<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В издательстве "Ямб" вышла новая книга поэта, прозаика, члена Союза писателей России Вячеслава Андреевича Чернова "Поэзия степного края".

 Его поэзия понятна и близка всем.  В новой книге –  пейзажные стихотворные зарисовки,  посвященные временам года,  и философские стихи,  собранные в разделе « Надвременное».

Предисловие к книге написала поэт, публицист, член Союза писателей России Ольга Мялова.

ШУМИ, СТЕПЬ…

 

Вячеслав Андреевич Чернов (р. 1941) – уроженец села Надеждинка Саракташского района, кандидат медицинских наук, преподаватель Оренбургской медицинской академии, заведующий отделением первой городской клинической больницы, Заслуженный работник здравоохранения РФ. Перечислять его заслуги в одной из самых уважаемых профессий – профессии врача – можно долго. Но интересно то, что этот человек еще и поэт, прозаик, певец оренбургской природы. Вячеслав Андреевич является членом Союза писателей России. За книгу «Речка моего детства» ему в 2004 году была присуждена литературная премия имени С. Т. Аксакова.

Много раз говорилось о том, что пейзажи Оренбургской области не очень-то радуют глаз. Кому-то наши бескрайние степи покажутся унылыми, леса – бедными, реки и озера – недостаточно живописными. Но только не Вячеславу Чернову. Родное Оренбуржье он поместил в самое сердце – как свое собственное, так и «сердце» своего творчества. Природа родного края стала главной «героиней» его стихов и прозы.

 

«Шуми, шуми ковылем, степь,

Тебя осталось так немного.

Не нахожу я даже слога,

Чтобы печаль твою пропеть…»

 

– пишет он, и в этих строках чувствуется боль за всю эту неяркую степную красоту, погибающую под урбанистическим наступом.

Я никогда не забуду строк из нескольких рассказов Вячеслава Андреевича, в которых он, как о живых людях, сокрушается о высыхающем роднике, захламленном озере, мелеющем Урале.

«Последним исчез родник у леса. Заброшенный, он долго сопротивлялся, затаптываемый бесконтрольными стадами скотины, засыпаемый пыльными бурями, пока не перестал источать свою живительную влагу…» («Родники»).

«Озеро как-то внезапно постарело. На его берегу среди вырубленного леса стояла замасленная деревянная будка. И постоянно тарахтел движок насоса, гнавшего воду на засаженную пойму и распространявшего запах гари и масла. … Вода помутнела и не позволила заглянуть вглубь». («Озеро»).

«Урал обмелел и выглядел жалким и притихшим на фоне угасающего осеннего дня». («Осень. Последний выезд»).

В этом весь Чернов: для него природа – близкий друг, живое существо, страдающее, но безмерно прекрасное и родное.

Вот как он описывает позднюю осень. В этой зарисовке все кажутся живыми – и облетевшие деревья, и лед на реке. 

 

«… и гаснет поздняя звезда.

Уже траву украсил иней,

Из труб дымок клубится синий,

спешат куда-то поезда.

Ничто нигде не шелохнется,

Лишь лист от ветки оторвется

Да тихо падает к ногам.

Промерзший клен листву роняет,

Покорно ветки обнажает,

И льдинки жмутся к берегам».

(«Поздняя осень»).

 

Словно в известной народной песне, поэт, как к девушке, обращается к деревцу на берегу. 

 

«Что ты плачешь, ивушка,

Источая слёзы?

Ветви распустила,

Словно дева косы.

 

Над водой притихшей

Шелестишь листвою,

Осокорь могучий

Шепчется с тобою.

 

И стоите рядом,

Рядом, да не вместе,

Тянется к тебе он,

Как к своей невесте».

У Вячеслава Чернова двенадцать книг. Две предыдущие – сборник рассказов и стихов «Край благословенный» и сборник избранных произведений «В краю степных орлов» – вышли в свет в 2014 и 2017 году. Его творчество – простое и искреннее, как чистая вода. 

Оно «берёт» не утонченностью и замысловатостью формы, а своей способностью растрогать и создать настроение. Например, от стихотворения «Вьюга» лично у меня по коже бегут мурашки. Словно попадаешь в один из беспроглядных декабрьских вечеров где-нибудь в глухой деревне, когда вокруг – только темень, метущий снег и завывания ветра. 

 

«… То внезапно снег в лицо

Бросит и умчится.

Залетает на крыльцо,

Глухо в дверь стучится.

 

И помчится вдоль полей

В ночь и бесконечность.

Там приволье, ей родней

Темнота и вечность».

 

Еще одно отличие стихов В. А. Чернова – их правдивость. Поэт не пишет о том, чего он не знает, не видел, не испытывал. Ему чужды мистификации, сложные философские полотна, абстрактность, чрезмерный полет фантазии. Он делится только тем, что помнит или созерцает, или чувствует. Это всё – его личное. И абсолютно настоящее.

 

«Родные мне места виднеются с холма,

Внизу течет река, вся тальником сокрыта.

Под сенью тополей рядком стоят дома.

За речкою поля, поля дождем омыты.

 

Березовый лесок направо за селом,

Уютно распростерся вдоль дороги.

А где-то под горой стоит наш старый отчий дом,

И там же спуск к нему с горы ведёт пологий».

Вроде бы скромные строчки, но сразу видишь картинку – деревенский пейзаж, от которого на сердце становится как-то тепло и уютно.

А вот как точно (хотя и небезупречно, если судить по правилам стихосложения) описывает Чернов мрачное настроение поздней осени.  

 

«Мрачная осень, сыро и пусто,

Ветер лишь воет в ветвях.

Дождь беспрестанно, уныло и густо

Бьётся в намокших кустах.

 

Тучи свинцовые, рваные, низкие

Мрачно клубятся вверху.

Реки, озёра когда-то так близкие

Скрылись куда-то во мглу».

 

И еще одна черта поэзии Вячеслава Чернова. Она очень жизнеутверждающая, светлая (так и хочется сказать – «свежая»). Человек, который так влюблён в окружающий мир, наверное, и не мог выбрать себе другую профессию. Поэтому и посвятил себя спасению людей. И восхищению каждым днем жизни, который, если вдуматься, является настоящим сокровищем:

 

«Впервые тёплый день среди весны холодной,

Впервые небосвод лазурный и свободный,

И жаворонка песнь впервые надо мной».

 

Ольга Мялова, 

член Союза писателей России