<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Михаил Кильдяшов

Я видел свет

к 80-летию со дня рождения Бориса Примерова (1 июля 1938 — 5 мая 1995)

Слово — пуповина, связующая человека с мирозданием. Уже первые мгновения жизни он облекает в крик, в звук, будто ищет сокровенное слово, через которое вольётся в него историческая память, знание обо всех, кто был до него, от поколения к поколению ковал цепь рода. Заветное слово открывает особую тайну природы, заложенную в неё Праотцом, когда тот в Райском саду давал имена всему сущему. И отныне природа своим многоцветием и многозвучием рождает для слова новые образы, новые оттенки, новые смыслы.

Поэт — ловец этих смыслов. Он заарканивает их строкой, сопрягает друг с другом, чтобы язык не мелел, ширился, подобно степи, устремлялся, словно цветок, к самому солнцу. Потому Борис Примеров скажет, что нужно жить, "как повелело небо, как приказал язык". Поэт ищет в природе ненаречённое, бесплотное — то, что ещё предстоит вочеловечить и воплотить. Поэт вглядывается и в звезду небесную, и в былинку земную, слушает соловья — открывает во всём "незакатное, близкое, чистое".

Ненаречённость манит, просит для себя у поэта такого слова, какое жило в песне предков, когда не было автора, а был народ, что передавал слово из века в век, как чашу круговую; когда не было искусства, а было естество. И надо отнестись к этой песне пращуров не как к фольклорному мотиву, что навсегда зацементируется в художественной строке, а как к живоносному источнику, испив из которого сам зазвучишь, словно родник:

Как из правого рукава

Кажду ночь выпускаю на волю

Соловьиху и соловья

Во широкое чистое поле.

Родниковое слово предков снимает с мира пелену. Через родниковое слово видишь отчётливее, слышишь яснее. И вот близ себя улавливаешь неведомый звук, мгновенный блик. Блик растаял, а звук ещё длится. Ты спешишь на звук, всматриваешься в небо, в траву, в цветы — и видишь след шмеля. Он растворяется летним маревом, не успев возникнуть: звук — след, звук — след… Так открывается особый миг бытия, где прошлое и будущее одновременны:

Какие травы на меже!

Какие облака!

Но ключ к земле, к её душе

Ты не нашёл пока,

Хотя пошёл шмелю вослед

И слышал как поэт,

О чём мечталось столько лет,

Чему названья нет.

 

Ты шёл, как по полю трава,

Как дни за солнцем шли,

Чтобы услышать все слова

Из первых уст земли.

 След шмеля — открытие, которому поэт дал имя, — незримо для других ведёт его, прочерчивает ему жизненный путь. И кажется, на этом пути не будет ни тупиков, ни пропастей. Будет бесконечно струиться живая вода слова, звучать песня пращуров, сберегаться "пророческая тишь" русского языка, "нерушимая святая тишина" неба.

Но в бытие врывается жуткая какофония. Она рождена не водой и птицей, не грозой и ветром, а творением рук человеческих, когда они уже не творили, а вытворяли:

Но мы о небе позабыли,

Лазурный сон тоской земли,

Печатью злобы заменили,

Зарылись в камнях и пыли.

Человек на миг отрёкся от природы, искусился цивилизацией и теперь гибнет под её тяжестью. Он ничего не видит и не слышит, его век уже не способен перекликаться с минувшими веками, потому что из памяти постепенно вытравили "язык среднерусской равнины", потому что иссякла любовь к отеческим гробам. И на сдавленное "Ау!" потомков ответа предков уже не будет. Наступает полное беззвучие, мучительная глухота — первый признак надвигающейся смерти.

Родина, отсечённая от всех однокоренных слов: "род", "народ", "природа", — уподобляется лошади из мучительного сна Раскольникова. Те, кто ворвался в мир из адской какофонии, пытаются вытянуть из живого тела последнюю трепещущую жилку, развязать когда-то прочный сноп, чтобы по одному переломать тонкие колосья.

Разрушители стремятся добраться до слова, сокрытого в самом сердце Родины, потому что, пока слово дышит, Родина, даже израненная, поруганная, усечённая, остаётся собой.

В эту пору каждым новым стихотворением, как живым щитом, Борис Примеров заслоняет слово. Подобно Николаю Глазкову, взмолившемуся во время войны "Господи! Вступися за Советы…", через пятьдесят лет поэт, идущий по следу шмеля, читает свою молитву:

Боже, который Советской державе

Дал процвести в дивной силе и славе,

Боже, спасавший Советы от бед,

Боже, венчавший их громом побед.

Боже, помилуй нас в смутные дни,

Боже, Советскую власть нам верни!

 

Властью тиранов, Тобою венчанных,

Русь возвеличилась в подвигах бранных,

Стала могучею в мирных делах —

Нашим на славу, врагам же на страх.

Боже, помилуй нас в горькие дни,

Боже, Советский Союз нам верни!

 

Русское имя покрылось позором,

Царство растерзано тёмным раздором.

Кровью залита вся наша страна.

Боже, наш грех в том и наша вина.

Каемся мы в эти горькие дни.

Боже, державу былую верни!

 

Молим, избави нас от искушенья

И укажи нам пути избавленья.

Стонет измученный грешный народ,

Гибнет под гнётом стыда и невзгод.

Боже, лукавого власть изжени,

Боже, Империю нам сохрани!

"Высшие расы" не осуществили план "Барбаросса", но теперь его вспомнили "лукавые власти". Они не просто дали врагу ключи от города, но распечатали Адовы врата — и теперь ради спасения Отечества нужна великая жертва.

След шмеля приводит поэта к путевому камню. Из трёх дорог поэт выбирает смерть. Он принял её не от врага, а от слова, открывшего ему в одночасье все имена, все смыслы. Это даже не смерть, а умиротворение. Не отчаяние, а самозаклание, ибо поэт среди тьмы в последний миг жизни прозрел свет: "И воли Божеские звуки бороли тьму — я видел свет".

Солнечный луч из очей поэта озарил след шмеля — и от предков к потомкам протянулась золотая нить, что выводит Родину на спасительный путь. 

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра".

В рубрике "Мастерская" газеты "Вечерний Оренбург" 11.07.2018г. опубликована подборка стихотворений поэта Георгия Ивановича Филиппова и рассказ Кирилла Зарубина "Пузырь".

Григорий Иванович Филиппов родился 5 июля 1943 года в селе Сивинь Краснослободского района Республики Мордовия. Окончил Оренбургское зенитно-артиллерийское училище, Киевское высшее артиллерийское инженерное училище. Майор. Печатался в альманахе «Гостиный Двор», в антологиях «Внуки вещего Бояна», «Утро Победы», «Друзья, прекрасен наш союз!..». Живёт в Республике Мордовия.

Кирилл Зарубин, член литературного объединения «Расцветающий сад», участник семинара для одарённых детей в Литературном институте им. Горького. Лауреат конкурса «Рукописная книга» и Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», Международной литературной премии им. Корсунова. Подготовил первую книгу рассказов, которая будет напечатана в издательстве «Ямб».

 

Михаил Кильдяшов

Ратники русского духа

Не печалься, человек, о коротком пути земном. Жизнь твоя – малое, но прочное звено в бесконечной цепи жизней. Делами твоими связуются великие свершения – те, что были, и те, которым ещё предстоит быть. Годичными кольцами вокруг тебя история рода и народа. Это твои линии обороны, но и твоё поле битвы, твоя ответственность за бытие: если ты дрогнешь – распадётся связь времен, жизнь утратит и человеческую правду, и Божественную Истину.
Годичные кольца разорвутся, и тебе откроется, что история земная – лишь небольшой отрезок истории небесной, краткий миг на пути от Бытия до Апокалипсиса, от Райского сада до Армагеддона. Сломаются семь печатей на заветной книге – и узришь ты Начало и Конец, Того, Кто есть Альфа и Омега. С чем придёшь к Престолу Его? Что возложишь на весы Добра и Зла? Созидай в жизни земной, пока на то отведено время. Жажди Истины, смиренно принимай страдание, ибо блаженны жаждущие и страждущие, стяжают они Царство Божие.
Вкниге «Блаженны страждущие…» Михаила Чванова собраны очерки и эссе, снижающие «апокалипсический фон» нашей жизни, противостоящие распаду бытия на бесплодные дела и дурно пахнущие «мёртвые слова». Михаил Чванов – собиратель. Собирание мира – голгофский удел подлинного русского писателя: «Судьба настоящего писателя в России – всегда Голгофа, но в то же время – нет судьбы, нет писателя, ибо настоящие книги пишутся истерзанной душой. А талант не более как только средство». Мир распадается на противоречивые смыслы. Они, утратив причины и следствия, уничтожают друг друга, разъедают прошлое, настоящее и будущее: «…всякий раз, когда наступает время великой ответственности, когда необходимо Главное знание о человеке, о Вселенной и Общее дело, человечество начинает рваться на части, впадать в междоусобицу, тонуть в низменных страстях, словно кто извне или изнутри специально толкает нас на это, чтобы мы, не дай Бог, не поняли главного». И надо как можно скорее найти точки пересечения, точки опоры, пусть порой странные, но сближения. Нужно, чтобы смыслы соединились, как молекулы, в прочную кристаллическую решётку. Нужно, чтобы связующие нити прошли сквозь время и пространство, показали, что русский мир нерасторжим, что из былого ничего не выпадает, что до поры забытое рано или поздно в памяти воскреснет.
Так через Табынскую икону Божьей Матери соединяются атаман Дутов и «русский Златоуст» митрополит Иоанн (Снычёв). Один в лихолетье унес её с собой, как сердце России, на чужбину, другой – промыслительно назвав «всего мира Надеждой и Утишением», написал ей акафист.
Так через самозабвенного «старателя» Ивана Аксакова, как на общей иконе, встретились «отечестволюбец» славянских народов Дмитрий Солунский и «игумен земли русской» Сергий Радонежский: в церкви в честь Дмитрия Солунского Иван Аксаков был крещён, а в Троице-Сергиевой лавре нашёл упокоение.
Так башкирская земля станет точкой притяжения для великого лексикографа Даля и поэта Василия Наседкина. Они окажутся здесь в разные эпохи, но благодаря родниковому русскому слову, что прошептали «весенние травы в степных краях», узнают друг друга в России Небесной.
В своей книге Михаил Чванов собрал ратников русского духа, «работников Божьих». Они, завершившие свой земной путь, предстанут перед нами живыми, неутомимыми и неодолимыми, даруют нам, так часто унывающим и ропщущим, надежду и силы. С.Т. Аксаков, Вячеслав Клыков, Юрий Казаков, Валентин Распутин, белые офицеры, «красные директора» и современные артельщики будут вместе с нами держать на плечах русское небо, станут проводниками «Общего Дела» и «Всеобщего Добра».
Вместе с ними мы продолжим созидать русский мир, где русский – это не понятие крови, а «вселенская идея», где русский – это «тот, кто любит Россию». Аксаковы с татарскими и турецкими корнями, явившие образец русской семьи, русского дома, русского труда, русской чести. Этнический датчанин Владимир Иванович Даль, воплотивший в своём словаре Божественную гармонию русского языка. Принявшая мученическую смерть немка по крови императрица Александра Фёдоровна. Норвежский учёный и полярный исследователь Фритьоф Нансен, чьими усилиями от голода в кровоточащей советской России были спасены сотни тысяч жизней.
Русский мир устремит свои силы на созидание и сохранение славянского мира. Иван Аксаков перевернёт флаг России, и он станет флагом независимой Сербии. Позже за неё вступится Николай II, и с этого начнётся русский Крестный путь. Скульптор Вячеслав Клыков привезёт в разгар бомбардировок сербам свой памятник преподобному Сергию Радонежскому, чтобы святой даровал им свой молитвенный покров.
Россия станет живым воплощением евразийской идеи – «любви к всечеловечеству». Этой любовью будет спаяно единство православных и мусульман, с этой любовью Верховный муфтий скажет, что «у мусульман России есть свой Халифат – Святая Русь».
Такая Россия отринет «низкую землю», устремится в «высокое небо», о чём напишет художник и философ Драгош Калаич: «Речь идёт о величественной метафоре решающего выбора между низким и возвышенным, между рабской согбенностью и правом гордо стоять в полный рост, между животными страстями и извечной тягой к божественным источникам человеческой души. Речь идёт о выборе истинной свободы – пусть даже ценой смерти – вместо рабской воли».
Эссе и очерки Михаила Чванова рождают уникальный жанр – ПОИСК. В каждом своём литературном и историческом изыскании автор — письмо за письмом, воспоминание за воспоминанием — восстанавливает картину жизни своего героя. Старательно, по каверинскому завету, «бороться и искать, найти и не сдаваться» – ищет он для мозаики недостающий кусочек смальты, чтобы полнее и прочнее стало наше сегодняшнее бытие. Но поиск важен не только восстановлением исторических фактов, но и обретением того, что не занесёшь в экспедиционный журнал или в литературоведческий справочник. Ищешь пропавшую арктическую экспедицию, а находишь новых друзей и единомышленников, убеждаешься, что русское мужество неизбывно. Ищешь на кладбище во Франции могилы русских эмигрантов, а обретаешь Высокое небо – свидетельство жизни вечной. Ищешь Табынскую икону Божьей Матери, а находишь икону в себе: «…в нас всё меньше внутреннего устроения, его нам упорно пытаются заменить чужим, с которым мы перестаём быть русскими людьми. Искать Икону нужно, прежде всего, в себе. И чем больше людей найдёт Её в себе, тем скорее Она вернётся…».
Человек, если помыслы его чисты, слова искренни, а дела богоугодны, подобен иконе с клеймами. На среднике ты сам, какой есть, без маски или забрала, со своими радостями и муками. А вокруг тебя твои земные дела. Восстановленная на родине церковь, где звонят колокола, и благовест их слышен всем, кто любит Россию. Оборонный завод, воздвигнутый нечеловеческими усилиями в потаённом месте, меж трёх гор, когда люди, кажется, сумели обогнать время. И ты стал летописцем этого завода. Переписка с русским писателем, который раньше других прозрел русский пожар, а потом сумел простить всех – и тех, кто поджигал, и тех, кто не смог одолеть огня. Ты берёг каждое слово этого писателя, каждым новым письмом продлевал его жизнь, продлевал жизнь русской литературы.
Всё это и ещё очень многое ложится на весы Добра и Зла. Отдаляет «время концов». Страждущие молят Вседержителя о том, чтобы не распалась главная связь – России земной и России Небесной.
 
 

В № 4 за 2018г. известного патриотического журнала "Изборский клуб" опубликована статья секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаила Кильдяшова "Вместо пули слово заряжу", посвященная передовицам писателя и публициста Александра Проханова в газете "Завтра".

Вышла в свет книга стихотворений известного тоцкого литератора, члена Союза писателей России Александра Николаевича Филатова-Тоцкого "Богородская трава".

Это - лирический дневник поэта. В ней только новые стихи, новые размышления о прошлом и современности. 

Сердечно поздравляем Александра Николаевича с выходом новой книги!

Мечтатели должны держаться вместе

        Так уж вышло, но во мне сохранилась детская привычка, читая новую книгу, время от времени останавливаться, смотреть на фотографию или графический портрет автора. Если, конечно, книга захватывает. Увлекательным сюжетом ли, изящным речевым оборотом, красивым эпитетом, точным сравнением, ярким образом, глубиной мысли, искренностью, наконец. Я перелистываю страницы, смотрю на автора и мысленно высказываю ему свои восхищение и уважение: молодец, мол. Вот, подметил, так подметил, вот, сказал, так сказал! Не изменил я этой привычке и, от корки до корки читая очередную книгу стихотворений Александра Филатова -Тоцкого «Богородская трава».

 

       И сам автор и всё его творчество мне давно и, довольно хорошо,  знакомы. Но подзаголовок «Новые стихи» на обложке, довольно объёмной, хорошо изданной книги, красуется не зря. Стихи в книге новые не только потому, что сравнительно недавно написаны, но ещё и потому, что в них проявились новые черты личности и таланта известного оренбургского Поэта. Впрочем, как и новые подтверждения незыблемости некоторых его глубоких убеждений и жизненных принципов.

                                                     «…Он сам собою вечно недоволен

                                                           И критикует нехотя друзей…»  - 

это автор о своём друге, замечательном художнике Николае Шумкине. И не о себе ли?

       Автор верен темам малой родины, воинской чести, семейного очага. Верен памяти ушедших друзей. Как же всегда актуален  и искренне - «прост» филатовский позитив:

                                                        «…Давайте думать о хорошем,

                                                              Давайте вместе запоём!..».

                                                 Или «…Когда бежит дорога под ногами,

                                                               Раскручивая жизненную нить.

                                                               Жизнь хороша, когда мы живы с вами – 

                                                               И это никому не отменить!»                                                          

       Но, вот, встречаю, как мне кажется, ранее менее характерные для поэта моментальная реакция на события в стране и в мире, и – категоричность, жёсткость оценок:

                                                              «…Отступники, не будет вам прощенья

                                                                    От ваших же прославленных родов…» - 

это он  о потомках (в широком значении) гетмана Хмельницкого.

        Страшила-футуролог, крутой (до первого жизненного минора) мажор А.Филатову не просто не попутчики, а скорее – инородные тела  в мире, где «мечтатели должны держаться вместе», и где «главное, чтоб солнце не спешило вдаль, главное, чтоб было ничего не жаль».

        Всё больше на новой странице творчества А.Филатова-Тоцкого (очень тоцкого!) темы детства, истоков, мыслей о Боге. И чувство юмора автора с возрастом (что бывает с отдельными из нас) не покинуло. 

        В книге читатели всех возрастов легко отыщут что-то особенное для себя. Встретятся не только с пахучей богородской травой.  Но и (при желании) смогут собрать букет самых разных настроений. И улыбнутся, и погрустят вместе с Поэтом. А по прочтении сборника лирики, кто-то, возможно, как автор этих строк, снова с благодарностью взглянет на портрет умудрённого жизнью бородача, похожего на былинного богатыря, защитника Святой Руси.

 

        Алексей Нихаёв, поэт, лауреат областной Аксаковской премии, с. Тоцкое.

 

Картинки по запросу богородская трава филатов