Вышла в свет новая книга Владимира Ивановича Одноралова "Светлячки".
Предисловие
Пространство и время – это великие понятия. Пространство можно преодолеть, как преодолевает стремительный бегун свою дистанцию. Но лучше его прожить, пробыть в нём его частью. И тогда обнаружится что в жизни много такого, от чего долго и сладко щемит сердце и что достойно самой искренней благодарности.
Книжка Владимира Одноралова «Светлячки» - как бы цепь таких благодарностей. Открывается она одноимённой сказочной повестью (как понимал сказку Михаил Пришвин) об окончании отрочества и о знакомстве автора и героя с уникальным русским селом в отрогах Уральского хребта, с которым у него установится крепкая пожизненная связь.
Повесть не только об этом. Она опять же прежде всего звено той цепи благодарностей за огромное счастье прожить детство, отрочество и юность в преодолевшей страшную войну мирной и сильной стране, не равнодушной к своим чадам.
Благодарность времени, всецелительной природы, спутникам по жизни и учителям, друзьям - художникам и писателям, золотой русской словесности и родной вере – вот её содержание.
Ещё в советские годы автор обозначил себя как пишущего для детей – детского писателя. Это книжка адресована, пожалуй, зрелому юношеству и даже читателям пенсионного возраста – ведь когда человек благодарит жизнь за то, что ему дано было испытать истинность слов вера, надежда, любовь, - и что любовь среди них главное – это уже пусть предварительный, но итог. Впрочем, и пенсионного возраста люди бывают детьми.
Александр Неверов,
лауреат Горьковской премии
Вышла в свет новая книга Любови Алексеевны Баевой "Перекати поле".
О стихах Любови Баевой.
Кто теперь читает современную поэзию ныне здравствующих авторов, сборники которых не увидишь в книжных киосках, как это было раньше, не заметишь их и в руках, скажем пассажиров «самой читающей страны», которой мы когда-то себя называли сами? Может быть, стихи, вышедшие в последние десять-двадцать лет, теперь читают только редакторы сборников, авторы предисловий, знакомые и друзья поэтов, подаривших им свои сочинения. Среди читателей можно также назвать солдат и узников - аудитории по-своему благодарной, обладающей неплохой памятью и тягой к чтению.
Книга стихов Л. Баевой "Перекати-поле" - плод поэтического труда нескольких десятилетий. Удивляет и радует то, что автор пришел к этой работе, выматывающей физические силы и душу, не в юном возрасте, когда занятие стихотворчеством понятно и объяснимо, но в зрелом состоянии, когда, казалось бы, всё препятствует этому нелёгкому занятию. Невольно вспоминаются жестокие строки Твардовского, который вообще ограничил взлёт начала поэтического пути 35-летним возрастом:
… Покуда молод - малый спрос,
Играй, но Бог избави,
Чтоб до седых дожить волос,
Служа пустой забаве
В случае со сборником Л. Баевой «Перекати поле» (трудно сказать, насколько удачно это название), органично соединены таинственный мир природы и истории, открывающийся чуткому автору с каждым мгновением бытия. В этой книге, лирической в своей основе, читатель встретит явно тяготеющие к эпосу такие произведения как «Полёт» (несущий отдаленные реминисценции повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливинстон» ), «Стая», «Нас бабушка когда-то обшивала…», «Об Иуде Искариоте», в неоднозначной интерпретации Л.Баевой, как и в повести Л.Андреева об этом библейском герое.
В поэзии Л. Баевой привлекает отсутствие декларативности, высокопарности, назойливой дидактичности. Некоторая недоговоренность подразумевает в себе предельную искренность, по её словам «неразгаданной малости», в которых слиты воедино и любовь, и нежность, а порою и отчаянье:
Беспомощный, жалкий слепец,
Утративший зренье от света,
Предвижу печальный конец:
Оплакана, но не отпета.
О, Боже, Всеблагий, прости,
Пошли мне своё утешенье.
Я сбилась, не вижу пути
При свете неверном сомненья…
( Зачем, как назойливый свет... )
Память родных мест и и память детства, на которых особенно акцентуированы её произведения, стали одной из главных тем её творчества. Мало того, эти мотивы с годами повышают степень пронзительности, можно сказать, особой совестливости:
Наутро - тишина и голод
Любви, прощенья и добра.
Ты чист и стар. Ты нищ и молод.
Вставай, живи! Пора, пора !
Это финальные строки из стихотворения «Юбилейное». Надо сказать, что концовка стихов Л. Баевой почти всегда удачна, порой афористична в своей психологической наполненности. Это следование классическим традициям русской лирики всегда говорит о серьёзной и трепетной работе автора над словом и не случайности читательского успеха.
Существует расхожее мнение, что стихи читаются быстро в силу их графического и текстового объема. Быть может это и так, если речь идёт о стихах проходящих, необязательных для принятия душою. Но стихи Л. Баевой каким-то загадочным образом останавливают внимание читателя, заставляют отметить в памяти «мир, как калейдоскоп», по её словам, помогают быстро найти понравившиеся строки порой без закладок и читательских маргиналий. А не потому ли книга «Перекати-поле» не читается на одном дыхании, но требует времени, чтобы это дыхание перевести? В связи с этим надо сказать, что книга Л.Баевой весьма объемна. Но это не упрёк, хотя многие классики ХХ века, редко выходили за 50-60 стихотворений в своих новых сборниках, как тот же А. Твардовский или, скажем, Н. Гумилёв. Но это были новые книги. Л. Баева же подготовила том избранного.
Кстати, о классиках и традиции. Следование классической традиции у Л. Баевой налицо: стремление к точной рифме, безукоризненному ритму, избегание «технических» слов, ради сохранения размера, а потому и не обязательных эпитетов. Наоборот, перед нами - стремление к краткости и динамике повествования, что редко для написанного женскою рукою. Когда автор этих слов впервые открыл произведения Л. Баевой, то невольно почувствовал, что она любит П. Васильева с его степным колоритом и этнографией, яростную М. Цветаеву, упомянутого Н. Гумилёва. Читаем в «Перекати-поле»:
…Забытым одиноким минаретом
Скала остроконечная казалась.
Там кто-то грустный, в тёмное одетый,
Ловил заката сумрачную алость.
Дрожащей мглой наполнилась долина.
Усталый вечер подливал напитки.
В дымящуюся чащу исполина
Бросал закат сиреневые нитки…
Когда Л. Баева уходит от рифмы, то её строки напоминают певучесть русских переводов Г. Лорки. Однако в этих реминисценциях нет слепой подражательности, тем более эпигонства, наоборот, в них видится светлый, даже тёплый отблеск учёбы у классиков, постоянному следованию народному творчеству, живой русской речи.
Может сложиться впечатление, что в этом предисловии Л. Баева предстаёт в некой олеографии. В этой книге есть стихи разные по художественному уровню, ибо, по словам А. Блока: «Одна бутафорская луна светит одинаково…»; но мимо таких пронзительных строк как «Смерть бомжа» равнодушно пройти не удаётся. Приведём финал:
… В беспамятстве он сучил ногами,
Не в силах почесаться… Боже мой.
В который раз ты предан, предан нам
Слепые не узнали образ твой.
В стихах Л. Баевой читателя привлекает редкая ныне сюжетность стихотворного произведения. Можно сказать, что мы устали от жалоб, так называемых лирических героев, хотя без них поэзия кажется сиротливой. Задача - совместить драматизм действия с непрямым объяснением к происходящему – знак мастерства и, в конечном счёте, уважения к читателю. К примеру, стихотворение «Край родной». Казалось бы - всё о себе, но на самом деле - это стихи о «времени и о себе», строки, где главные герои «мама с бабкой», а еще шире, - Родина. Именно поэтому трудно представить себе серьезного поэта без гражданской лирики. Война, послевоенная разруха и голод, сегодняшнее смутное время, война на Кавказе, недоброе предчувствие новых тревог и потрясений - всё в этой книге читатель найдёт.
Эту книгу под названием «Цветок мой горит» можно найти и на поэтическом сервере «Стихи ru.», где авторов, если не ошибаюсь, более полу миллиона, а произведений около 20 млн., поэтому затеряться там не трудно, но это ни сколько не умаляет значения творчества Л. Баевой, наоборот, в электронном виде её стихи прочтёт больше благодарных, а порой и привередливых глаз.
Владимир Прокофьев (Пушкинский дом, С. Петербург)
Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству (фракция «Единая Россия») Александр Борников на этой неделе работает в своём избирательном округе.
Вчера для трёх сотен учащихся Адамовского сельскохозяйственного техникума он провёл урок парламентаризма, посвящённый 20-летию Законодательного Собрания Оренбургской области.
Александр Викторович рассказал ребятам об истории высшего органа законодательной (представительной) власти Оренбуржья, о работе профильного комитета, о своей депутатской деятельности и разрабатываемых законах.
Депутат подчеркнул, что только сильное, обладающее оборонной и экономической мощью государство может позволить себе построение по-настоящему демократического общества, основанного на верховенстве закона. А присутствующие в зале будущие специалисты сельского хозяйства после окончания учёбы смогут напрямую содействовать этому, растя хлеб и обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны.
Вторая часть встречи была посвящена знакомству адамовских студентов с творчеством оренбургских писателей.
Вот уже четвёртый год подряд Александр Борников организует поездки поэтов и прозаиков по восточному Оренбуржью. Благодаря этому живое слово писателя прозвучало в самых отдалённых целинных посёлках. На этот раз гостями учащихся техникума стали известные в области и за её пределами литераторы Вадим Бакулин, Сергей Бурдыгин и Александр Филиппов.
То, как тепло принимали писателей будущие хлеборобы, подтверждает, что их творчество по-прежнему востребовано самой широкой читательской аудиторией.
- Был период, когда о поддержке литературы власти всех уровней подзабыли, - сказал, подводя итоги встречи, Александр Борников. - Однако сегодня пришло понимание того, что без духовного возрождения невозможно добиться и экономического подъёма. Тому пример - недавняя встреча Президента России Владимира Владимировича Путина с ведущими писателями страны. Отрадно, что прерванная с началом 90-х годов связь читателя и писателя сейчас восстанавливается. У меня собралась уже целая библиотечка книг оренбургских авторов - и маститых, и начинающих, изданных за последние годы при поддержке меценатов, областного Министерства культуры и внешних связей. А такие поездки позволяют не только читателям лучше познакомиться с творчеством оренбургских литераторов, но и писателям увидеть, как живут люди в отдалённых селеньях, в каких непростых условиях и сегодня выращивается хлеб, который по-прежнему - всему голова.
Работа депутата Александра Борникова в своём избирательном округе продолжается.
Публикация размещена на сайте Законодательного собрания Оренбургской области.
1 мая 2014 года в Оренбурге прошел четвертый детский православный фестиваль среди общеобразовательных и воскресных православных школ Оренбургской митрополии, посвященный Светлому Христову Воскресению – «Пасхальное соцветие».
Для участия прибыли 11 команд из всех трех епархий митрополии: 4 из православных гимназий и школ Оренбурга, Орска, Бузулука и Сорочинска, а также 7 команд, представляющих воскресные школы из Орска, Энергетика, Кувандыка, Абдулино, Александровки, Городища и Покровского храма Оренбурга, всего более 150 человек.
Фестиваль прошел на базе ДК им. Дзержинского, куда в 11 часов прибыли несколько автобусов с детьми и сопровождавшими их взрослыми. После краткого пасхального молебна фестиваль открыл председатель отдела культура Оренбургской епархии протоиерей Георгий Горлов. Он сказал, что в этом году решено объединить интеллектуальную и художественную составляющие фестиваля в одну программу. Получилось что-то вроде КВН, только православного.
Так что зрители стали свидетелями и представления команд, и конкурса капитанов, и номеров художественной самодеятельности, даже целых спектаклей, и азартного интеллектуального соревнования, тематикой которого в этом юбилейном году 700-летия Сергия Радонежского стали житие и деяния преподобного Сергия, а также русское монашество, монастыри и устройство храмов.
Все команды получили дипломы, поскольку проигравших не было, а номинаций было так много, что каждая команда да отличилась чем-то, например, были вручены дипломы «За праздничное настроение», «Самой активной команде», «Самой веселой команде», «За волю к победе», «За победу в интеллектуальной игре» и так далее.
Особую благодарность протоиерей Георгий Горлов выразил руководству ДК им. Дзержинского и всем священнослужителям, нашедшим время приехать со своими воспитанниками в Оренбург даже из таких дальних точек нашей области, как Бузулук, Энергетик, Кувандык, Абдулино, Александровка…
Более двух часов пролетели почти незаметно, и расставаться не хотелось. Правда, после фестиваля всех еще ждал обед в епархиальной православной гимназии и мультфильмы в киноцентре «Космос», но, завершая фестиваль, отец Георгий высказал свою мечту, или пожелание – чтобы в следующий раз фестиваль был многодневным, хотя бы в два дня, чтобы можно было подольше пообщаться, может, даже на природе, и попеть песни у костра!
Руководитель пресс-службы Оренбургской епархии Татьяна Морозова, фото автора
Членами жюри фестиваля были члены Союза писателей России Иван Глебович Коннов, Александр Васильевич Старых и Михаил Александрович Кильдяшов.
Публикация размещена на официальном сайте Оренбургской епархии.
Программа "Площадь искусств" радиостанции "Эхо Москвы", эфир от 30.05.2014г.
Гость студии - председатель правления Оренбургской областной общественной писательской организации Михаил Кильдяшов.
Ведущий - Павел Рыков.