<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В общероссийской "Литературной газете" (№ 47 от 29.11.2017г.) опубликован отзыв Елены Константиновой на книгу оренбургского прозаика, сказочника, публициста, поэта, члена Союза писателей России Владимира Ивановича Одноралова "Дерево бобра и другие рассказы для детей всякого возраста".

Елена Константинова

Сказочник из Елшанки

Владимир Одноралов. Дерево бобра и другие сказки для детей всякого возраста. Оренбург 2017, 192 с. ил.

 

В детской литературе Владимир Одноралов без малого 40 лет из своих чуть более 70. Но к титулу «детский писатель» относится скептически... Потому что литература либо настоящая, либо нет. И, по сути, адресат не так уж важен.

В Елшанке, где он любит «куковать» в своей «избушке возле Гремучего ключа» – реки, что «в оправе из королевских или чёрных ольх (ольха – это елша в древности)», – сказки «прорастают, как сморчки и первоцветы из-под опавшей осенью листвы». С чудесами самыми чудесными. Они – непременная составляющая мироздания, жизни, которая сама по себе большое чудо.

Разве не чудо родившееся «солнышко», вокруг которого «вращается семь планет: мама, папа, два дедушки и две бабушки, и ещё тётка-крёстная… и каждый пытается определить, а где именно его чёрточка в облике младенца?.. находит… свою чёрточку («солнышко» их вселенной светит всем!) – знак связи с будущим… и счастье, вот оно!» («Восьмая планета»). Или «час общения» младенца «с мамой глаза в глаза» при кормёжке и благодатный, «божественный круг тишины» вокруг них («Первое горе»)?

Что касается выдумки – по словам автора, «соврал процента на три», – прочитайте сказки «Лягушкины опята», «Баня», «Интервью с воробьём».

Не только сюжеты, но и герои у него «под рукой»: внуки, дочка, друзья, соседи. И, разумеется, природа, что очевидно по названиям сказок: «Кошечка взаймы», «Ежиная кувырколлегия», «Туки-тук!», «Седьмой заяц»…

Язык писателя яркий, поэтичный. Оказывается, «дождь с грибами шепчется. Он идёт – шуршит, а они навстречу лезут – шуршат, листву разгребают»; зрелой осенью деревья «сияют, как водопады из янтаря» («Дерево бобра»). Или вот: «Тут заяц передо мной этаким вихрем проскакал… Запорошил меня снегом, озорник, дальше смотрю – лиса к сосняку бежит, приплясывает, будто костерок живой по снегу катится. А в соснах треск идёт, шебуршание какое-то. Это клёсты шишки строгают» («Кто зиму боится»).

Отчётливо звучащий мотив многих сказок – тревога за настоящее и будущее родной природы. Ответ на жестокое неосмотрительное отношение ко всему её богатству: «деревьям и цветам, ручьям и речкам, лесам, борам и рощам, и «всякому дыханию», всему живому» – неизбежен.

Фотоиллюстрации в книге – автора. Всё той же Елшанки и её разнообразных обитателей.

Ссылка на статью на сайте "Литературной газеты".

Сказочник из Елшанки