<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

17 декабря 2018г. в Москве под председательством Александра Проханова состоялось заседание Изборского клуба  «Современная мифология: жизнь и политика».

В обсуждении этой непростой темы приняли участие Дмитрий Егорченков - директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, Олег Розанов - первый заместитель председателя Изборского клуба, Валерий Коровин — директор центра геополитических экспертиз, Владимир Овчинский - член Изборского клуба, доктор юридических наук, Виталий Аверьянов — директор Института динамического консерватизма, заместитель председателя Изборского клуба, Александр Нагорный — заместитель председателя Изборского клуба, Сергей Глазьев - советник Президента РФ, Михаил Кильдяшов - председатель Оренбургского отделения Изборского клуба.

Михаил Кильдяшов принял участие в обсуждении доклада.

Михаил Кильдяшов — председатель Оренбургского отделения Изборского клуба: Приснопамятный Алексей Лосев когда-то предложил определение мифа от противного. Помните? Миф — это не это, не это… не сказка… И все, что после этого остается в сухом остатке — и есть миф. Вот что меня смущает последнее время, наверное, начиная с книги «Мифология» Роллана Бардта: миф стремятся свести к рекламе, культуре повседневности, в лучшем случае, экономики и политики. А мы ведь с вами понимаем, благодаря чему мы знаем древнегреческую мифологию — благодаря «Илиаде» и «Одиссеи», благодаря поэзии. Вот, я думаю, что если мы говорим о русском мифе, то тут составляющая поэтическая обязательная, ее не может не быть. И проблема преемственности мифа, создания мифа состоит в том, что современные поэты перестали быть мифотворцами. Они живут не в вертикали поэтической, а в горизонтали. Они читают друг друга и размножаются почкованием, а что было до них, лет 30-40 назад, они не знают. У меня сейчас есть творческая задача: так или иначе вернуть в сознание читателя представление о поэтах второй половины ХХ века, наших советских. Их не только в школьной программе не знают, их сегодня даже эрудированные читатели оставили на периферии своего читательского знания. Взять, например, того же Кузнецова, у него есть замечательные поэма «Четыреста» — это миф бессмертного полка, созданный за сорок лет до самого бессмертного полка. Далее, миф Николая Тряпкина о вдохновлённом народе. В одном из своих стихотворений он пишет, что вдохновляет не только поэт, но и народ может вдохновить поэта в эпоху великих свершений.

Когда эта связь утрачивается, она может интуитивно восстановиться со временем, но если она восстанавливается по интуиции, а не от знаний, то мы теряем историческое время, вот что плохо. Поэзия, как ничто другое, убеждает нас в том, что водораздел между мифом и реальностью проходит не по принципу реальное или нереальное. Миф зачастую убедительней реальности, поэтому водораздел там, где убедительней. Миф убедителен. И вот поэтому у меня к вам, Дмитрий, вопрос следующий: у меня сложилось такое впечатление, что вы говорили о русском мифе, но с точки зрения западной методологии.

Дмитрий Егорченков: Я даже не пытался говорить о русском мифе. Я говорил о мифе в целом.

Михаил Кильдяшов: У меня после вашего выступления сложилось такое впечатление, будто вы перевели пять западных учебников и пересказали нам. К сожалению. А у нас целая практика существует в отношении к мифу, методологии мифа, от Лосева и Флоренского и дальше.

Дмитрий Егорченков: Я не просто так лекцию назвал «Диалектика современного политического мифа». Я имел ввиду Лосева безусловно, и у меня там несколько цитат из него были. Другой вопрос, что я попытался подойти к мифу, как к объекту не медитации, а объекту исследования. Когда ты занимаешься научным исследованием объекта, у тебя должна быть строгая методология, иначе эксперимент не сработает. Вы правильно сказали, поэзия и поэтика, как инструмент описания и изучения реальности тоже возможен, как и религия.

 

Тут несколько раз звучало, что экономика у нас сегодня определяет миф. Я говорил немного о другом. Я говорил, что современная экономика эксплуатирует мифологические сюжеты для достижения собственных целей, что современный бизнес видит перспективность этой темы, и не отрицает, что миф является серьезным образующим конструктом для любого общества. Видя эту структуру, бизнес использует ее в своих, очень корыстных интересах. Это значит, что должны появиться люди, которые смогут использовать их в интересах построения общества чуть лучшего чем то, которое есть сегодня.

Ссылка на стенограмму заседания на сайте Изборского клуба.