<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Правление Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России прекратило полномочия руководителя Оренбургского отделения СМЛ при СПР Жанны Даниловой в связи с переменой места жительства. Оренбургские писатели выразили Жанне Даниловой искреннюю благодарность за работу с подрастающим литературным поколением Оренбуржья.

Новым руководителем Оренбургского отделения Совета молодых литераторов утверждена Мария Чалкина, член Союза писателей России, активист Оренбургского областного литературного объединения имени В.И. Даля.

Мария Чалкина окончила филологический факультет Оренбургского государственного педагогического университета. После его окончания работала в Оренбургском книжном издательстве. Работает в редакции газеты «Оренбуржье».

Рассказы Марии публиковались в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», в журналах «Гостиный Дворъ», «Истоки», «Север», «Оренбургская заря», «Улитка Коперника». 

В 2021 году Мария вошла в число победителей конкурса «Пишу в стиле Шукшина» и стала лауреатом литературного конкурса «Северная Звезда» журнала «Север», в 2022г. – лауреатом Региональной литературной премии им. П.И. Рычкова.

В 2022г. принимала участие в программе для организаторов Всероссийского совещания молодых литераторов "Химки".

 

Председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв и член правления писательской организации, председатель Оренбургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты "Оренбуржье" Юрий Мещанинов вручили членский билет и значок Союза писателей России прозаику Марии Чалкиной, которая была принята в Союз писателей России в этом году.

Желаем Марии Чалкиной вдохновения и творческих успехов!

Михаил Кильдяшов

Зерно разрастается в колос

онтология смерти в поэзии Юрия Кузнецова

Можно выстроить разную не только историю, но и теорию литературы. У нас есть социология литературы, описывающая через художественные образы сложные общественные отношения, способная осмыслить и семью, и политическое движение, и «безмолвствующий народ». У нас есть психология литературы, показывающая человеческие метания, борения, личность, оставшуюся наедине с целым мирозданием. У нас есть эстетика литературы, отслеживающая поиски словесного инструментария, средств и форм изъяснения, сопрягающая разнородный творческий опыт в цельные направления, течения, определяющая взаимоотношения литературы и реальности. У нас складывается гносеология литературы, когда роман, рассказ, поэма становятся путём постижения жизни, ключом к разгадкам её тайн, когда сухие категории кабинетной философии недостаточны и нужно их расцветить, оплотнить, вочеловечить.

Но у нас нет онтологии литературы, которая отвечала бы на вопрос о том, как литература сотворяет жизнь. Речь не о второй реальности, не о романтическом двоемирии, не о художественном инобытии, не о пророческой миссии литературы, а о том, что она всегда должна идти на шаг впереди жизни. А значит, преодолевать смерть, которая может последовать за каждым мигом жизни. А значит, возможна онтология смерти, парадоксальное бытие небытия.

Юрий Поликарпович Кузнецов – один из главных таких онтологистов в русской поэзии. Его творческое движение от метафоры к символу, от словесных сближений к сближениям сакральным, есть прежде всего осмысление смерти. Как писал поэт в статье «О воле к Пушкину», «символ не разъединяет, а объединяет, он целен изначально и глубже самой глубокой идеи потому, что исходит не из человеческого разума, а из самой природы, которая, в отличие от разума, бесконечна». Но природа поражена смертью, как затаившейся раковой клеткой. Смерть – единственный предел, положенный бесконечной природе, но положен он именно человеческим разумом, потому что смерть возникает там, где заканчивается рациональное познание. Поэзия шире и выше рационального: если в её основе символ – познание бесконечно и смерть одолима: «Поэма презирает смерть / И утверждает свет».

Но даже в этом свете смерть требует от поэта постоянного созерцания самой себя. Если бы Кузнецов был художником, свою главную картину, перекликаясь и споря с Николаем Ярошенко, он назвал бы «Всюду смерть». Но такая картина не уподобилась бы «Острову мёртвых» Бёклина или «Четырём всадникам Апокалипсиса» Дюрера. Скорее, это было бы нечто похожее на цикл гравюр Гольбейна, где смерть пронзает копьём рыцаря, выкупает у врача пациента, уводит из семьи младенца, вместе с изгнанным из рая Адамом возделывает землю, вместе с пахарем-крестьянином гонит по борозде подъяремный скот. Смерть неотступна, привязчива, она «пьёт из черепа отца», снимает гипсовую маску с лица ещё живого поэта. Смерть - изначальная случайность бытия, которая норовит стать закономерностью.

Смерть, по Кузнецову, - отмирающие ткани жизни, которые ещё можно оживтоворить, помертвевшие удесы, в которых должен прорасти живой и чуткий нерв. Поэт отвоёвывает у смерти пространство для жизни, превращает смерть в повод для мобилизации сверхчеловеческих сил.

Всё в поэзии Кузнецова о смерти. Всё в поэзии Кузнецова о жизни. На сколь большое расстояние ни отойди, всё равно этой глобальной темы разом не охватишь. Нужен фокус, объектив, нужны отдельные тексты и символы, чтобы уловить хоть какие-то общие черты и особые приметы кузнецовской онтологии смерти.

Зерно – символ, который больше прочих волновал зрелого Кузнецова: «Когда до Бога не дойдёт мой голос / И рухнет вниз с уступа на уступ, / Тогда пускай в зерно вернётся колос / И в жёлудь снова превратится дуб»; «Зерно погибло – вырос хлеб вины. // Шумит в ушах бессонница-пшеница. // Но этот мир лишился глубины, / И никому уже он не приснится»; «Я настроил осыпанный колос. // Непростая соломинка, брат! // Дунул – гнёзда пустые звенят / И играют из голоса в голос».

Удивительно, что при этом у Кузнецова нигде не встречается аллюзий, по крайней мере, явных, прямых, на главную в мировой культуре притчу о зерне – притчу о сеятеле. Явных отсылок нет, но потаённые возможны.

В этой притче можно увидеть несколько типов смерти. Убиение: «…иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то». Беспамятство, отрыв от родовых корней: «…иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло». Забвение, безвестность: «…иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его».

Но главное - заветное воскрешение, в котором одолеваются и убиение, и родовое беспамятство, и безвестность: «…иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

Кузнецов на протяжении всего поэтического пути пытался свести воедино все эти типы смерти, наложить один её лик на другой, чтобы возникла полнота видения и понимания, чтобы, разгадав природу смерти, искоренить её из бытия.

Максимально к такому сопряжению поэт приблизился в балладе «Четыреста». Её герой, возвращающий из небытия отца и четыреста его однополчан, погибших у Сапун-горы, вырывающий их из тьмы, из минувшего, из войны, поэтически тоже преодолевает и беспамятство, и забвение, и убиение. Но отец возвращается к родному крыльцу тенью, будто не случилось самого главного – воскрешения: Одиссей уже спустился в тартар, но Христос ещё не сошёл во Ад и не свершил Страшный суд.

 

Он вёл четыреста солдат

До милого крыльца.

Он вёл четыреста солдат

И среди них отца.

— Ты с чем пришёл? — спросила мать.

А он ей говорит:

— Иди хозяина встречать,

Он под окном стоит.

И встала верная жена

У тени на краю.

— Кто там? — промолвила она. —

Темно. Не узнаю...

Как ещё одну попытку воскрешения Кузнецов пишет поэму «Золотая гора», сюжетно во многом повторяющую балладу «Четыреста», но более символическую, уже не так привязанную к биографии поэта. Но и здесь Кузнецову покажется, что задача не достигнута.

Лишь к концу жизни он предощутил полноту осмысления смерти, когда после написания поэм «Путь Христа» и «Сошествие во ад», когда во время работы над в итоге оставшейся незавершённой поэмой «Рай», задумал поэму «Страшный суд». Но замысел остался лишь замыслом, озвученным в разговоре со священником, поэтом Владимиром Неждановым": «…прощаясь, он вдруг остановился и спросил: “Знаешь, что последует за Раем?”. И, не дожидаясь ответа, выдохнул мне в лицо: “Страшный Суд!”».

Страшный суд – потрясающее прозрение Кузнецова, что оказалось невместимо в пределы земной жизни, земного слова. Страшный суд – это обнуление смерти в мироздании. Это суд над смертью. Приговор, вынесенный смерти. Тогда Сеятель соберёт однажды разбросанные зерна и вновь разбросает их, чтобы погибшее, увядшее и склёванное упало в плодородную почву и проросло.

В своём последнем прозрении Кузнецов вышел на Сталинградскую битву со смертью. Победил ли он, так внезапно усопший, в этом противостоянии? Безусловно, да. Потому что оставил после себя поэтическое наследие, которое не только порождает литературоведческие интерпретации, но и требует художественного, онтологического осмысления: литература порождает литературу, а значит, по-прежнему есть тот спасительный шаг, который опережает смерть. Зерно разрастается в колос.

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Завтра"

Оренбургская писательская организация Союза писателей России объявила литературный конкурс «Самодельные чернила», посвящённый памяти выдающегося литературного наставника, поэта Геннадия Фёдоровича Хомутова (1939 – 2020).

Принять в нём участие могут молодые литераторы в возрасте от 14 до 40 лет, проживающие или проживавшие ранее на территории Оренбургской области.

На конкурс принимаются только художественные произведения. Лучших авторов поощрят дипломами и памятными подарками, самые значительные конкурсные работы будут опубликованы в литературном журнале "Оренбургская заря".

По итогам конкурса будет проведён семинар для молодых авторов.

Работы будут приниматься до 1 декабря 2023 года.

Все подробности - в положении о конкурсе.

 

Ссылка на положение с приложением.

Конкурс проводится Оренбургской областной организацией Всероссийского общества инвалидов с 2014 года раз в два года при поддержке Правительства Оренбургской области. Соорганизаторами традиционно являются региональные министерства социального развития и культуры, а также Оренбургская региональная организация Союза писателей России. Изначально конкурс был межрегиональным, а в 2019 году получил статус Всероссийского.

С каждым годом география становится шире, участников становится больше, появляются новые имена. Преданные поклонники конкурса не оставляют без внимания это литературное соревнование из мероприятия в мероприятие, – отметил председатель ООО ВОИ Евгений Кашпар на церемонии открытия, которая состоялась в областной библиотеке имени Н.К. Крупской.

В рамках церемонии прошел круглый стол на тему «Создание условий для социокультурной реабилитации и занятий литературным творчеством людей с инвалидностью с целью вовлечения их в полноценную жизнь».

На нём участников «СТИХиИ Пегаса» приветствовали почётный гость – поэт, публицист, переводчик, член Правления Союза писателей России Виктор Кирюшин, представители законодательного Собрания, минсоцразвития и министерства культуры области, Общественной палаты области, духовенства, ветеранских общественных организаций.

Самое активное участие в организации конкурса принял секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов.

Руководителями творческих семинаров для участников были члены Оренбургской писательской организации Союза писателей России: Юрий Мещанинов, Иван Коннов, Иван Малов, Вера Октябрьская, Ирина Антонова, Мария Чалкина.

Стоит отметить, что в конкурсе приняли участие почти 150 литераторов из 40 регионов страны, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, а одна из номинаций – «Vместе Zа жизнь» – была посвящена событиям на Украине, специальной военной операции и людям, участвующим в ней. Также организаторами были предложены номинации «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», «В слове «МЫ» сто тысяч «Я».

В этом году «СТИХиЯ Пегаса проходила под знаком 35-летия со дня основания Всероссийского общества инвалидов. Участников ждали мастер-классы профессиональных литераторов в жанрах поэзия и проза, творческие вечера, литературные гостиные, обширная культурная программа, выставки произведений победителей. Они были названы на церемонии закрытия 10 августа. 

Дипломы и подарки вручали заместитель министра культуры области Алла Лигостаева; начальник отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов регионального министерства социального развития Лилия Мурзина; почётный гость конкурса Виктор Кирюшин; председатель жюри, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов; председатель ООО ВОИ Евгений Кашпар.

Награждены были все прибывшие на заключительные мероприятия конкурса участники. Гости получили сборник произведений лучших авторов, изданный по итогам творческого состязания, а обладатели первых мест дополнительно – индивидуальные сборники своих стихов и прозы. И, конечно, символ Оренбургского края – пуховый платок. Свои музыкальные подарки участникам «СТИХиИ Пегаса» сделали Творческая мастерская «Классная компания», участники конкурса из Татарстана – Владимир Гаранин, а также из Чувашии – Екатерина Ворошилова. Они исполнили авторские песни.

 

Список победителей:

Номинация «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», поэзия:

1 место – Валерий Дивянин (Челябинская область);

2 место – Алексей Казанцев (Астраханская область);

3 место – Зинаида Попова (Тюменская область);

3 место – Мария Шилова (Саратовская область).

 

Номинация «Не дай сломить себя ни людям, ни обстоятельствам», проза:

1 место – Елена Москаленко (г. Севастополь);

2 место – Ирина Гаранина (Республика Татарстан).

 

Номинация «В слове «МЫ» сто тысяч «Я», поэзия:

1 место – Ольга Коробенко (Оренбургская область);

1 место – Игорь Зубов (Свердловская область);

2 место – Юрий Агеев (Саратовская область);

3 место – Светлана Жигиль (Пермский край).

 

Номинация «В слове «МЫ» сто тысяч «Я», проза:

1 место – Валентина Гребёнкина (Удмуртская республика);

2 место – Александр Гузенко (Ростовская область);

3 место – Михаил Дужан (Оренбургская область).

 

Номинация «Vместе Zа жизнь», поэзия:

1 место – Сергей Шевченко (Саратовская область);

1 место – Игорь Сычёв (Псковская область);

2 место – Анатолий Панасечкин (Смоленская область);

3 место – Лидия Минина (Ленинградская область).

 

Номинация «Vместе Zа жизнь», проза:

1 место – Михаил Смирнов (Республика Башкортостан);

2 место – Елена Мартынова (Чувашская Республика).

 

По информации Оренбургской областной организации ВОИ