<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

ПРАВО НА НЕБО

Владислав Бахревский 

Нечаянно посмотрел телешоу для школьников. Шестиклассник и человек тридцать оппонентов (среди них старшеклассники), являли себя интеллектуалами. Мальчик смелый, сообразительный. Бывает часто  с мамой в Лондоне. Приз он выиграл, вывел из игры всех оппонентов, а я был потрясен отсутствием элементарных знаний по истории, географии, литературе у всей этой отобранной, элитной аудитории. Венцом демонстрации невежества был вопрос о березовом соке: в какое время собирают? Тут не только незнание, но полное неведение законов природы. Мышление-то у всех «тычковое». Тычок был в лето. Интеллектуалы Москвы на всю страну демонстрировали не только духовное, но попросту ученическое позорище нашей средней школы.

Мальчик, живущий между Лондоном и Москвой, березы видит, разве что подлетая к Шереметьеву, да и те согбенные, после ледяного дождя. Больно нужно знать этому полуиноземцу, какой царь был после Алексея Михайловича и в каком возрасте взошел на престол государь Иван Антонович…

Это в Советском Союзе, при нищенской, как теперь говорят, зарплате, учителя везли свои классы с Урала, из Сибири, из Средней Азии – в Михайловское к Пушкину, в Ясную Поляну ко Льву Толстому, в Ленинград в Эрмитаж, на Владимирскую горку и к Святой Софии – в Киев, на Мэрцишор – в Молдавию, в Прибалтику, к дивным памятникам Самарканда, даже на далекий Байкал.

В наши дни путешествующих тоже немало. Те, кто с деньгами, возят детей на пляжи Турции, Египта, Греции.

Тоже воспитание, но не любви к Пушкину, Есенину, Толстому, а к деньгам, к собственной избранности.

А вот с небом трагедия одинаковая и для нищих, и для очень богатых. Жители Москвы видят звезды разве что кремлевские. И этак во всех больших городах. Наши дети вырастают без звездного неба, без восходов и закатов. Это, конечно, тоже русские люди, но убежден: душою они убогие - по сравнению с мальчиками и девочками, живущими в оставшихся на Русской земле селах.

Думе пора бы принять закон о праве человека на небо, на звезды. Надо хоть на час-другой гасить световое безумство городов.

Человека творит уклад жизни, язык, вера и мечты.

Развитое историческое мышление, осознание себя сыном или дочерью своего народа зарождаются во младенчестве. Без мифологической основы, без сказки, без народных мелодий вырастут руки, ноги, голова, но сердце будет пусто.

Американизм, насаждаемый нашим телевидением, много чего добился. Русские дети русских сказок не знают. Предпочитают Василисе Прекрасной, Премудрой человека-паука. Да ведь сказка и недоступна нынешним детям. Роскошные книги тиражами в тысячу, в три тысячи экземпляров нашей провинции, где зарплаты по пять – десять тысяч рублей, не по карману.

А ведь что такое сказка? Это образное освоение мира, ступень к эпосу, к былине. С Ильей Муромцем, Микулой Селяниновичем да Василисой Прекрасной в сердце, с Пушкиным да Гоголем фокусничанья историков уже не очень-то страшны. А если сердце пусто – беда.

Мне очень повезло. Я пошел в школу в феврале. В деревенскую школу. До этого в лесу жили. У деревенской школы свои порядки. Первый класс сидел в одной комнате с третьим. В третьем классе в 1944 году была история.

Какие удивительные имена приходили ко мне на уроках: князь Рюрик, Трувор, Гостомысл. Ранила страшная участь князя Игоря, древляне поступили жестоко, но ведь наказали князя за чрезмерную жадность. Беспощадная, мудрая Ольга. Щит князя Олега на вратах Царьграда. И Русь – это мы! Это – я.

Я из детей войны. Война вырастила из нас поколение победителей. Революционер Иосиф Сталин, будучи Верховным главнокомандующим, осознал великую живучесть русского народа, его устремленность к простым истинам и целям: быть совестью своего времени, быть спасителями порабощенных. И вождь пролетариев начал возвращать русскому народу отнятое революцией. Вернул России ее полководцев и героев. Вернул патриарха, заодно разогнав обновленцев.

Сегодня интеллектуалов спрашивают: кто победил в Великой Отечественной войне? Не в США задают столь идиотский вопрос, как это бывало еще недавно, а у нас в России.

Выступая в интернате перед старшими классами, я спросил, кого они знают из маршалов Советского Союза. Ответили: Жуков и Василий Теркин.

Но не история, а русская и советская литература были главными предметами школы моего времени. Из нас растили наследников всего великого и талантливого, что есть в наших предках. Это лучшее мы открывали в себе, мы растили в себе русскую душу.

От Орехова-Зуева до Москвы ехать было три часа на поезде. Но нас возили в Большой театр и в его филиал на оперу и балет. Мы бывали во МХАТе и в Малом.

 

МХАТ и Малый театр привозили свои спектакли в рабочий город Орехово-Зуево. Во Дворце текстильщиков я видел трагика Мордвинова, слушал Русланову и Флиера.

И конечно, мы бывали в Третьяковке.

В нашей школе было четыре десятых класса. Несколько человек поступили в физико-технический институт, стали атомщиками. Шестеро окончили МГУ – филологи, математики, геологи. Учились в МИИТе, в медицинских московских вузах, в Менделеевском институте, в институте связи, в автодорожном, авиационном…

Несколько ребят окончили военные училища, девочки – наш орехово-зуевский пединститут. Из моего класса только двое из 36 пошли в рабочие. А ведь репетиторов, готовящих к экзаменам в вузы, не было. Даже для физико-технического института хватало школьной программы.

Да, нас растили служить народу и Родине. И мы служили. Это при том, что мы очень хорошо знали, что он такое – сталинизм. Из моей школы исключили шестерых семиклассников. Кружок какой-то организовали. Правда, никого не посадили.

Человек с младенчества – феномен истории, но только в том случае, если из тебя растят человека, необходимого стране и всему миру. В соседние галактики, даст бог, полетим, но не с такой школой, какую подсунули сегодня народу. И не с такой культурой.

Нынешнее радио – для пенсионеров. Талдычит и талдычит, навязывая сомнительные лекарства и аппараты. Телевизор – для одиноких стариков и духовных уродов.

На что только не летят миллиарды! На футбольных наших полях бегают бразильцы, перуанцы, нигерийцы, португальцы. Лучший из них за год забил восемь мячей! Фантастика! И зарплаты у них фантастические.

Писателю, потратившему несколько лет жизни на книгу, издатель отстегивает 50, а то и 60 тысяч наших, мало что стоящих рублей. Национальных писателей давно уже нет, все местечковые. Книги москвичей иногда стоят в «Библио-Глобусе», а книги рязанцев – в Рязани, калининградцев – в Калиниграде, петушинцев – в Петушках. Книги не работают. Их выставили за порог нынешней культуры.

К чему же мы пришли сегодня? Если школа лишена реформаторами функции воспитания, откуда взяться патриотизму? Футбольные фанаты привьют? Любовь к Родине, к народу?

 

Компьютер? Компьютер превратил наших детей в игроков, их лечить надо от зависимости.

Любовь к Родине растет в человеке вместе с его сердцем. Без леса и поля, без сказки, без стихов, без песен, без великого уважения к труду и к жизни отцов и матерей – пустота сердца неизбежна.

Некоторые выводы из всего этого. Чтобы Пушкин стал своим с детства, чтобы всегда были рядом Сергий Радонежский, Александр Невский, Ломоносов, Гермоген, Суворов, Андрей Рублев, Васнецов, Глинка, Гагарин, Королев, герои войны, ученые, великие духом соотечественники, надо издавать пусть тоненькие книги, наподобие книг о святых, для самых маленьких ребятишек.

Новый «Детгиз» должен исполнять государственный заказ: воспитание гражданина и великого созидателя. Детское издательство, работающее на всех детей страны, - это не роскошь, а чрезвычайная потребность выживания.

Вся нынешняя громада вещания и книгоблуда прививает нынешним детям цинизм, презрение к народу и мечту о больших деньгах.

Нужна новая «Пионерская правда» с тиражом, соответствующим количеству учащихся 5 – 9-х классов. Нужна «Мурзилка», но не с 60 тысячами тиража, а тиража прежнего, всенародного – в 6 миллионов.

И еще торговая сеть, доставляющая книги, журналы и газеты во все концы страны. У нас ведь почта явилась, как мне кажется, инструментом уничтожения читателя и всей читающей России.

И не надо кивать на интернет. Интернет не заменит писателя, художника, журналиста.

Все упирается в единственный вопрос: кого собирается растить государство из наших детей?

 

Владислав Бахревский. Право на небо // Южный Урал. - 2014. - 10 июня.