<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В газете "Вечерний Оренбург" в рубрике "Мастерская" 25.07.2018г. опубликован рассказ члена Союза писателей России Дарьи Тишаковой "Урок обществознания".

Дарья Тишакова родилась в 1989 году в г. Оренбурге. Член Союза писателей России. Публиковалась в газете «Литературная Россия», всероссийском альманахе «День поэзии-2017». Автор сборников стихотворений: «Именем моим…» (2011), «Такое время» (2014).

Лауреат Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка». Состоит в Оренбургском областном литературном объединении им. В.И. Даля. Работает журналистом на ГТРК «Оренбург».

Михаил Кильдяшов 

Мы ныне совестью мира стали

К 50-летию со дня смерти Александра Яшина

Подобно тому, как на границе литосферных плит возникает драгоценная руда, на стыке времён рождаются самобытные поэты. Они, когда «минуты роковые» складываются в «эпоху перемен», прозревают незримое, внимают беззвучному, осязают бестелесное. Из исторического разлома струится первооснова бытия, его потаённый смысл, начало всех начал, причина всех причин – то, ради чего сохраняется жизнь и одолевается смерть. Если упустить этот сокровенный смысл, не облечь его в слово новой эпохи, то неминуемо наступит мрак и пустота.

 

Когда меня ещё не было –

поэзия существовала.

Поэзия останется,

когда меня уже не будет.

Она повсюду:

в природе, в людях,

во мне

и вне меня,

как световые лучи

и как радиоволны –

в атмосфере

и в космосе.

 

Стихи существуют и не написанные,

не зарифмованные,

не напечатанные,

ещё не почувствованные никем,

как антимир,

и пока не уловленные,

как биотоки Вселенной.

 

Эти белые стихи написаны Александром Яшиным уже в зрелости: нашло точное выражение то, что молодому поэту открывалось гадательно. Слова – та самая драгоценная руда. Поэт добывает из неё металл смысла, скрепляет его рифмой, соединяет естество языка с естеством творчества. Но не каждому суждено открыть и явить предвечность поэзии.

 

 

Быть может, антимир стихов, их инобытие поэту приснилось. Он не знает, когда уснул и когда проснётся: грёза – яснее яви, явь – туманнее сна. Из этого сна возникает белеющий парус, шестикрылый Серафим, видение о последнем катаклизме. В этом сне – одновременность минувшего и грядущего, встреча предков и потомков. Что было – помнится, что будет – ведомо.

 

Вологодских пращуров поэта слово любило. Оно вложило им в уста сладкозвучное о, которое они в церковном песнопении, в былинах, закличках и плачах пронесли через столетия:

 

Вологда теперь разбогатела,

Вологжане, брат, взялись за дело,

Только окать не перестают.

 

Вода, молоко, колосья – во всём это оканье, будто время закольцевалось в волшебной букве, в непрерывном звуке, и жизнь стала бесконечной. В этой бесконечности нет ничего чужеродного. В этой бесконечности, как в сказке, случаются любые чудеса:

 

Раскинем полог у начала сказок,

Чтоб их целебным воздухом дышать.

Охотничьи побаски и рассказы –

Они из мёртвых могут воскрешать.

 

Смерть так далека и так невозможна, когда мир подобен пейзажу, которому стало тесно на холсте неведомого художника: «И рамка сосновая будет узка, И стены дыхание неба раздвинет». Лес, пашня, росистый луг наполняют первые лучезарные книги поэта.

 

Именно эти образы пойдут во спасение, когда в мироздании разверзнется пропасть и душа приготовится к неотвратимой беде, к небывалому испытанию. К войне, что начнёт сеять вражду не только между страной и страной, человеком и человеком, но и между землёй и небом, цветком и солнцем. В этой войне враг «с рогами на темной каске» будет ломать хребет истории, останавливать ход живоносного светила, утягивая его на запад, как в чёрную бездну.

 

Страна, на гербе которой не меч, не автомат, а колос, возьмёт на себя ответственность за бытие, вступится не только за свою землю, но и за всё мироздание, за истину и справедливость:

 

Сегодня мы от костров храним

Культуру, которую миру дали

Москва и Афины,

Париж и Рим, –

Которую мы от рожденья чтим, –

Мы ныне совестью мира стали.

 

И штык окажется сильнее танка. И тыл будет вторым фронтом. И богатырь былинный встанет в строй с нашими бойцами. Изумлённый союзник, притаившись за океаном, назовёт наш «труд опасный и тяжёлый» «самосожжением».

 

И для победы в такой схватке недостаточно пехоты, самолётов и крейсеров. Чёрные дыры, оставленные войной, поэт закупорит воспоминаниями детства, одолеет тьму светом, будет грезить о том, что выжженное поле боя вновь станет золотым полем пшеницы, что реку вновь назовут «рекой», а не «водным рубежом».

 

А после – иная большая работа. Народ-победитель, народ-гигант, народ-романтик воспалёнными губами припадёт к роднику жизни, израненными стопами пройдёт по исцеляющей росе, увидит в осени не унылую пору, а время великой радости, когда на разорённой врагом земле созреет первый послевоенный урожай. И хлеба ситные, хлеба долгожданные, хлеба земные и небесные утолят глад сердца – тоску по счастью, покою и любви.

 

«Война все чувства наши обострила», все силы наши удесятерила. Сквозь небесную синеву народ-победитель дотянулся до звёзд, посреди знойной степи из речных вод сотворил море:

 

Уже волну нельзя сравнить с донской,

Она гудит, под ветром нарастая,

И хоть вода по-прежнему – донская,

Но вид и норов у нее морской.

 

Каждый в общем деле нашёл «своё место на планете», и теперь бережёт её от новых потрясений, прокладывает на ней дороги жизни. Ради этой жизни поэт ищет в мире «вечную женственность», воплощает её в многоликих образах. Здесь и Алёна Фомина, что в колхозном тылу, подобна фронтовому командиру. И самопожертвенная Ольга, что в блокадном Ленинграде отдаёт осиротевшим детям единственную пайку хлеба. И Поля Батракова, от первой любви которой солнце стало ярче, лица – светлее, слова – теплее.

И тогда мир задышал полной грудью. В него вернулась чистота первых дней творения, когда ещё не случилось ни одной смерти, всюду была только жизнь. Мир на стыке времён сбросил ветхие одежды – обнажилась душа мира. У неё были зрение, слух и память. 

Душа проникала «в глубь веков», заглядывала «в самое себя». Душа слышала «музыку вечности, голоса цветов и трав, их рост и дыхание».

Душа была Словом.

Литературная Россия. 03.08.2018г. № 29.

20 июля 2018 года состоялось первое Пленарное заседание пятого созыва Общественной палаты Оренбургской области.

В его работе приняли участие Берг Юрий Александрович - Губернатор - председатель Правительства Оренбургской области.

В новый состав Общественной палаты вошел поэт, публицист, литературный критик, секретарь Союза писателей России, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаил Александрович Кильдяшов.

Он стал членом комиссии Общественной палаты по вопросам культуры, молодежной политики, патриотическому воспитанию, межнациональным, религиозным отношениям и миграции.

В рубрике "Степные родники" газеты "Оренбуржье" 13.07.2018г. опубликованы рассказы юного прозаика Кирилла Зарубина, стихотворные подборки членов Союза писателей России Александра Борисовича Трубенка и Владимира Ивановича Курушкина.

В литературно-художественном журнале Республики Марий Эл "Литера" (№2, 2018 г.) опубликована статья члена Союза писателей России Ивана Глебовича Коннова "Стихи мои - листки мои опавшие...", посвященная 90-летию оренбургского поэта-песенника Николая Карташева.

Картинки по запросу марий эл литера