<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

3 апреля (по старому стилю - 22 марта) 1889 года родилась известная советская писательница Лидия Сейфуллина, стоявшая у истоков Оренбургской писательской организации Союза писателей СССР (в дальнейшем - Союза писателей РСФСР).

Из статьи писателя, председателя Оренбургской писательской организации Союза писателей России Н.Ф. Корсунова:

"И все же всерьез о большой литературе, о крупных писательских именах Оренбуржья в 1920-1930-е гг. говорить не приходится: все было на любительском уровне. Даже в начале 1935 года критик М. Беккер писал в областной газете: «Есть в Оренбурге литературные кружки {в вузах, на предприятиях). Но кто скажет, как работают эти критики? К сожалению, кружки находятся на положении беспризорных... Мы не предрешаем сейчас вопроса о том, какие формы и методы должны применяться кружками. Наша цель - обратить внимание на массовое литературное движение Оренбурга». Внимание было обращено в том же 1935 году. По приглашению руководства области в Оренбург приехала из Москвы бригада советских писателей во главе с Лидией Николаевной Сейфуллиной, которую оренбуржцы хорошо знали не только как свою землячку, учительствовавшую еще до революции в школах Оренбуржья, но и как автора талантливых художественных произведении, ее имя было на слуху у всей страны.

Вскоре после приезда Сейфуллина встретилась и имела серьезную беседу с первым секретарем обкома партии Александром Горкиным, который впоследствии долгие годы будет секретарем Президиума Верховного Совета СССР. Итогом этой встречи стало создание областного оргкомитета Союза советских писателей, председателем назначили редактора газеты «Оренбургская коммуна» Сергея Колесниченко, в состав оргкомитета вошли местные поэты А. Возняк и Н. Клементьев.

В это же время началась работа по организации в Оренбурге книжного издательства, в котором намечалось выпускать книги оренбургских авторов. Деятельность авторов резко активизировалась, областные и районные газеты охотно печатали новые стихи Н. Клементьева, А. Возняка, М. Клипи-ницера, Н. Хохлова, И.Бортникова, П. Кутловского, П. Строкова, М. Лапыги-на, В. Трубицына, очерки и рассказы В. Толстого, С. Пруткова, П. Ходырева, В. Пистоленко, литературоведческие статьи и рецензии Н. Прянишникова, С. Лубэ".

Родилась Лидия Николаевна Сейфуллина 22 марта (3 апреля) 1889 года в п. Верхне-Увельский Троицкого уезда Оренбургской губернии. Воспитывалась отцом Николаем Егоровичем Сейфуллиным (1864–1920 г.г.), крещеным татарином. Мать ее, Анна Ивановна, русская крестьянка, умерла, когда Лидии было 6 лет. Отец оказал большое влияние на старшую дочь. Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем в 1904 году окончила Оренбургское епархиальное училище. Училась хорошо, много читала и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

Осенью 1904 года Лидия Сейфуллина поступила в 7-ой класс Омской гимназии. В грозном 1905 году она вместе с больным отцом попадает в Москву, где впервые приобщается к делу революции. Эту поездку Сейфуллина впоследствии описала в очерке «Москва 1905 года».

В 1906 году Л. Сейфуллина работает учительницей в Орском женском двухклассном училище. В 1907 году привозит в Оренбург больного отца. Поступает работать в начальную школу, затем в воскресную школу для рабочих. Этот последний год первой русской революции был исключительно важным для идейного формирования Л. Н. Сейфуллиной.

Здесь, в Оренбурге, она близко сходится с супругами Афиногеновыми, социал-демократами, издававшими в городе газету «Простор». Л. Н. Сейфуллина принимала участие в работе редакции и общалась со многими оренбургскими социал-демократами.

В 1907 году отца Сейфуллиной назначают в Орск и она переезжает к нему, поступает работать учительницей в городское училище. В городе был любительский кружок, который ставил спектакли в Народном доме. Сейфуллина вошла в этот кружок и, обнаружив актерские способности, быстро завоевала симпатии публики. Ставили «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, а также пьесы Шпажинского и Найденова, о чем сообщала «Оренбургская газета» от 13 марта 1908 года.

С 1909 по 1911 годы Сейфуллина выступает в театральной труппе в Оренбурге, Ташкенте, Вильно, Владикавказе, а потом оставляет театр и возвращается в Орск к больному отцу.

Вскоре нужда заставила ее занять место учительницы в деревне Аксакалка, а затем Карайгыр Орского уезда. Занимаясь с детьми, она постоянно входила в интересы крестьян. В войну 1914 года Лидия Николаевна под диктовку пишет солдатам письма на фронт. Читает крестьянам газеты со своими пояснениями. Здесь же она встретилась с молодой красивой девушкой, послужившей ей впоследствии прототипом Виринеи — красавицы-кержачки.

С сентября 1915 года по август 1917 Л. Н. Сейфуллина заведует библиотекой-читальней в селе Самарско-Раевском Орского уезда. Здесь ее застала февральская революция. Материально жилось очень трудно, о чем говорит сохранившееся в архиве ходатайство перед Орской уездной земской управой о выдаче Сейфуллиной 200 рублей на поездку в Москву на библиотечные курсы Шанявского. На курсы она была послана как лучший земский библиотекарь.

В июле 1917 года по приезду из Москвы Л. Н. Сейфуллина была делегатом 1 крестьянского уездного съезда в Орске и избирается гласной Орской земской управы.

Факт этот говорит об огромной популярности Лидии Николаевны среди местного русского и башкирского населения — она была единственной женщиной, избранной в земскую управу.

Общественная активность Л. Н. Сейфуллиной резко усилилась после февральской и особенно Октябрьской революции 1917 года. Недолгое время она состояла в партии эсеров, но в январе 1919 года в Оренбурге выходит из этой партии и после до конца жизни формально ни в какую другую партию не вступает. Но она остается в то трудное время патриоткой новой России и работает рука об руку с Советской властью.

С 1919 года по 1921 Сейфуллина Л. Н. живет и работает в Челябинском УОНО, а затем в Губернском отделе народного образования. В феврале 1920 года ее посылают в Москву на третье Всероссийское совещание по внешкольному образованию, где она увидела и услышала выступавшего с речью В. И. Ленина. После Сейфуллина напишет «Мужицкий сказ о Ленине».

С 1921 по 1922 годы жизнь Лидии Николаевны связана с Сибирью, где она вместе с Правдухиным В. П. будет основывать «Сибирские огни» — литературно-художественный журнал, который издается и поныне.

В 1922–23 годах были опубликованы первые крупные повести и рассказы: «Четыре главы», «Правонарушители», «Перегной», «Ноев ковчег», «Александр Македонский». Эти произведения поставили Сейфуллину в ряд лучших писателей, рожденных революцией, и принесли ей всесоюзную известность.

 

В конце 1923 года писательница переезжает в Москву.

Ее высоко ценили А. В. Луначарский, М. Горький, А. Фадеев и многие другие писатели.

За короткий период с 1923 по 1926 годы Сейфуллина написала три крупных повести: «Виринея», «Встреча», «Каинкабак» и несколько рассказов.

В 1925 году выходит ее первое 3-томное собрание сочинений, переводы на иностранные языки.

В 1924 и 1927 годах дважды Сейфуллина выезжала за границу, как представитель советских литераторов.

В 1939 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

С родным краем Л. Н. Сейфуллина постоянно поддерживала связь. Она посещала Оренбуржье в 1927, 1929, 1935 годах.

С первых дней Великой Отечественной войны Л. Н. Сейфуллина включилась в работу для нужд фронта — много пишет, выступает на радио, в газетах.

Сейфуллина выезжает на фронт корреспондентом. В годы войны ею написана повесть «На своей земле».

Пьеса «Сын» — последнее крупное произведение, над которым Л. Сейфуллина работала в 1946–49 годах, впервые изданная в Оренбурге в 1959 году.

Умерла Л. Н. Сейфуллина 25 апреля 1954 года, похоронена в Москве.

Информация сайта "История Оренбуржья".

Лидия Сейфуллина с мужем Валерианом Правдухиным

Л. Сейфуллина с мужем, писателем Валерианом Правдухиным

15 марта 2019г. в рубрике "Степные родники" (редактор рубрики - Юрий Мещанинов) опубликованы рассказы члена Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля Юлии Шошиной и стихотворная подборка члена Союза писателей России Аллы Кирилловой.

Юлия Шошина родилась в 1994 году в Оренбурге, пишет стихи и прозу. Член литературного объединения имени Даля. Выпускница ОГУ. Руководитель культурного направления ООМОО «Молодёжь Евразии». Учится на актрису драматического театра и кино в ОГИИ имени Ростроповичей. Лауреат Всероссийского литературного Пушкинского конкурса «Капитанская дочка». Печаталась в коллективных книгах «Альманах победителей Всероссийского конкурса малых литературных форм», «Сохрани счастливые мгновения…», «Здравствуй, это я!», «Каждый час красив на Руси». 

Алла Кириллова родилась в 1968 году в Бугуруслане. Окончила Оренбургский мединститут, Оренбургский институт (филиал) Московской государственной юридической академии. Кандидат медицинских наук. Печаталась в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», в журналах «Москва», «Дон», «Брега Тавриды», «Оренбургский край», в альманахах «Гостиный Двор», «Берега», в антологиях и коллективных сборниках. Автор поэтических книг «Горький запах», «Благословляю день», «Я пою для тебя», «Соловьиный берег», «Дом для усталого путника». Составитель двух книг любовной лирики оренбургских поэтесс «Любви мимолётное чудо». Лауреат региональной премии имени П.И. Рычкова. Член Союза писателей России. Живёт в Оренбурге. 

26 марта 2019 года в Москве, в здании Союза писателей России состоялось заседание рабочего секретариата правления Союза писателей России.

В заседании принял участие руководитель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв.

На секретариате, в том числе, обсуждалась ситуация, связанная с выходом Оренбургской писательской организации Союза писателей России из АСПУР.

"По просьбе членов СП России была обсуждена ситуация, связанная с выходом Оренбургской писательской организации из АсПУР.

Секретариат подтверждает свою приверженность Уставу СП России, который не предусматривает в нашем творческом союзе иных структурных подразделений, кроме региональных организаций. Созданные на добровольной основе советы, лиги, ассоциации являются лишь вспомогательными объединениями СП России и руководствуются в своей работе нормами и правилами, закреплёнными в Уставе СП России. 

Была отмечена большая многолетняя организационная работа АсПУР по проведению различных литературных мероприятий в регионе, за что координационному совету и лично А.Б. Кердану неоднократно выражались благодарности. Секретариат выразил уверенность, что деятельность ассоциации будет продолжена с тем же положительным потенциалом. При этом подчёркивалось, что только региональные организации остаются единственным ответственным звеном, которое осуществляет и несёт ответственность за уставную деятельность СПР.

Исходя из этого, секретариат посчитал недопустимым принятие решений в отношении наших региональных писательских организаций любыми иными объединениями. В первую очередь это касается тех структур, в руководство которых входят люди, не имеющие никакого отношения к Союзу писателей России. Все вопросы по региональным писательским организациям принимаются только и исключительно рабочим секретариатом, председателем СП России, пленумом или съездом.

Секретариат обращает внимание руководителей региональных организаций, входящих в другие объединения, на их уставные обязанности и ответственность  ставить свои подписи под  решениями, касающимися деятельности организаций Союза писателей России. Добровольные объединения, советы, лиги, ассоциации вправе лишь констатировать (принимать во внимание) решения, которые принимаются общими собраниями (правлением) наших первичных организаций..."

Картинки по запросу союз писателей россии

Как сообщает сайт библиотек Оренбургского района, 26 марта 2019г. в П-Покровской сельской модельной библиотеке состоялась творческая встреча с известным оренбургским литературоведом, прозаиком, публицистом, литературоведом, поэтом, членом Союза писателей России И.Г. Конновым.

Иван Глебович автор двенадцати книг. Родина Коннова - север Оренбуржья, аксаковские места, ставшие вдохновляющим источником многих его лирических эссе и этюдов. Он печатался в альманахе "Гостиный Двор", в сборнике "И с песней молодость вернется", "Помнит мир спасенный". Книга " Всю жизнь с Пушкиным. Очерки и эссе" И. Коннова посвящена отдельным страницам жизни и творчества А.С. Пушкина. Большое место в ней занимают размышления автора о пребывании поэта в Оренбургском крае. Вошедшие в сборник очерки и эссе объединены главной общей чертой – искренней любовью к гению национальной русской культуры и стремлением приблизить читателей к более глубокому пониманию его жизни и творчества.

Новая книга И.Г. Коннова «Песенный плен» Есенина. Очерки и эссе" – дань его многолетней любви и неослабевающего интереса к самому песенному поэту XX века. Особо уделено внимание фактам посещения Есениным Оренбургского края, его дружественным связям с поэтами и писателями Поволжья и Южного Урала. Обращается автор и к загадке гибели поэта, до сих пор не нашедшего однозначного объяснения. Книга проиллюстрирована редкими архивными фотографиями и рассчитана на широкий круг читателей.

Коннов И.Г. подарил в библиотеку свою книгу «Песенный плен» Есенина. Очерки и эссе" в нашу библиотеку. Иван Глебович с восхищением отзывается о фестивале "Есенинская осень", который проводится вот уже несколько лет в селе П-Покровка и собирает на торжества любителей и почитателей самого деревенского поэта России - Сергея Есенина. Краеведческий фонд библиотеки пополнился новыми книгами Коннова И.Г. " Всю жизнь с Пушкиным", "Под пеплом лет моих", "Мы были первыми", "Творцы, подвижники, герои" и и книга Г.Шварца "Бузулук - Ленинград- Гулаг" - редактор -составитель и автор вступительной статьи к этой книге Коннов И.Г.

Сегодняшняя встреча с И.Г.Конновым была посвящена жизни и творчеству выдающегося поэта-песенника, 100-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году Алексея Фатьянова. Он служил в ансамбле песни и пляски Южно-Уральского военного округа в г. Оренбурге. Именно здесь написаны многие его известные произведения. В Оренбурге (Чкалове) Фатьянов стал публиковаться в окружной армейской газете «За родину», где сразу пришелся по душе многим ее работникам. В разделе «На красный штык» среди сатиры часто появлялись эпиграммы и частушки с подписью «красноармеец Ал. Фатьянов». Алексей Фатьянов в июне 1944 года он получает вызов в Москву и направление корреспондентом армейской газеты

2-го Украинского фронта. Участвовал в освобождении Венгрии, был ранен. Награжден орденом Красной Звезды в 1944 году, медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией».

После войны поэт создает такие песни, как «В городском саду», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым... », «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета». В эти годы начинается работа Фатьянова в кино. Он пишет песни к двадцати фильмам, в том числе «Небесный тихоход» («Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты»), «Большая жизнь» («Три года ты мне снилась»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придет»), «Дом, в котором я живу» («Тишина за Рогожской заставою...»). Для кинофильма «Иван Бровкин» были написаны песни «Ромашка моя», «Сердце друга», «Шла с ученья третья рота», для кинофильма «Бровкин на целине» - песня «Степи оренбургские».

Он сотрудничает с лучшими отечественными композиторами, в том числе с Б. А. Мокроусовым, Ю. С. Бирюковым, Н. В. Богословским и др. Широкую известность получили песни Фатьянова к спектаклю «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами»).

Творчество Фатьянова - еще одно свидетельство неизбывной песенной силы России. Алексей Фатьянов прожил недолгую жизнь, всего 40 лет, но оставил о себе великую славу. Иван Глебович чудесный рассказчик, студенты Оренбургского аграрного колледжа с интересом слушали его запоминающийся рассказ, который сопровождался слайдами, песнями. К встрече сотрудниками библиотеки были оформлены книжно-иллюстративные выставки " Символ песенной души" - о творчестве Фатьянова А. и "Весны моей пленительные дни" - о творчестве Ивана Глебовича Коннова.

Фото и коллаж Веры Филипповой.

25 марта 2019 года, в День работника культуры, в селе Пономарёвка Оренбургской области состоялась творческая встреча оренбургского поэта, члена Союза писателей России, руководителя Оренбургского отделения Совета молодых литераторов при Союзе писателей России Андрея Проскурякова с читателями и сотрудниками Пономарёвской районной детской библиотеки. 

 

Инициатором мероприятия выступила библиограф учреждения Нина Евгеньевна Карева. На встречи присутствовали заведующая библиотекой Татьяна Андреевна Ширкова, а также работники культуры села Пономарёвка. Однако главными действующими лицами встречи стали, конечно, юные читатели библиотеки. 

 

В начале встречи Нина Евгеньевна поделилась, что с недавних пор при учреждении действует литературный кружок «Алые паруса», куда пономарёвские школьники приходят со своими собственными стихами и прозой. Под руководством Нины Евгеньевны ребята обсуждают произведения друг друга, делятся мыслями о прочитанных книгах и просто общаются.

В свою очередь, Андрей рассказал присутствующим об Областном литературном объединении им. В.И. Даля, членом которого он является с 2012 года, о деятельности Совета молодых литераторов при Союзе писателей России, о собственном литературном опыте. Затем в рамках диалога поэт обсудил с юными писателями и их наставниками вопросы современного литературного процесса, поделился мыслями о связи Оренбургской писательской организации с районами области, о поддержке юных талантов. 

 

В заключение встречи Андрей прочитал несколько своих стихотворений, поздравил работников культуры с профессиональным праздником и отметил, что ему особенно радостно было пообщаться именно с пономарёвскими школьниками, так как сам он вырос в селе Максимовка Пономарёвского района.