<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

8 июня отмечает День рождения председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов - замечательный писатель, тонкий знаток человеческой психологии, мудрый руководитель, бескомпромиссный борец с бездарностями и литературными приспособленцами.

Николай Фёдорович всегда открыт людям, общению, он готов помочь в решении любого вопроса, просто выслушать, порадоваться за собеседника.

Как хорошо, что именно Николай Фёдорович руководит нашим союзом писателей в столь судьбоносное, грозное и величественное время.

Желаем Николаю Фёдоровичу здоровья, поддержки всех его начинаний, неиссякаемой творческой энергии!

Председатель правления Оренбургской региональной писательской организации

Союза писателей России Иван Ерпылёв

Члены правления Михаил Кильдяшов, Юрий Мещанинов, Владимир Пшеничников, Вера Октябрьская, Андрей Проскуряков, Жанна Данилова

 

 

Михаил Кильдяшов

Мы живём в грозовую эпоху

14 апреля 2022 года в Уральске прошёл II межрегиональный форум молодых поэтов и писателей Приуралья. 

Организаторами выступили Западно-Казахстанская областная библиотека для детей и юношества имени Хамзы Есенжанова, Западно-Казахстанское областное общественное объединение «Центр русской культуры» Ассамблеи народа Казахстана Западно-Казахстанской области, общественный культурно-просветительский фонд «Старый Уральскъ». 

Мероприятие состоялось при поддержке Русского дома и Генерального консульства России в Уральске.

Из выступления Михаила Кильдяшова:

Дорогие участники форума! Я очень многое хочу вам сказать, очень многим хочу с вами поделиться. Но постараюсь сосредоточить всё это в двух главных напутствиях.

Во-первых, избегайте банальностей. Старайтесь никогда не говорить общими словами на общие темы. Читатель сегодня, если и обращается к литературе, то в первую очередь всего ради приобретения нового опыта. И вам предстоит дать ему такой опыт – в событиях, наблюдениях, мыслях. Пишущего человека нередко мучает сомнение: «интересно ли то, что связано лично со мной, всем остальным». В этом, пожалуй, главная задача писателя – рассказать о себе, о своих переживаниях так, чтобы это было важно и значимо для каждого. Как этого достичь? Универсальных рецептов, инструкций здесь нет. Это наитие, нечто не постижимое рационально. Но только тот, кому выполнение такой задачи под силу, по-настоящему угоден слову.

И во-вторых. Писатель — прежде всего читатель. Этого никто не отменял. Обратитесь к творчеству ярчайших поэтов второй половины ХХ века – Леониду Мартынову и Сергею Наровчатову. Вас поразит, как быстро они, практически наши современники, набрали творческую высоту: в девятнадцать-двадцать лет уже писали поэмы потрясающей глубины и редкого мастерства. И это во многом благодаря тому, что оба были великими книгочеями, ещё в юности прочли драгоценную книжную полку жизни. Наш читательский опыт – утолённая «тоска по мировой культуре», связующее звено литературного процесса, нерасторжимость прошлого, настоящего и будущего.

Мы живём в грозовую эпоху. В эпоху с учащённым сердцебиением. У вас нет времени на раскачку, как не было его у Цветаевой, Шолохова, Твардовского. Время ждёт вашего таланта и мастерства, ждёт острых перьев, ярких образов, смелых мыслей. Время ждёт каждого из вас.

 

 на публикацию на сайте Изборского клуба.

4 июня члены Союза писателей России поэт Иван Малов и поэтесса Вера Октябрьская, члены литературного объединения имени Даля прозаик Мария Чалкина и поэтесса Дарья Ревкова приняли участие в «Пушкинском празднике», который прошел в с. Ташла Тюльганского района, в усадьбе Тимашевых. 

Наши литераторы прочитали свои стихи гостям праздника.

В издательстве "Ямб" вышла в свет первая книга члена Оренбургского ЛИТО имени В.И. Даля Марии Чалкиной.

Чалкина (Одноралова) Мария Владимировна родилась 29 декабря 1983 года в Оренбурге.

 

Окончила филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета. После его окончания работала в Оренбургском книжном издательстве. Сейчас работает в редакции газеты «Оренбуржье».

Рассказы Марии публиковались в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», в журналах «Гостиный Дворъ», «Истоки», «Север», «Улитка Коперника». 

В 2021 году Мария вошла в число победителей конкурса «Пишу в стиле Шукшина» и стала лауреатом литературного конкурса «Северная Звезда».

Состоит в ЛИТО им. В.И. Даля.

Живёт в селе Подгородняя Покровка, замужем, воспитывает двоих детей.

В книгу вошли рассказы и сказочная повесть.

Поздравляем Марию с выходом первой книги!

Михаил Кильдяшов

Житийное время Юрия Кузнецова

В этом году православные отмечают 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Такие события празднуются в Церкви как второе рождение святого, потому что честные останки свидетельствуют о победе жизни над смертью, над тленом, как свидетельствует об этом и всё житие «ангела земли русской».

Став краеугольным камнем нашей культуры, образ Преподобного во все века озарял литературу, но интерес, возникший к нему в ХХ веке у советских поэтов, особый. «Откровения Сергия Радонежского» Тимура Зульфикарова, «Сказание о Сергии Радонежском» Юрия Кузнецова, масштабный, томительный, неотмирный, но так и не воплотившийся замысел поэмы Анатолия Передреева…

Эту притягательность, конечно, можно объяснить державным значением святого, тем, что выразил ещё в 20-ые годы Павел Флоренский: «В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, —
получил историческое право на самостоятельность». Примерно о том же спустя полвека поэтически скажет Юрий Кузнецов: «Сергий возник предрассветным плодом народного духа». Но всё же есть нечто большее, что влекло поэтов к святому.

Кузнецовское «Сказание» — это повествование о встрече отца и сына вопреки череде земных событий. Будущий святой рождается до срока и промыслительно выживает, чтобы вымолить победу на Куликовом поле, чтобы благословить князя на праведный бой.

В этом живёт личная боль, тяжёлая дума поэта о погибшем на фронте отце, в этом чаяние встречи с ним, упование на воскрешение отца, на то, что отец и сын однажды пройдут сквозь десятилетия и века и обретут друг друга в заветном, обетованном времени. Русское время нетленно, в русском небе мчится ратник Куликова поля, и ты слышишь его приближение:

 

Земли не касаясь, с звездой наравне

Проносится всадник на белом коне,

А слева и справа

Погибшие рати несутся за ним,

И вороны-волки, и клочья, и дым —

Вся вечная слава.

 

Эту тайну сопричастности былому и грядущему можно назвать «житийным временем». И особенно значимо оно было именно для Кузнецова, который искал его всегда и во всём, старался выразить в каждой строке, не только говоря о Преподобном и его эпохе.

Объяснить, что такое житийное время, находясь в плену обыденного восприятия времени, непросто. Для этого недостаточно словесных форм и образов. Здесь нужны образы зримые, воплотившие в земном небесное – образы иконописные. Они помогут ухватить суть житийного времени, его свойства, почувствовать его пульсацию в поэзии.

Житийное время — это одновременность всего земного. В русской иконописи есть особый иконографический тип — икона с клеймами, где в центре, на среднике, изображён святой, а по периметру средника – фрагменты его жития. Каждое земное событие устремляется к духовному подвигу, к святости, к сияющему лику святого. И нет уже привычной последовательности, хронологии, прошлого, настоявшего и будущего — всё в этой устремлённости к небесному нерасторжимо, всё — лишь одно мгновение по сравнению с надвременным и надмирным.

 

Последний век идёт из века в век.

Всё прах и гул, как и во время оно.

— Не может быть! —

воскликнул человек,

Найдя зерно в гробнице фараона.

 

Он взял зерно —

и сон зерна пред ним

Во всю земную глубину распался.

Прошли тысячелетия, как дым:

Египет, Рим, и все иные царства.

 

Житийное время — это обращение земного времени вспять. Пространство древнерусской иконы живёт по законам обратной перспективы, когда изображаемое не выпячивает себя в мир, а, напротив, вбирает всё мироздание. Не только ты смотришь на икону, но и икона взирает на тебя. Мир дольний и горный неслиянны, но взаимообозреваемы. Подобно обратной перспективе, существует и обратное, обращённое, время, когда движешься уже не в привычной последовательности от исхода к цели, от настоящего к грядущему, но от цели к исходу, когда грядущее настигает тебя в настоящем, вечное озаряет временное.

 

Солнце родины смотрит в себя,

Потому так таинственно светел

Наш пустырь, где рыдает судьба

И мерцает отеческий пепел.

 

И чужая душа ни одна

Не увидит сиянья над нами:

Это Китеж, всплывая со дна,

Из грядущего светит крестами.

 

Житийное время — это отмена земного времени. Нет уже ни долготы, ни краткости, ни вялотекучести, не быстротечности. Земная жизнь – и мгновение, и век. Житийное время отменяет времена и сроки:

 

Я уже не знаю, сколько лет

Жизнь моя другую вспоминает.

За окном потусторонний свет

Говорит о том, что смерти нет,

Все живут, никто не умирает!

 

Поэтическое время Юрия Кузнецова — житийно, его поэзия, как поэзия вершин Золотого и Серебряного века, вобрала все свойства житийного времени. Но нынешняя литература выпала из него, погрязла во времени житейском. Сегодня либо средник без клейм (есть только Я и моё самовыражение, чуждое мировыражению), либо клейма без средника (случайная череда событий, сумбурная лента новостей без поиска причин и следствий). Современная поэзия в её новом поколении боится времени, потому что время – это всегда серьёзный разговор, это рождение символов, а без этого — либо постмодернистская бессмыслица, либо обыденность натурализма — примитивное копирование действительности.

Кузнецов застал всё это, тяготился этим. Быть может, именно оттого незадолго до смерти затеял свои дерзновенные апокрифические, дантоподобные поэмы «Путь Христа», «Сошествие во Ад» и «Рай», чтобы вернуть в русскую поэзии житийное время, чтобы указать его стези. И это не ради эстетики или поэтики, а ради онтологии, ради одоления смерти. Ради торжества небесного воинства. Ради того клича, в котором мы вторим небесному всаднику из «Сказания о Сергии Радонежском»:

 

Но если ты кликнешь на все голоса:

«Победа! Победа!» –

замрут небеса

От вещего слова.

Ссылка на публикацию на сайте газеты Слово.