<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Михаил Кильдяшов

Честь - никому

"Капитанская дочка" Пушкина и русская мечта

"Числюсь по России» - так отвечал Пушкин на вопрос о месте своей службы. И, действительно, «солнце русской поэзии» и поныне озаряет всё наше Отечество, нет уголка, куда бы ни дотягивались его лучи. Пушкин для нас – мера всех вещей, мера всех идей, мера всех затей. На наших часах пушкинское время, в наших устах пушкинский словарь. Русская литература ждёт второго пришествия Пушкина: гения, который вновь преобразит жизнь, поднимет и помышления, и слова, и дела наши на небесную высоту. Мы ждём, что с новым поколением придёт тот пушкинский человек, о котором говорил Гоголь: «Это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».Неведомо, каковы эти двести лет. Долги ли, коротки ли они, точно или приблизительно отмерены, но мы не раз в своей истории видели этого пушкинского человека. Он водружал красное знамя Победы над логовом врага. Он улетал к звёздам и держал земную сферу на ладони. Он жертвовал собственной жизнью, не отрекаясь от веры и не снимая нательного креста. Он вызывал огонь на себя. Кажется, ещё совсем немного, и вопреки невзгодам и тяготам, тоске и тьме, возникнет не просто пушкинский человек, но пушкинский народ. Мы об этом мечтаем. Мечтал об этом Пушкин, ради чего и «числился по России».

И всё же если мыслить буквально, земно, пространственно, не так много мест, губерний, городов и весей, в которых удалось побывать поэту: Петербург, Москва, Крым, Кавказ, Псков, Нижний Новгород, Казань, Симбирск… Но всюду начал пульсировать родник, бить живоносный источник русской литературы. Слово спешило за Пушкиным, и там, где он хотя бы ненадолго останавливался, свивало гнездо, приживалось. Взгляните на современную литературную карту страны, и вы увидите, что наиболее яркие очаги словесности горят в местах пребывания Пушкина.Таково и Оренбуржье. Три благословенных сентябрьских дня, недолгая мелодия пушкинской лиры в наших степях – и этого хватило на века и поколения. Ради чего спешил сюда гений? Только ли ради творческого замысла? Пушкин торопился за временем, за русской историей. Стремился разгадать её загадку, её замысел. Но оказалось, что для этого недостаточно быть продолжателем дела Карамзина. Недостаточно «Истории Пугачёва», работы в архивах, чтения воспоминаний, бесед с живыми свидетелями. Факт – не ключ к истории. История не логична, а промыслительна, и там, где бессилен историк, нужен художник, нужна литература, нужен образ.

О чём "Капитанская дочка"? О чём этот роман – не повесть, нет, именно роман – где всего на нескольких десятках страниц из исторического события вырастает целая эпоха, философия русской жизни, русская мечта?

Ценно знать, что "Капитанская дочка" была первой книгой, изданной в блокадном Ленинграде после снятия блокады. Не "Медный всадник". Не "Полтава". Не "Евгений Онегин". Не "Каменноостровский цикл". А именно "Капитанская дочка", своей событийностью и географией далёкая от ХХ века и Ленинграда, посвященная не битве с внешним врагом, а внутреннему «русскому бунту». Почему? Пережившим Блокаду важна была книга о чести! О том, что они сберегли своим подвигом в первую очередь. О том, что русский человек хранил во все времена. И оборона Ленинграда, и оборона Белогорской крепости – это оборона чести. "Капитанская дочка" для блокадников стала спасительным довеском к тем скудным и суровым граммам хлеба. "Капитанская дочка", подобно стихам Ольги Берггольц, оказалась созвучна непоколебимому духу ленинградцев, их голгофскому подвигу.

Честь – ядро романа, мерило для каждого героя. Но это не просто дворянское достоинство, сбережённое смолоду, как платье снову. «Честный» в языке наших предков - не только «правдивый», но прежде всего «чтимый», «драгоценный», «дорогой». Некий тайник сердца, в котором укрылась душа.

Честен в одночасье выросший из недоросля в стойкого мужа Пётр Гринёв. Честен капитан Миронов и не предавшие его, не отрёкшиеся от присяги. Честен простой русский мужик Савельич, готовый положить жизнь за ближнего. Честна Маша Миронова – этот «чистейшей прелести чистейший образец», эта мужественная княгиня Ольга, эта выкликающая любимого из беды Ярославна. Эта вечная русская женственность с особой кротостью и чистотой всех пушкинских героинь. Честен и Пугачев с его самозванством, кровавой удалью, наточенным топором, с памятливостью на добро, с жаждой всеобщей справедливости и с грёзой о рае на земле, с жизнью в один, но глубокий, вдох, с плахой, с поклоном всему честному народу перед казнью. Вне чести остаётся лишь Швабрин и ему подобные, поражённые иудиным грехом, который как тля пожирает честь.

Честь влечёт за собою выбор. Каждый из героев, в каждом эпизоде романа оказывается перед выбором: между волей и плахой, любовью и смертью, судьбой и историей. Ещё в утробе матери тебя записали на службу в тихое место на краю империи, где, казалось бы, время остановилось, где вдали от русско-турецких фронтов тишь да гладь. Но у истории иной выбор, иной промысел. В непредсказуемом месте ломается хребет времени, и из разлома сочится русский бунт.

На одной чаше весов этот самый бунт. На другой – калмыцкая сказка, что из уст бунтовщика звучит страшно и пленительно: «Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон: чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст!».Орёл клюнул в темя ворона: убил мёртвое время, выпустил на волю, в степь, время живое. Ах, какой простор, есть где разгуляться русскому бунту. Кровавый хмель и тёмный морок, будто буран застит глаза, будто сон про бородатого мужика с топором никак не отступает. Ни конца, ни предела, пока Бог не скажет с высоты: «Я создал степи не для того, чтоб видеть кровь».

Как унять всё это в русской душе? Как сопрячь в русской истории и бунт, и честь? Что одновременно вместит их? Русская мечта. Пушкин разгадал эту тайну истории. Разгадал в «Капитанской дочке»: через оренбургскую степь, через пугачёвский бунт, через всепобеждающую любовь.

На этот горизонт мечты будет идти русская литература. К нему прикоснутся Короленко в "Пугачёвской легенде на Урале" и Есенин в поэме "Пугачёв". К "Капитанской дочке" потянется весь мир. Ничто так часто не будут переводить на языки всех концов света, как этот роман. Можно собрать целую библиотеку, целую коллекцию переводов. Сложно подобрать ключи к пушкинским словам, образам, смыслам. Русская мечта не поддаётся переводу, но по-прежнему остаётся притягательной.

"Капитанская дочка" - символ русской мечты – сама стала символом. В её честь в Оренбуржье уже много лет существует одноименная литературная премия для тех, кто сохранил честь смолоду, остался верен пушкинскому слову, пушкинским высотам. Среди лауреатов премии авторы, известные всей читающей России: Александр Проханов, Юрий Поляков, Леонид Бородин, Михаил Лобанов, Владислав Бахревский, Михаил Чванов, Геннадий Красников, Надежда Кондакова, Светлана Сырнева, Александр Торопцев, Евгений Курдаков, Николай Корсунов, Иван Уханов, Юрий Орябинский, Геннадий Хомутов, Игорь Бехтерев, Владимир Одноралов, Галина Матвиевская, Алла Прокофьева, Анатолий Тепляшин, Иван Ерпылёв, Илья Кириллов, Влада Абаимова…

Вручается премия и юным авторам – тем, кого на пути ждёт ещё многое: и отстаивание традиции, и творческое бунтарство. Хочется сберечь эту премию как островок литературной справедливости, где главное мерило – талант. Сберечь так, чтобы среди её лауреатов не оказалось окололитературных дельцов, эпигонов, тщеславцев. Чтобы в её жюри не было «неправедных судей». Только тогда премия останется угодна Пушкину.

Хочется вновь и вновь перечитывать "Капитанскую дочку". Хочется прожить свою жизнь, оставаясь мечтателем, исповедником высокой русской мечты. Только такая жизнь угодна Пушкину.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра"

По представлению председателя правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Ивана Ерпылёва известный оренбургский писатель, лауреат многих литературных премий Николай Волженцев в связи с 75-летним юбилеем награждён Благодарственным письмом Союза писателей России за подписью председателя СПР Николая Иванова.

Мы попросили Переволоцкую центральную районную библиотеку передать писателю эту награду, и на творческой встрече Николая Александровича с жителями села Черноречье 29 января 2022г. Галина Леонидовна Маликова, директор МБУК «Переволоцкая МЦБС», вручила Николаю Александровичу Благодарственное письмо Союза писателей России.

Жители села, малой родины Н.А. Волженцева, тепло поздравили его с юбилеем.

 

Информация о встрече размещена на сайте Переволоцкой МЦБС.

8 февраля 2022г. нас постигла ещё одна утрата - скончался наш старший товарищ, друг, поэт, член Союза писателей России Вениамин Дмитриевич Побежимов.


Вениамин Дмитриевич Побежимов родился в 1945 году в посёлке Пробуждение Бузулукского района Оренбургской области.

Инженер-строитель. Стихи начал писать с 15 лет. Печатается в газетах и журналах. В разное время стихи выходили в газетах «Под знаменем Ленина», «Комсомольская правда», «Петербургская газета», «Литературный Крым», «Оренбуржье», «Вечерний Оренбург» и др. Печатался в журналах «Брега Тавриды», «Союз писателей», «Дон_новый», «Александръ», «Кругозор» (Бостон, США) и различных литературных альманахах. Автор трёх сборников стихов, участник более 20-ти коллективных сборников. Лауреат областной Аксаковской премии за 2008г., лауреат 9-ти международных конкурсов журнала «Самарские судьбы», лауреат международного поэтического конкурса «Союзники – 7», дипломант международной литературной премии им. А. Куприна, лауреат международного литературного конкурса «Новые имена – 3». Член Союза писателей России.

 

Оренбургская региональная писательская организация Союза писателей России приносит соболезнования родным и близким покойного.

Скорбная весть пришла из Орска - на 74 году жизни после тяжёлой болезни скончалась член Союза писателей России Татьяна Александровна Белозёрова - поэт, журналист, просветитель, подвижник, одна из самых активных и принципиальных членов нашей писательской организации.

Татьяна Александровна всегда была полна творческими идеями и планами, которые она отстаивала и последовательно реализовывала.

В последние годы её публицистические статьи публиковались на общероссийском портале "Российский писатель", где получили восторженные отклики читателей.

Прощание с Татьяной Александровной пройдет 10 февраля 2022г. в 11 часов в Кафедральном соборе святого великомученика и победоносца Георгия города Орска.

Оренбургская писательская организация Союза писателей России приносит искренние соболезнования дочери Наталье, внучке Татьяне, всем родным, близким и друзьям Татьяны Александровны.

По итогам 2021 года сайт "Российский писатель" провёл анкетирование самых интересных и значимых писателей.

Ответил на вопросы анкеты и председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв.

1. Чем ушедший 2021-й год вам запомнился?

2. Какие события в жизни нашего писательского Союза Вы можете назвать наиболее важными?

3. Что Вам, писателю, позволяет оставаться самим собой в условиях нынешней политики пренебрежения самоценной литературой и насаждения обезличивающих человека стандартов?

4. Кто из современных писателей и почему у Вас сегодня вызывает наибольший интерес?

 

Иван ЕРПЫЛЁВ (Оренбург):

1. 2021 год для меня – год сложный, но интересный и в личном, и профессиональном (я еще и юрист), и в писательском плане. Было много частных поездок и командировок, много времени я провёл в дороге. В этом году мне была присуждена премия «Капитанская дочка», вышла подборка новых стихотворений на сайте «Российский писатель», в которой как раз преобладает тема путешествия и, скажем так, поиска пути.

2. Как руководитель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России, прежде всего, скажу о событиях в нашем регионе. Мы с Михаилом Кильдяшовым учредили премию имени Геннадия Хомутова за литературное наставничество, первым лауреатом которой стал Александр Проханов. Был проведён конкурс среди библиотек области, издан журнал «Оренбургская заря». Совместно с Оренбургским региональным отделением Всероссийского общества инвалидов (председатель Евгений Кашпар) провели Всероссийский конкурс творчества инвалидов «СТИХиЯ Пегаса». Самое главное событие мне видится в том, что в сложных условиях пандемии продолжается ежедневная кропотливая работа, которая более трудоёмка, чем проведение мероприятий, – выходили литературные страницы в газетах «Вечерний Оренбург» (главный редактор Александр Курусин) и «Оренбуржье» (главный редактор Юрий Мещанинов), вёлся сайт писательской организации и группы в соцсетях, заседало областное литобъединение имени В.И. Даля, выходили книги. Благодаря Дарье Тишаковой наши писатели регулярно выступают на областном радио. Уже в 26 раз проводится конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга», соучредителем которого является наша организация.

Что же касается Союза писателей России, в жизни которого я всегда принимаю непосредственное участие, мне понравилось, как юридически безукоризненно завершилась история с «Литературной Россией». 

3. Я думаю, что я практически независим от этих внешних условий, поскольку на меня невозможно оказать влияние, в моих поступках и в моём творчестве я остаюсь самим собой. Мне никогда не приходилось под что-то или кого-то подстраиваться. Я не отсиживался сиюминутного успеха, но и не отсиживался в ментальных катакомбах в самые трудные минуты.

Я не состою на жаловании, не получаю гранты, не имею должности, которая вынуждала бы меня говорить то, что нужно. 

Поэтому это восхитительное чувство внутренней свободы даёт основания полагать, что политика и стандарты уйдут в прошлое вместе со своими идолами, как это было не раз, а останется только подлинное, настоящее.

4. Я хочу отметить писателей, которые продолжают активно работать, не почивают на уже засохших, жёстких как сено лаврах прошлых лет. 

Начну с моих товарищей оренбуржцев. 

Мне импонирует суровая, но с юмором проза новотроицкого писателя Александра Муленко, которую я считаю своим долгом представить читателям сайта. Новые рассказы, повести, пьесы выходят из-под пера курманаевского затворника Владимира Пшеничникова, не раз попадавшего в рейтинг самых значительных современных русских писателей. Мне нравится творческая эволюция Жанны Даниловой, которая из детского писателя выросла в писателя без возрастных ограничений. Дарья Тишакова издала книгу рассказов, по которым можно изучать современное общество. Новые подборки стихотворений Александра Трубенка, Влады Абаимовой, Михаила Кильдяшова и Лины Логиновской даже удивили меня новизной, я рад за них. Мне близки философские стихи  Дмитрия Коноплина и широкая удаль кувандычанина Владимира Курушкина. Очень необычны стихи эрзянского поэта из Бугуруслана Дмитрия Таганова, которые я переводил с подстрочников. Александр Цирлинсон, новотроицкий поэт и просветитель, написал очень ценную книгу о своих встречах с интересными людьми. 

Мне интересны некоторые так называемые постмодернистские романы Александра Проханова, например, «Русский камень», поскольку он, мимикрируя под постмодернизм, разрушает саму основу современной либеральной литературы. 

Несомненные лидеры среди многих моих поэтических предпочтений – Геннадий Красников, Светлана Сырнева, Юнна Мориц.

Среди молодых писателей отмечу Марию Знобищеву и Романа Круглова, которым удаётся объединить новизну и традицию в своих стихотворениях.

Ссылка на анкету на сайте "Российский писатель"

Иван Ерпылёв - о концепции закона &quot;О культуре&quot; на сайте &quot;Российский  писатель&quot; | Новости Оренбурга - БезФормата