<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

3 мая 2018г. в Оренбурге у памятника "Детям войны" в парке им. Л.А.Гуськова состоялся вечер встреч и воспоминаний "Никто не забыт, ничто не забыто!", посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне и людям, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

От имени Главы Оренбурга поздравила ветеранов и всех оренбуржцев с годовщиной Великой Победы заместитель Главы города Оренбурга по социальным вопросам Валентина Снатенкова, также приветствовали собравшихся заместитель председателя Оренбургского городского Совета Игорь Шепель и руководитель регионального отделения фондов социальной поддержки ветеранов государственной службы по Оренбургской области Владимир Федоров.

Торжественная часть мероприятия завершилась возложением цветов к памятнику, после чего вечер продолжился выступлениями лучших городских коллективов.

Также в мероприятии приняли участие член Союза писателей России Люция Махмутова и член литобъединения имени В.И. Даля Жанна Данилова, они прочли свои стихи и стихи наших земляков: Мусы Джалиля, Г.Ф. Хомутова, Г.Н. Красникова, В.Н. Флейшера.

3 мая 2018 года состоялась встреча председателя Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Ивана Ерпылёва и секретаря Союза писателей России Михаила Кильдяшова с главным редактором газеты "Вечерний Оренбург" Александром Курусиным.

Писательскую организацию и газету связывает многолетнее сотрудничество в рамках рубрики "Мастерская", в которой регулярно выходят произведения оренбургских авторов.

Иван Ерпылёв поздравил Александра Вячеславовича с наступившим юбилеем, вручил ему благодарность Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России за многолетнее сотрудничество и первый номер нового литературного журнала "Оренбургская заря".

В ходе беседы писатели обсудили с главным редактором газеты новые проекты и единодушно решили укреплять и развивать совместное сотрудничество.

 

3 мая 2018 года студенты Оренбургской духовной семинарии приняли участие в совместном проекте духовной школы и Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России, приуроченном ко Дню Победы и Дню славянской письменности и культуры.

 

Главным организатором и вдохновителем проекта выступил преподаватель церковнославянского языка, доцент ОренДС, секретарь Союза писателей России М.А. Кильдяшов.

Студент первого курса Николай Осипов и студенты второго курса Артём Сахаров и Андрей Проскуряков, являющийся также руководителем Оренбургского отделения Совета молодых литераторов СП России, вместе с Михаилом Александровичем посетили радиостанцию «Радио России Оренбург» и приняли участие в записи стихотворений, посвященных теме Великой Отечественной войны и важности Русского слова.

В интервью ведущей «Радио России Оренбург» Оксане Кртян М.А. Кильдяшов отметил: «Тот факт, что в череде майских праздников День Победы и День славянской письменности и культуры стоят рядом, мне кажется промыслительным. Тема Слова и тема войны всегда сопутствуют друг другу. Из пожарищ великих войн всегда рождались великие литературные произведения».

«Особенно важным я считаю то, что сегодня стихи для наших радиослушателей прозвучали в исполнении студентов духовной семинарии, будущих священнослужителей, которые ежедневно произносят слова Священного Писания, церковные молитвы. Человек, который молится Богу, – тоже воин, духовный воин, и молитва – это его оружие», – подчеркнул Михаил Александрович.

«Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы старались выбирать не хрестоматийные стихотворные тексты, известные большинству наших соотечественников, а такие стихи, которые, может быть, широко не известны, но при этом обладают не меньшей художественной и духовной ценностью, чем, например, симоновское «Жди меня» или «Василий Тёркин» Твардовского. И в этом нам очень помогла книга «Ты припомни, Россия, как всё это было!..», которая вышла в издательстве «Вече» в 2010 году. Составил книгу уроженец Новотроицка, московский поэт и литературовед Геннадий Красников. В числе главных достоинств этой антологии, на мой взгляд, – то самое единство русского ратного духа и Духа Истины, представленное в стихах и прозе поэтов-фронтовиков, поэтов, родившихся во время Великой Отечественной, и авторов, чей жизненный путь непосредственно не связан с войной, но которые по-своему осмыслили эти трагические и одновременно великие страницы истории нашей Родины», – добавил М.А. Кильдяшов.

Стихотворения, прочитанные студентами ОренДС, будут транслироваться в эфире «Радио России Оренбург» на волне 91,0 Fm.

Ссылка на сайт Оренбургской духовной семинарии.

 

30 апреля 2018 года в областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялся Круглый стол по итогам XX областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга».

Организаторы мероприятия: Литературная гостиная Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко и Оренбургская региональная писательская организация Союза писателей России.

Участниками Круглого стола стали 56 юных литераторов, победители конкурса «Рукописная книга» из 28 территорий области: Абдулинского, Адамовского, Акбулакского, Александровского, Асекеевского, Беляевского, Домбаровского, Илекского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Новосергиевского, Октябрьского, Оренбургского, Первомайского, Переволоцкого, Пономаревского, Сакмарского, Саракташского, Светлинского, Тоцкого, Тюльганского районов; Гайского, Сорочинского, Соль-Илецкого, Ясненского городских округов; городов Орска и Оренбурга.

На мероприятии присутствовали члены жюри конкурса:

  • член Союза писателей России, бессменный председатель жюри областного конкурса «Рукописная книга», руководитель областного литературного объединения им. Владимира Ивановича Даля, лауреат Всероссийских премий «Традиция», «Капитанская дочка», «Оренбургская лира», лауреат международной премии «Имперская культура» Геннадий Федорович Хомутов;
  • председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России, лауреат Всероссийского литературного Пушкинского конкурса «Капитанская дочка» Иван Владимирович Ерпылёв;
  • секретарь Союза писателей России, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба, лауреат Всероссийской литературной премии «Капитанская дочка», лауреат премии им. Петра Ивановича Рычкова Михаил Александрович Кильдяшов.

Писатели поделились своими впечатлениями от проведенного XX областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга», рассказали об издании первого номера нового литературно-краеведческого журнала «Оренбургская заря», где опубликованы работы лауреатов конкурса и наградили победителей конкурса.

В ответном слове участники Круглого стола прочитали свои стихи, рассказали о своем обучении во Всероссийском центре для одаренных детей «Сириус» и вручили членам жюри видеофильм «Поэт из глубинки». Фильм создан юными журналистами телестудии «Мы вместе» Новосергиевского Дома детского творчества и посвящен поэту Г.Ф. Хомутову.

В заключение мероприятия оренбургский краевед, член Союза писателей России Иван Глебович Коннов провел для юных литераторов области пешеходную экскурсию по улице Советской.

Санникова Ирина Николаевна,
руководитель Литературной гостиной
ООДТДМ им. В.П. Поляничко

Ссылка на публикацию на сайте ООДТДМ им. В.П. Поляничко.

Оренбургская региональная писательская организация Союза писателей России благодарит министра культуры и внешних связей Оренбургской области Евгению Валерьевну Шевченко и директора Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской Людмилу Павловну Сковородко за помощь в предоставлении помещения для проведения Круглого стола.

 

Михаил Кильдяшов

Зачинают зло и рождают злодейство

в романе "Покайтесь, ехидны!" Проханов лишает своих врагов содержания, завладевает их естеством

Слово — противоядие. Спасение от разрушительных идей и образов, что впрыскиваются в сознание, порождают галлюцинации, выдают тьму за свет, кривду за правду. Слово-антидот одолевает в душе уныние. Обличает лукавцев и лжесвидетелей. Вытесняет из мира скверну, изгоняет врага, разрушает его каменных идолов и золотых тельцов.

Спасительное слово несёт с собой чистоту. Из него рождаются дивная заря и чудесный цветок. Это слово пропела птица в саду и произнёс младенец на руках у матери. Это слово пришло в мир в первый день творения, дало имя в Раю всему живому.

С таким словом идут в праведный бой те, кто "не убоялся страха ночного и стрелы, летящей во дни", кто наступил "на аспида и василиска" и остался невредим. Те, на кого из огня бросилась ехидна, но не оставила даже следа от укуса своего.

Страх развеялся, стрелы иссякли, и лишь ехидна уцелела, затаилась на время: укрылась то ли во мраке лесов, то ли в расщелинах скал, то ли в густых ветвях старого древа. Дала потомство, и порождения ехиднины ядовитыми полчищами двинулись сеять смуту и раздор. И теперь нужна надёжная ловушка, в которую опытный змеелов заманит весь ядовитый выводок, чтобы разом уничтожить его.

Такой ловушкой стал роман Александра Проханова "Покайтесь, ехидны!" — продолжение романа-фарса, романа-шаржа "Русский камень". Но если в "Русском камне" был эпицентром либеральной скверны Александр Глебович Невзороф, который притягивал как магнит, затягивал как воронка разнообразных "упырей" и "долгоносиков", то в новом романе за подобное лидерство борются несколько персонажей.

Из слизистого клубка оракулов-политологов, либеральных оппозиционеров, украинских "майдаунов", бессчётных сотрудников радиостанции "ЭхосМундис" попеременно в разных эпизодах высовываются плоские головки Дмитрия Быкова, Алексея Алексеевича Венедиктова, украинского хакера Шона и Станислава Александровича Белковского.

Эти неведомые зверушки — сбой в эволюционной цепи. Они "высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, — умрёт, а если раздавит, — выползет ехидна". Они шипят и фыркают, строят козни, копят яд, кусают исподтишка, выползая из своих укромных мест.

Роман "Покайтесь, ехидны!" стал ответом на один из таких укусов — взлом страницы Проханова в фейсбуке. На ней, по замыслу коварного политолога, украинский хакер, имитировав стиль писателя, выложил призыв идти на Кремль. Так на "цифровом фронте" враг посягнул на слово Проханова. Враг решил, что, завладев страницей в социальной сети, можно завладеть и самим человеком. Можно говорить от его имени, можно создавать вторую (виртуальную) реальность, которая вытеснит реальность подлинной жизни. При этом, лишившись своей "оболочки" в интернет-пространстве, человек утратит себя самого, будто код доступа к веб-странице станет разгаданным генетическим кодом. Опережая мысли и действия человека, с его раскодированной страницы в мир полетит послание, породит тектонические социальные сдвиги. И потом будет очень и очень сложно "обратить" этот процесс, дать опровержение, успеть известить всех о том, что сообщение ложно, что от твоего лица писал другой — враг, диверсант, лазутчик. Придётся менять интернет-оболочку, заводить новую страницу, укрепляя её несколькими "линиями обороны".

В романе "Покайтесь, ехидны!", нанося ответный удар, Проханов тоже лишает своих врагов содержания, тоже завладевает их естеством, но совершенно иным способом: писатель создаёт из них литературные образы. Причём Белковский, хакер Шон, Венедиктов, Быков и вся либеральная рать не становятся, по привычным художественным законам, прототипами, а уподобляются чучелам, из которых Проханов как опытный "таксидермист" вычищает всё многозначительное "нутро" и набивает пустую оболочку ветошью, ватой, соломой. Такие персонажи могут стать куклами, надетыми на руку писателя, а могут уподобиться лягушкам, надутым через соломинку, или лопнуть, как мыльные пузыри.

Проханов способен наполнить бесформенную оболочку либералов любым фарсом и фаршем. Станислав Александрович Белковский "как-то услышал о себе, что он неисчерпаем, как электрон", "хотел образумиться, но у него не получалось", "любил превращаться в Павловского и Радзиховского", "верил в переселение душ, он переселялся", "был кувшинкой и стоял одной ногой в воде", "жил в корнях травы", "любил хлорофилл, потому что он сам происходил от растений, и не просто от растений, а от водорослей", "был директором аттракционов в Парке культуры и отдыха", "проводил презентацию романа писателя Проханова “Русский камень”". И всё будет убедительно, потому что нелепо. И от такой "перекодировки" уже не спасёшься, её не удалишь как взломанную страницу. Слово, рождённое писателем, не только навсегда угодило в сети интернета, но и по старинке легло на бумагу, откуда даже в ХХI веке написанное пером не научились вырубать топором.

И противостоять подобным образам голых королей, перчаточных кукол, надувных лягушек, ехидн, вывернутых иголками внутрь, бессмысленно: посмеяться над смехом невозможно, а всерьёз возмутиться — значит лишь преумножить смех.

Так эстетика либерального постмодернизма — главное оргоружие ехидн — впервые была загнана в тупик: Проханов создал симулякр симулякра, деконструировал деконструкцию, поиронизировал над иронией, переиграл игру — обезвредил весь арсенал постмодернистских приёмов. И теперь либералов можно превращать в "блюда", которые Проханов поедает на завтрак, обед и ужин. Можно подменять в мавзолее тело Ленина телом Белковского и перезахоранивать его то в Ульяновске, то в Сибири, то в Швейцарии, то в Германии. Можно превращать хакера Шона в "карнюшон", "капюшон", "тушонку" или "пшонку". Можно взвешивать Венедиктова на весах и находить его слишком легким. Можно кормить Дмитрия Быкова классическими стихами, отчего он напишет неаполитанский романс с припевом "Нас вырастил Сталин на верность народу…".

С каждым новым абзацем в романе будут всё сильнее разрушаться причинно-следственные связи, нить повествования станет порой держаться лишь на языковой ассоциации. В итоге ехидны попадут не во власть событий, а во власть слова, с которым Проханов обращается виртуозно: "Мечта Станислава Александровича Белковского напоминала американскую мечту. Но если американская мечта называлась "град на холме", то мечта Станислава Александровича Белковского называлась "холм на граде", то есть холмоград. Станислав Александрович Белковский искал на карте город своей мечты, но не нашёл Холмоград, а нашёл Холмогоры и решил туда поехать". Так ехидны одна за другой оказываются в капкане романа, и им остаётся только каяться.

Ловушка оказалась надёжной, неожиданной, новаторской. Роман-фарс, роман-шарж трансформировался в другой оригинальный жанр — роман-комикс. Здесь каждое предложение рождает зримый образ. Каждая коротенькая главка — это своеобразная картинка с облаком, раскадровка жизни тех, кто хотел превратить всё в абсурд, а в итоге сам стал абсурдом: "Станислав Александрович Белковский был человек жестокий и беспощадный. В детстве втайне от матери он убил шесть мух и не предал их земле. Потом он убил Авеля. Из пращи убил Голиафа. Зарезал Юлия Цезаря. Задушил Дездемону. Пронзил кинжалом Марата, принимавшего ванну. Взорвал бомбой императора Александра Второго. И зарубил ледорубом Льва Троцкого. Однако всё это не мешало ему быть отзывчивым и добрым. Так, будучи гусём, он спас Рим".

Роман-комикс как жанр — это концептуальная пародия на постмодернизм, на его поэтику, эстетику, мироощущение. Это схоже с тем, как "Дон Кихот" Сервантеса стал пародией на средневековые рыцарские романы и одновременно воплотил новые художественные принципы эпохи Возрождения.

"Постмодернизм свёл литературу к игре в бисер. Эта литература учит, как расплести время на бесчисленное количество пёстрых, не связанных между собой нитей. Людям, живущим в наши дни, нужна литература, связывающая распавшиеся волокна в единую ткань", — напишет Проханов в романе "Виртуоз". "Покайтесь, ехидны!" нейтрализует технику "расплетения" бытия, сводит её на нет, ищет способы вновь собрать мир.

Но что грядёт на смену постмодернизму? Что возникает на месте деконструированной деконструкции? Что вырастает из этого сора?

Как и "Русский камень", роман "Покайтесь, ехидны!" завершается россыпью прохановских стихов, где несколько десятков самостоятельных четверостиший, соединяясь, являют судьбу человека, судьбу Отечества, складываются в целое мироздание:

Я книга ветхая, где ссохлись все страницы.

Но вдруг открою книгу наугад,

И расцветут моих любимых лица,

Польётся слов волшебный аромат.

 В каждом таком четверостишии "единица в одночасье может стать равна миллиону", в каждой строке подтверждается, что "всё на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой":

В немой тоске душа замкнулась снова.

Так солнце затмевают облака.

Но вдруг сверкнуло огненное слово,

Как солнца луч на острие штыка.

 Мир на книжной странице рождается не из игры в цитаты и аллюзии, а из реальности, из прожитой жизни, из личного опыта, в котором сконцентрировалась, спрессовалась история страны, её битвы, поражения и победы:

Я был солдат. Я жизнь провел в сраженьях.

Моих утрат не взвесить на весах.

Я потерпел земное пораженье,

Но одержал победу в небесах.

В этих стихах нет места иронии. О сокровенном говорится сокровенно. В земном прозревается небесное, в прошлом — настоящее, во временном — вечное. В каждой точке бытия — Вселенная. Каждое движение и дыхание мира Божьего — сакрально:

Когда Господь сурово спросит:

"Что ты с земли ко мне принёс?" —

"Морозное сиянье сосен

В хрустальной белизне берёз".

Так игровому и ироничному постмодернизму приходит на смену наполненный смыслами сакральный реализм, где слово больше звука и формы, глубже своего словарного значения. Слово — противоядие, слово — спасение, слово — глоток жизни вечной.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".