<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Во всероссийской газете "Русский вестник" 04.10.2015г. опубликована статья председателя Оренбургской областной общественной писательской организации Союза писателей России М.А. Кильдяшова "Крестный путь России".

Есть в русской действительности определенная закономерность: чем острее социальные проблемы, чем явственнее грядущие потрясения, тем интенсивнее развивается публицистика, которая способна сыграть в патовой ситуации две разные роли. Либо заманить в Содом и Гоморру, либо призвать на Голгофский крест. Или «падающего подтолкнуть», или вытянуть за луковку из кипящей смолы. Именно к такой Голгофской публицистике преодоления, спасения, преображения относится книга Константина Душенова «Православие или смерть», выпущенная в свет Институтом русской цивилизации.

   В книгу Душенова вошли статьи и другие материалы, написанные с 1996 по 2013 год. Они составили три части: «Молчанием придается Бог» (1996–1999), «Раны русского сердца» (2000–2002) и «Верую и исповедую» (2012–2013). Первые две части – это своеобразный русский пассион, страсти России: ее Гефсиманский сад, восхождение на Голгофу и Крестные муки, когда над ней пытались устроить судилище, глумились, метали жребий об одеждах ее. 

   Возрождающаяся, еще не окрепшая после семидесяти лет антирелигиозной политики, традиционная Русская Православная Церковь сдерживала атаку сразу с трех сторон либеральной интеллигенции, неообновленцев и экуменистов. 

   Во главе Русского православного сопротивления бесовским атакам встал митрополит Иоанн (Снычев). Он всеми силами старался оградить Православную Церковь от смертельных ядов, пытался уберечь ее от назревающих расколов: «Бесстрашный и беспристрастный митрополит на глазах превращался в символ русского общенационального, соборного единства, символ преодоления пагубного раскола общества на “красных” и “белых”». Он на себя лично принял удар всех врагов Православия, отчего не раз был оклеветан, обвинен в «мракобесии»: «Если либерально-демократические интеллигенты обвиняли владыку Иоанна в расколе и политиканстве, церковные обновленцы – в реакционности и мракобесии, то представители Зарубежной Церкви, наоборот, корили многострадального митрополита за “либерализм” и “измену вере”». Но Бог и угодники его поругаемы не бывают. 

   Именно Владыка Иоанн открыто проповедовал о том, что русские – мессианский народ, укреплял в нем соборное единство и готовность к жертве и самоотречению. Убеждал в том, что в русской истории не было безблагодатных периодов и что возрождение Отечества невозможно без возрождения Православия: «Церковь может – и станет – опорой возрождающейся России, духовной основой объединения Русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мировоззрение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести…». 

   В идее созидательной революции Душенов сумел гармонично соединить несколько истинно патриотических философий, сплавил духовную мощь подлинных ратников земли русской и прежде всего митрополита Иоанна (Снычева), чей призыв «Крепись, христианин!» звучал еще в шестидесятые годы. Со страниц «Советской России» он открыто говорил, что «нет ни красных, ни белых – есть русские люди». И только будучи едины, они способны одолеть очередную Смуту, порожденную жидовским вампиризмом, восстановить русскую диктатуру совести и духа, которую воплотит в жизнь новая Черная сотня, до последнего вздоха верная Отечеству: «…нужна современная Чёрная сотня, то есть низовой союз простых русских людей, готовых поддержать Верховную власть в ее борьбе с денационализированной бюрократической прослойкой, способных подтолкнуть Кремль к такой борьбе». 

   Эта мысль о необходимости новых опричников перекликается с теорией «малого народа», развитой с опорой на Огюста Кошена Игорем Шафаревичем в книге «Русофобия». Под малым в социальном, а не в этническом смысле, народом понимается группа людей, способная взять на себя роль вожаков и определить историческую судьбу народа. Истинные русские патриоты – это проекция большого народа, это сердце народа – пульсирующее, щемящее и кровоточащее, потому им нет необходимости ни «выходить из народа», «ни ходить в народ». Здесь нет так любимой либеральной интеллигенцией оппозиции «мы–они», здесь есть позиция тех, кто сумел «понять, продумать, подвести в систему и выразить нерасчлененные тенденции, которые вызревают внутри народа. <...> сменить психологию жертвенных революционеров на психологию почвенников». 

   Такая почвенническая психология возможна лишь при здоровом национализме, о котором писал Иван Ильин, чья пассионарная сила также влилась в патриотическую философию Душенова. Под здоровым национализмом Ильин понимал «любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии», «веру в инстинктивную и духовную силу своего народа, веру в его духовное призвание». 

   Именно в имперской, и в никакой другой, форме возможны возрождение русского бытия и становление русской диктатуры. В унисон с Александром Прохановым Душенов говорит о религии русского чуда и пасхальном свете русской истории: «Русская история сплошь и рядом промыслительно текла вопреки всякому человеческому предвиденью, наперекор очевидным и, казалось бы, необоримым обстоятельствам и тенденциям политического и экономического “прогресса’’». Душенов говорит о четырех русских империях и, опираясь одновременно на политологические теории и пророчества старцев, о создании пятой империи: «посреди грядущих апокалиптических смут по милости Божией возможно последнее всемирное возвышение Российской державы, последний великий взлет русской славы и мощи, русской веры и благочестия». Для «взлета Российской державы» необходим волевой самодержец, коему подвластны и меч, и соха, и атомная бомба, потому Проханов и Душенов едины и в метафизической трактовке личности Сталина как «идеального типа» правителя: «Сталин-миф сегодня безусловно полезен для возрождения нашего национального сознания, для мобилизации в Русском народе державной воли к борьбе и победе». 

   Так, Константин Душенов, руководствуясь «диктатурой державного духа», напоминает нам слова Спасителя: «Буди верен даже до смерти и дам венец живота». Так, молит русский человек о Господнем соучастии в делах земных, просит о помощи Божией и спасении, как в молитве перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти». И по молитве нашей Сам Господь Россию причащает. Да будет на все Его святая воля! 

   Ссылка на публикацию.