывают).

Большинство отделений Союза российских писателей созданы без образования юридического лица, то есть не отслеживаются в ЕГРЮЛ. Сложно сказать о такой деятельности что-либо определённое.

Этого вполне достаточно для того, чтобы государство взаимодействовало с литераторами именно через Союз писателей России – все остальные писательские организации слишком формальны или малочисленны.

В такой ситуации у рядовых членов Союза российских писателей есть выход – объявить о роспуске своих региональных отделений и на общих основаниях, через приёмную комиссию СПР, вступить в Союз писателей России. И я уверен, никто их не попрекнёт прошлым – был бы талант.

Такая ситуация уже была в Оренбурге. Демократ Ю.Ю. Селиверстов вступил в Союз российских писателей согласно своим убеждениям. Когда он увидел, что идеологических противоречий нет, то вышел из местного отделения Союза российских писателей и был на общем собрании Оренбургской писательской организации СПР единогласно принят в Союз писателей России.

Были такие случаи и в Самаре, и в многих других городах.

Некоторые умудряются состоять сразу в двух или даже в нескольких союзах – ловят выгоду и там, и там. Это не запрещено законом, но с нравственной точки зрения недопустимо.

Несомненно одно – Союз российских писателей изжил те «демократические», протестные цели, ради которых он создавался, новой идеологии его руководители не предложили, прикрываясь спасительным патриотизмом, который вторичен по отношению к позиции Союза писателей России, даже в самые чёрные годы не менявшего убеждений.

Литературная Россия. № 20, 2018. 01.06.2018г.

В очередном выпуске литературной рубрики "Степные родники" областной газеты "Оренбуржье" опубликованы воспоминания Николая Бородина "Оккупация", стихи Леонида Попова, Юрия Петрунина, Александра Филатова.

 

 Николай Бородинов. Десятилетним мальчишкой Николай сполна пережил все ужасы оккупации родной деревеньки Костино Орловской области. В августе 1943 года стал невольным свидетелем Курской битвы, которая развернулась в нескольких километрах. Вместе с братом Мишей он вёл дневник, хранил немецкие и советские листовки, газеты, чтобы через десятилетия рассказать нынешним поколениям правду о тех событиях. «Горячий пепел» – книга воспоминаний, исповедь. 

В Оренбуржье Бородинов попал после окончания Харьковского авиационного института. Хотел поступить на журфак, да вмешалось КГБ – расследовали дела бывших фашистских полицаев из его родных мест, фамилия и паспортные данные одного были схожи с его. Несколько лет Бородинову на допросах пришлось доказывать, что это ошибка. Всё равно в 1961 году он подписал документ, что отказывается писать и публиковать свои произведения и воспоминания. Только через 20 лет после этого он взялся за перо. 

Леонид Попов родился в 1909 году в станице Губерля Оренбургской губернии, умер в Москве в 1995 году. 

С 1931 по 1954 год служил в армии фельдшером. Военный хирург, участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы. Работал в аппарате Совета министров СССР. 

Писать стихи начал с 16 лет, в конце 1920-х публиковался в оренбургских газетах «Село и станица», «Смычка». До последнего дня работал над итоговой книгой стихотворений «Перо и скальпель». В советские годы издал книги «Спасибо, доктор», «Горчайшая романтика мая», «Ранние сосны». Публиковался в оренбургских антологиях. Живёт в Оренбурге. 

Юрий Петрунин родился в 1939 году в станице Слащевской Сталинградской области. Окончил Литературный институт имени Горького. Служил в армии в Оренбурге. Автор книг «Зимние электрички», «Часы стремительных минут», «Опора», «Искушение зрелостью». Лауреат премии имени Дмитрия Кедрина «Зодчий», премии СП России «Традиция». Член Союза писателей России. Живёт сейчас в Москве.

Александр Филатов родился в 1950 году в селе Тоцком. Учился в Литературном институте имени Горького, член СП СССР, член Союза писателей России. Служил в армии, работал на заводе и в школе. Автор нескольких книг. 

В прошлом и нынешнем году издательская система Ridero выпустила в свет две его книги прозы («Бог шельму метит», «Купание железного коня») и две книги стихов («Люблю простор, объятый клевером…» и «Богородская трава»). 

   17 мая в библиотеке им.Х. Ямашева состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный  творчеству татарских поэтов-эмигрантов, которые внесли немалый вклад в татарскую культуру. Многие из передовой либеральной интеллигенции после Октябрьской революции были вынуждены эмигрировать из России. Они продолжали творить за рубежом, изливая в свои стихотворения, песни тоску по родине, землякам, горечь от безысходности и невозможности возвращения домой. Здесь рассказали о Гаязе Исхаки, Хусаине Габдюшеве, Сании Гиффат и др. Невозможно переоценить работу поэтов-, писателей-переводчиков, без которых мир не узнал Пушкина, Толстого, Шекспира, Гете и многих просто талантливых людей, в том числе малых народов России. В качестве переводчицы в данном мероприятии приняла участие оренбургская поэтесса, член Союза писателей России Люция Махмутова.

25 мая 2018 года в старинном селе Тоцкое состоялось заседание Тоцкого районного литобъединения "Обережный круг", посвященное его 15-летнему юбилею.

Праздник собрал многочисленных членов литобъединения, а также гостей, среди которых - представители местной власти, общественных организаций, библиотекари, почитатели таланта односельчан.

С даты учреждения, с 2003 года, литобъединением руководит член Союза писателей России, поэт, художник, журналист, педагог Александр Николаевич Филатов.

Александр Николаевич родился в Тоцке в 1950 году. Учился в Литературном институте имени М. Горького. Участник многих семинаров и совещаний молодых писателей. Более двадцати лет Александр Филатов руководит различными литературными объединениями Тоцкого района, автор многих публикаций в газетах «Литературная Россия», «Красная звезда», «Солдат Отечества», журналов «Советский воин», «Уральский следопыт», «Волга», «Октябрь», «Знаменосец», «На боевом посту», «Армия», «Оренбургский край», «Каменный пояс», «Гостиный Двор», «Наш современник», «Москва». Его стихи печатались в тридцати коллективных сборниках, выходивших в Калуге, Москве, Оренбурге. Автор многих книг стихотворений и прозы. В настоящее время руководит районным объединением тоцких литераторов «Обережный круг». Лауреат конкурса имени Валериана Правдухина.

Члены литобъединения подготовили презентацию "Обережного круга", вспомнили ушедших товарищей, прочитали "стихи по кругу". Вечер вела член литобъединения Татьяна Филимонова.

Выступили А.Н. Филатов и активисты литобъединения - Маргарита Кириллова, Никита Полуянов-Самратов, Елена Чернышова, Михаил Татьянников, Андрей Котмишев, Алексей Нихаев и другие. 

Иван Ерпылёв поздравил "обережцев" с 15-летним юбилеем, подчеркнув, что им очень повезло, что литобъединение возглавляет профессиональный литератор, член Союза писателей России А.Н. Филатов, который может указать на все ошибки и недоработки. Также выразил надежду, что и впредь их "круг" будет кругом доброты и взаимопонимания, вопреки известным строкам: "У поэтов есть такой обычай - в круг сойдясь, оплёвывать друг друга...". И.В. Ерпылёв вручил А.Н. Филатову благодарность Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России за многолетнюю просветительскую деятельность.

На вечере прозвучали песни на слова тоцких поэтов.

Также Иван Ерпылёв ознакомился с экспозицией школьного музея МАОУ "Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина", сделал запись в книге почетных гостей музея, поблагодарил заведующую музеем Марину Николаевну Павельеву за сохранение исторической памяти и за создание стенда о тоцких литераторах.


Михаил Кильдяшов

Есть высший судия...

о романе Александра Проханова «Идущие в ночи»

(«Роман-газета», 2001; «ИТРК», 2002; «Вагриус», 2008; «Эксмо», 2012; «Амфора», 2002, 2013; «Книжный клуб Книговек», 2010)

Время — тропа. Узкий путь, проложенный след в след среди капканов и подрывных точек. Один неверный шаг — и жизнь сдетонирует, смешает на тропе времени былое и грядущее. Один неверный шаг — и волчьи зубы ловушки сомкнутся на живой плоти, чтобы в последнем движении время замерло навсегда. Чувствуя опасность, оно, как дикий зверь, ищет запасную тропу, иное русло, куда может излиться жизнь, обогнув смерть. Время уводит идущих с твёрдой почвы, по размытому берегу ведёт к тёмной ледяной воде. Шаг в эту сковывающую холодом и ужасом воду подобен шагу в бездну, где тоже притаилась смерть. Время мечется в поисках исхода. Над землёй и водой сгущается тьма, и лишь на чёрном полотне неба возникают светящиеся точки, что таинственными созвездиями вычерчивают маршрут. Этот небесный путь влечёт всех идущих в ночи.

"Идущие в ночи" — роман Проханова о Второй чеченской войне, составляющий с романом "Чеченский блюз" своеобразную дилогию. В этих романах нет общих героев, действие разворачивается в разных политических обстоятельствах, но обе книги объединяются логикой истории, метафизикой войны, единым пространством жизни и смерти. Если в первом романе Россия утрачивает Грозный, который, выпав из мирной повседневности, становится "рассадником боли и страданий, то во втором — постепенно отвоёвывает его у кровавых захватчиков. В разрушенном городе не остаётся места для покоя и тишины. Это аномальная зона, где распространилась "радиация войны". Здесь всё пребывает в состоянии вражды: от одичавших собак до горящих домов, которые кидают друг в друга раскалённые головни. Грозный становится воронкой, куда затягивается всё зло мира.

Молодые генералы Второй чеченской уповают на то, что в этот раз у них не отнимут победу, дадут им добить врага, не оскорбят их "пораженческим миром", подписанным в самых высоких кабинетах страны. Генералы склоняются над картой Грозного и прозревают в ней освобождённый город, а сквозь него — Георгиевский зал Кремля, куда как победитель, усмиритель мятежников входит новый Верховный главнокомандующий.

Обескровленные отряды Басаева, которые всё активнее вытесняются из Грозного, могут либо решиться на последний бой, либо, сохраняя остатки сил, пойти на прорыв линии русских полков, чтобы в горах объединиться с Хаттабом и террористическими вылазками продолжить изнурительную для России войну.

Русские генералы разрабатывают спецоперацию "Волчья яма", согласно которой Басаева необходимо заманить в "ложную брешь" в кольце федеральных войск. Тропа, по которой станут отходить чеченцы, будет заминирована. Спецоперация кажется предельно выверенной, но война, способная всё изменить одним выстрелом, всегда вносит свои коррективы, переписывает сценарии самых опытных полководцев. Эту непредсказуемость ощущают все: от рядового солдата до штабного генерала.

Война повелевает миром, перерождает его. Она не знает оттенков и полутонов, у неё есть только цвета "кроваво-красный" и "смертельно-чёрный". Войне ведомо "решающее Слово для различения Добра и Зла", Истины и Лжи, Подвига и Предательства. Всё это ложится на весы бытия, и только Война решает, что перевесит — Жизнь или Смерть. Такая раздвоенность мира выстраивает в романе особую систему персонажей, где складываются пары либо единомышленников, либо противников.

В эпицентре боевых действий оказываются отец и сын Пушковы. Лейтенант Пушков, командир десантного штурмового отряда, дом за домом отбивает в Грозном пространство у чеченцев, чтобы те были вынуждены уйти из города. Полковник Пушков — начальник разведки, непосредственно отвечающий за то, чтобы Басаев не обошёл приготовленную для него "Волчью яму".

Полковник, храня честь русского офицера, не прячет сына по тылам, а отправляет его на передовую, в самое пекло войны. Полковник Пушков подобен генералу Раевскому, что пошёл в атаку в первой линии вместе со своими сыновьями, вдохновляя войска на праведный бой. Полковник жертвует ради победы самым дорогим. Его жертва подобна Авраамовой жертве, Христовой жертве, когда Отец взирает на распятого Сына, а Сын понимает, что иначе быть не может, смиряется с тем, что горькая чаша должна быть выпита. "Не рыдай мене, Отче", — скажет он и, окутанный небесным сиянием, принесёт израненному отцу глоток воды.

Полковник Пушков вступает в противоборство с главным врагом России — Басаевым. Два воина, оказавшиеся по разные стороны в нескольких горячих точках, они не станут стрелять друг в друга. Их противостояние иного рода: это борьба разведок, психологий, борьба человеческой хитрости и звериного чутья. Басаев, миновавший за свою жизнь не один капкан, не раз выходивший, как заговорённый, из-под обстрелов и бомбёжек, теперь подобен волку на псарне. Над его головой вот-вот закатится "чёрное солнце" с флага Ичкерии. "Ловчий" Пушков, загнавший "волка" в угол, не должен упустить победу.

Она не просто станет справедливым исходом конкретной войны, а вернёт в русскую жизнь вековечную Победу, вернёт золотое русское солнце, что, заслонённое смертоносным солнцем врага, на время померкло, но теперь пробивает тьму своими лучами: "Каждый век Россия в кровавых боях одерживает великую Победу, сохраняет свой Русский Путь. И каждый раз эту Победу выхватывают, превращают в груду обломков, хотят смахнуть с земли, вымести вон из истории… Здесь, в Грозном, мы должны победить. Русский солдат должен снова поверить в себя. Народ должен поверить в русского солдата и генерала. Россия должна поверить в армию". С этой Победы начнётся возрождение Великой Державы, которая вновь понесёт миру спасительные смыслы.

Басаев же воюет не только ради территории, денег или псевдосвободы.

Он стремится очернить, обнулить русские смыслы, русскую державность: "Русские пришли на Кавказ, разрушили общий дом, изуродовали жизнь народов. Они закупорили животворящую матку и остановили развитие мира. Они подключили огненную энергию Кавказа к своим чахлым пространствам, ленивому населению, сонной тусклой истории. Если бы не было Кавказа, не было бы русской культуры. Не было бы Пушкина, Лермонтова, Толстого".

Басаев пытается противопоставить русскому иное мессианство, возведя рай на фундаменте ада. Пытается отыскать истину в ядре ужаса, погрузив свой народ в насилие и смерть.

Об ином мессианстве говорит чеченский художник Зия. О жертве ради ближнего, о преумножении в мире добра и света, о сохранении спасительных смыслов, унаследованных от праотцов: "Мы должны были идти путями духа. Взращивать в своей среде художников, философов и артистов. Наши великие предки умели угадывать будущее, передавать мысли и чувства на расстоянии, владели тайной тяготения и вечной жизни".

Но чеченцы сбились с истинного пути из-за вырожденцев, которые пришли в мир со своей корыстью, подменили истину ложью, назвали мрак светом, превратили дивный город в моровую язву. Город, где теперь зияет кратер смерти, и, если его не закупорить, война никогда не прекратится: "Я собираю в себе силы света, призываю на помощь всех великих людей, живших до меня на Земле. Гомера, Аристотеля, Авиценну, Веласкеса, Диего Риверу, Льва Толстого, Юрия Гагарина. Они отдают мне свои великие мысли, присылают мне на помощь свои светлые души. С их помощью я остановлю войну".

Художник остаётся в Грозном, залечивает его раны образами, которые остались на полотнах в разрушенном музее, на стене разбомбленного дома. На одной картине кровавая битва на земле превращается в райский пир на небе, куда в братских объятьях слетаются души, освободившиеся от бренных тел, только что умертвивших друг друга в слепой ярости войны. На другой картине люди в белых одеждах, невесомые, идут по воде, и эта бесконечная вереница душ — свидетельство жизни вечной. Через такие образы убитый город возродится, распустится как древесная почка, почувствовавшая первое тепло.

Творцу-созидателю Зии противопоставлен творец-разрушитель Литкин — оператор и режиссёр, по заказу зарубежного телевидения снимающий патетический фильм о Басаеве. Литкин — слуга духа смерти. Он делает режиссёра бесстрашным и неуязвимым, когда тот оказывается с камерой в эпицентре войны. Литкин запечатлевает Грозный как "Гернику", как дантовские "Ад" и "Чистилище". Дух смерти питает режиссёра, но и он распространяет дух смерти. Поймав его в объектив, продлевает ему жизнь, собирает кадры пыток и гибели как "смертоносные зёрна", чтобы потом посеять их по всему свету.

Литкин снимает казнь русского солдата Звонарёва в плену, куда тот попал вместе с сослуживцем после штурма очередного дома в Грозном. Клык и Звонарь подобны Рыбаку и Сотникову из повести Василя Быкова. Могучий сержант Клыков со своей "звериной правотой" готов истребить чеченцев "до последнего младенца", воевать с врагом "око за око", без примирения и пощады. Звонарёв же призывает к милосердию, говорит, что Благодать сильнее Закона, и то, что скреплено любовью, гораздо прочнее того, что "спаяно железом лишь и кровью". Война с чеченцами для Звонаря — трагическое противостояние соотечественников, пелена на их очах; но после того, как "чёрный волк войны" будет уничтожен, все непременно прозреют.

Звонарь благовествует: поёт сослуживцам песню, где среди сладкозвучных слов сокрыто неизреченное Слово. Чудесная песня на мгновение превращает воюющий батальон в монастырскую братию, которой сквозь все ужасы боёв открывается иная жизнь, где золотой епитрахилью на поседевшие головы солдат опускается Божья длань.

В плену "животная правота" Клыка оборачивается животным страхом и предательством. Физическая сила не находит духовных сил для подкрепления, и в финале романа в "челне томления" Клык поплывёт по Реке мёртвых, реке забвения.

А Звонарь из последних сил бережёт в душе зерно веры. С этого зерна во время допросов и пыток пытаются содрать "оболочки", оскорбляя Родину, боевых товарищей, веру. Но неотмирными очами русский воин прозревает икону, которая оказывается вратами Царствия Небесного. А после будет икона, написанная уже земным иконописцем. А после — будет акафист, где прозвучит до времени сокрытое Слово… Слово о том, что Россия воскресла, что подвиг воина-мученика даровал ей новую жизнь.

Эту воскресшую Россию, как драгоценный дар, из рук святого принимает Избранник. Он, Верховный главнокомандующий русских полков, победивших в Чечне, переигрывает чёрных демонов, угнездившихся в России, превращает магические алмазы в их перстнях, с помощью которых они управляли историей, в безжизненный уголь. Разрывает их "паруса", наполненные "мусорным ветром", дующим из-за океана. Как раб на галерах, сам садится "на вёсла", выводит Россию на спасительный путь.

Все: террористы и олигархи, русские солдаты и офицеры, отцы и сыновья, праведники и предатели, "истуканы" и избранники — сойдутся на узкой тропе, где каждому будет уготована своя доля. "Кому память, кому слава, кому тёмная вода": кого-то земля отвергнет "кровавым взрывом", кого-то "воды многие" утянут на непроглядное дно. А кому-то воссияет звезда, что развеет мрак и укажет идущему в ночи — где смыкаются путь земной и путь небесный.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".