<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Деревня

(Пастораль)

Памяти И.А. Бунина 

 

В деревне радикальных перемен

не видится — уклад консервативен:

у каждого всё то же, что имел

до путча и реформ. Система мер

иная, чем в былом СССР.

Цел за околицей ставок поныне,

где средь мутантов — водяных химер —

карась-идеалист жирует в тине,

таким его и видел Салтыков-

Щедрин. Но есть и повод для унынья

всех, ливших благостных речей елей,

реформы славя истово и рьяно:

на месте прежних злаковых полей

угодья непролазного бурьяна.

 

 

  * * *

Что жизнь – тюрьма,

                          где надзиратель – смерть,

известно не из притч – суровых хроник.

…О, дух смолистый, корабельных хвойных

лесов, где сосны – золото и медь,

и бронза, и где серебро берёзы

особенно контрастно на свету!

Здесь сбросишь жёрнов тягостных вопросов

житейских, маету и суету,

тщету погони за слепой удачей

(в такие дебри нас она затащит,

куда не залетает и кулик!)

Под дубом подберёшь ядрёный жёлудь,

янтарный, неожиданно тяжёлый…

О, как он станет, жизнь прожив, велик!...

 

    * * *

В России снова льют колокола,

звучат и благовесты, и набаты…

Когда б не сами были виноваты,

то чья б ещё ответственность была

в реестре учинённых поруганий,

когда лютует смута, мёртв покой?

…Мы славились не только пирогами

и мёдами, и дёгтем, и пенькой,

и управлялись вовремя с долгами,

гуляли – и вино лилось рекой.

…Историю свою творим мы сами:

вот вече – в суматохе, гвалте, гаме

пар выпустил – и как сняло рукой.

 

 

 

 

* * *

История неспешная кропала

за строчкой строчку – хронику событий…

Вот списки тех, что без вести пропали,

а вот мартиролог – тех, что убиты.

 

Вот государь рукой своей трёхпалой

(ну а уж если попросту – культяпой)

трагические производит жесты

о важности и сложности этапа.

 

И речь – не столько звонкий вес металла,

скорее – дребезг, лязг и скрежет жести,

когда пилой твои же пилят кости

или тупою бритвой против шерсти.

 

…И это всё история? Ах, бросьте!

Здесь рапорт криминальных происшествий.

 

  * * *

История… О старина седая,

от половцев и от царя Гороха,

и вплоть до низверженья государя

и до его трагической кончины

с семейством — без суда, без приговора.

Ни маслом холст о том, и ни гравюра

не скажут, ибо не запечатлели,

поскольку были новые фигуры

и, в частности, небезызвестный Ленин,

потом иные меченные оспой,

и лысые, и с мощными бровями,

и с родинкой в полчерепа кровавой,

что называется гемангиомой,

Но это из истории знакомой.

 

***

Живи подобно дереву  скале,

цветку, ручью или в ручье форели,

в распадке, на опушке, на горе ли,

жуку, навек увязшему в смоле,

что станет янтарём, и не без цели

возляжет на песках балтийской мели

и станет средь камней пусть не царём,

но камнем солнечным, таким, чтоб млели

красотки и кокетки; впрочем, мне ли,

невежественному, судить о нём.

Но мы на этом тему не замнём

ни в октябре промозглом, ни в апреле…

 

Как дерево живи, не ставя цели,

когда известно – стать тебе огнём!

 

***

Да здравствует река, в которой рыба

всему назло пока ещё жива,

пропалывает водоросли, либо

по глади вод выводит кружева

кругов. Пескарь, уклейка и плотва,

за то лишь, что вы есть уж, вам спасибо,

хоть в знатности не превзойти вам сига,

стерлядку и, тем паче, осетра,

но кто из рыбаков не алчет мига

вечернею зарёю иль с утра…

Насадка – черви, хлебная коврига,

улов – дай бог, хватило б для кота.

…Фантазии рыбацкая квадрига

притащит на кукане вам кита.

БАДИК

 

Будучи из категории дядек,

которым в ходьбе не помехой бадик ,

себе самому в обиход любиму

шишковатую выстрогал я дубину,

чтобы идучи в сквере иль вдоль забора,

когда налетит псов бродячих свора,

равно, как против татя и вора,

без пространных дискуссий и спора

в деле стремительного отпора

бадик, – что лютому кочету шпора.

Впрочем, хорош он и как опора

при хождении вдоль косогора

для повидавшего виды тела.

Главное, чтобы душа там тлела

(в бадике, в теле и даже в шпоре –

всюду, и с этим никто не спорит.)

А лучше, когда бы душа пылала,

да чтоб мечта благодатью стала!

Сам ведь и выстрогал ту клюку я,

а потому и хожу, ликуя,

а коль стою – подбоченясь, фертом,

не то чтобы там непомерно гордым – 

афронт всем имеющим быть невзгодам.

Нет, этот самый полукостыль,

творенье моё, мне не станет постыл.

 

СЛЕД

 А.Чекунову

 

–Да зачем тебе это нужно?

Из разговора

Когда перипатетик Коноплин

(вне связи с Аристотелем, бесспорно)

прогуливается по склонам горным,

по скалам, залежам песков и глин,

пересекая зябь, озимый клин

с инварной нитью для промера длин,

не спрашивает он, зачем он нужен

ему, сей труд. Он, солнцем злым палим,

доступен ливню и жестокой стуже,

он, свой в наидревнейшем ремесле,

на рудознатство глядючи не вчуже

и не титаном будучи, но мужем,

он тянет лямку-нить в пыли, по лужам,

предшественников закрепляя след.

ЯНВАРЬ 2001 ГОДА

 

Снег был на диво, аж голубоват,

даль – пелена молочная, и дали – 

по существу – и нет, но в том беда ли – 

свет в нимбе призрачном, и значит свят.

Бурундуки, еноты, зайцы спят,

спят волки и ежи, спят мыши, лисы – 

он благодатью снежною пролился,

стволы укутав с маковок до пят

пушистой шубой. Что мороз каляный!  

Под снегом и распадки, и поляны,

и поймы, и горушек купола,

поля, колки и влажные елани.

И может ли картина быть желанней,

когда зима вокруг  белым-бела.

11.01.2001