11 сентября 2015 года в Оренбургской православной гимназии имени Иоанна Кронштадского состоялась встреча известного российского писателя, драматурга, главного редактора "Литературной газеты" Юрия Полякова с членами Оренбургского отделения Изборского клуба.
В беседе принимали участие оренбургские писатели - члены Оренбургского отделения Изборского клуба Геннадий Хомутов, Юрий Мещанинов, Иван Ерпылёв, председатель Оренбургского отделения Изборского клуба Михаил Кильдяшов.
Драматург, писатель Фарид Нагим принял участие в телепрограмме "Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Разговор был посвящен творчеству Ханса Кристиана Андерсена.
Стихотворения новой книги Александра Цирлинсона «Близкий горизонт» мне увиделись непосредственными, простыми, ясными для восприятия. Поэтому книга будет понятна и доступна многим читателям. Это достигается за счет частого использования разговорных и даже сленговых слов, простых предложений, четкого выражения мысли. В поэтической форме автор описывает довольно заурядные случаи из своей жизни:
Червячка я нацепил,
Может, клюнет кто-то сразу.
Поплавок как столб застыл.
Не шевелится, зараза.
Да, стихи Цирлинсона зачастую ироничны. Причем автор не лишен самоиронии. Порою очень резкой:
Даже если огорчил —
Возраст всё прикроет разом.
Говорю: да, я дебил.
Говорю, да, я в маразме.
А порой самоирония Цирлинсона с юмором и злободневностью:
Футболка на мне со стажем
Украсит старую грудь.
И отправлюсь на распродажу,
Чтоб обновиться чуть-чуть...
Однако уж лучше самоирония, чем откровенный пафос, граничащий-таки с «маразмом», что встречается в стихах авторов «в летах» гораздо чаще. В юморе и простоте содержания поэт Цирлинсон часто уходит в духовное, подводя итоги и делая обобщения:
Молодым и то и сё.
Главное, любовь, конечно.
Ну а мне в понятье «всё»
Лишь одно осталось — вечность.
Думаю, новый сборник будет особо интересен людям пожилого возраста, кто, как и автор, подводит итоги прожитых дней и ведет такой же образ жизни. Автор для них — не глашатай эпохи, не поэт на пьедестале, а старый друг. Таких людей много! Поэтому тиража в сто экземпляров едва ли будет достаточно.
Впрочем, тираж, может, и не главное: эти стихи будут хорошо звучать на творческих встречах с читателями, озаряя их лица улыбками, а души — оптимизмом.
Дарья Тишакова, журналист ГТРК «Оренбург», член Союза писателей России
В № 36 от 10 сентября 2015 года общероссийской газеты "Завтра" вышла в свет статья председателя Оренбургского отделения Союза писателей России, публициста, поэта, литературного критика Михаила Александровича Кильдяшова "Страна слова, песни, простора и Христа", посвященная 100-летию со дня рождения композитора Георгия Свиридова.
Музыка и слово — высшие формы бытия. Музыку рождают незримые образы мира. Звуки, уловленные в нотный стан, диктуются композитору неведомыми стихиями. В этих звуках соединяются земное и небесное, прошлое, настоящее и будущее, общее и индивидуальное. Из небесного кладезя музыка проливается на землю живой водой смыслов и прозрений.
Слово — это то, в чем человек соединяется с Богом, то, в чем дух обретает плоть, в чем невыразимое находит выражение, раскрывает свою сущность. Слово долговечнее времени, превыше пространства, сильнее материи.
Сопряжение музыки и слова — великое таинство. Оно подобно сопряжению стихий: так огонь плывет по воде, и вода отражается в огне, так воздух дышит в теле земли и земля насыщает воздух. И для тех, кому удалось соединить музыку и слово, они стали судьбой, как для великого композитора Георгия Свиридова.
Музыка Свиридова — это одновременное противостояние и соработничество звука и времени. Времени как эпохи и как категории. Фольклор, русская поэзия и церковные песнопения — вот три истока свиридовской музыки. Она восходит по временной синусоиде к Божественной бесконечности: от "Курских песен" до пушкинской "Метели", от есенинской "Песни под тальянку" до тихогласного "Святый Боже". Музыка и историческое время сплетаются на этом пути, ведут по непрерывной русской дороге, на которой встречаются тоска и преодоление, немощь и мощь, простота и тайна, битва и победа.
Время как категория ловит звук, стремится растворить его в себе, определить для него момент начала и момент конца. Музыка Свиридова одолевает время, сбрасывает его с себя, вырывается, как жар-птица из рук ловца. Рожденная колебанием звука, прикосновением к струнам или клавишам, музыка становится бестелесной, как душа. Будто Русь-тройка, эта музыка услышала заветное свиридовское "Время, вперед!" и умчалась в необозримую даль, оставив минуты и секунды далеко позади.
Слово Свиридова прозорливо. На излете XX века он предсказал многие тревоги, катастрофы и чаяния века нынешнего. Свиридов обладал абсолютным слухом не только как музыкант, но и как мыслитель. Он будто припал своим чутким ухом к земле и распознал поступь чужеродной конницы, песни, плачи, сечи и гимны нового тысячелетия. В подтверждение достаточно привести несколько суждений:
"Если охарактеризовать одним, преобладающим словом то, что делается в искусстве, надо отметить именно эту вопиющую вульгарность, бесцеремонность в обращении с классикой, с великим. Желание унизить, умалить все: героя, автора, событие, саму историю, лишить людей опоры в прошлом и какой-либо надежды на будущее, тем самым завладеть ими и превратить в рабов, не имеющих ни Бога, ни жизненной идеи — одно вытекает из другого";
"Русская музыка превратилась в чужой подголосок, лишенный души, лишенный мелодии и веками сложившейся интонационной сферы, близкой и понятной русскому человеку";
"Думаю, что искусство, если ему суждено уцелеть, по всей вероятности, вернется к извечно сопутствовавшим человечеству — простым истинам, но будет выражать их по-новому, своеобразно и увлекательно. Во всяком случае, я хочу в это верить".
Книга Свиридова "Музыка как судьба", составленная из многолетних записей, разнолика. Это и ученый трактат, и летопись, и публицистическое воззвание, и поэтическое творение, и музыкальная партитура. Многоцветие размышлений и представлений об искусстве, истории, будущем России объединено ключевой центростремительной силой, словом-ядром с беспредельным притяжением. И это слово НАРОД.
"Народ — ни добрый, ни злой, он бывает и таким, другим, он — всякий, он — стихия", — говорит Свиридов. Но эта стихия ведет не к разрушению, а к созиданию, в этой стихии нет ничего рационального, "ищущего своего". Эта стихия — Божественное наитие, Божественный промысел, по которому живет русский человек: "Народ — стихийный носитель веры, воплощение Правды и Любви".
В пору одиночек, живущих по принципу "каждый сам за себя", Свиридов призывал к единству, пробуждал соборное начало в душе русского человека, настаивал на уходе от индивидуализма, указывал спасительный путь: "Уход от индивидуализма к высшей идее осуществляется по следующему пути: одинокая личность — народ — Бог — личность в новом понимании. На этом пути абсолютно нет места цинизму, гротеску, сатире, ничему мелкому, низменному".
Свиридов прозрел путь духовного восхождения человека от соборности до судьбы: "Соборное — общее — народное — космически-религиозное и индивидуальное — личность — неповторимость — судьба". Прийти к самому себе, обрести самого себя, приблизиться к небесному, человек способен, лишь ощутив себя частью народа. Эта синусоида, вершина которой в области "космически-религиозной", ведет человека через ключевые точки бытия — слово, историческая память, Родина.
О Родине Свиридов сказал глубоко и емко: "Россия — страна слова, страна песни, страна простора, страна Христа". От слова до Христа звучит музыка Свиридова, музыка судьбы народа.
Проект «Дом братской помощи» начал свою деятельность по благословению протоиерея Георгия Горлова. Цель данного проекта помощь жителям Соль-Илецка, которые по той или иной причине находятся в сложной жизненной ситуации. Также следует отметить, что обратившимся в «Дом братской помощи» будет оказана не только материальная, но и при необходимости психологическая помощь квалифицированного специалиста.
Одним из участников попечительского совета стал вице-губернатор — заместитель председателя правительства Дмитрий Владимир Кулагин.
В любом обществе одни люди более, другие менее обеспечены в финансовом плане, «Дом братской помощи» призван напомнить о том, что рядом с каждым из нас может оказаться человек, которому необходима поддержка и помощь.
Перед началом заседания всем его участникам и присутствующим гостям было продемонстрировано помещение которое находится по ул.Гонтаренко 1, именно по этому адресу открылся «Дом братской помощи». Уже сейчас там собрано немало вещей и одежды для нуждающихся соль-илечан. К этой акции подключились неравнодушные жители нашего города и области, среди которых предприниматели, представители муниципальных и частных предприятий, спортсмены и многие другие.
На заседании был выбран председатель и заместитель попечительского совета. Председателем стал индивидуальный предприниматель — Олег Викторович Таранец, должность заместителя занял генеральный директор ООО «ИлецкСтройПроект» Николай Александрович Кузьмин.
Помощь нуждающимся способствует не только воспитанию этических и моральных норм, повышению значимости духовных ценностей, но и объединяет людей разных возрастов, религий и сфер деятельности.