<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Иван Ерпылёв

РЕПОРТАЖ ИЗ НАШЕГО ЗАЗЕРКАЛЬЯ

(о творчестве оренбургской поэтессы Дарьи Тишаковой)

Дарья Тишакова открыла новую страницу оренбургской литературы – ведь до неё мастеров верлибра у нас не было. Оренбургские поэты обращались к белому стиху эпизодически, как к модному, но необязательному развлечению. Пренебрежительное отношение к верлибристам среди многих литераторов старшего поколения, к сожалению, не изжито и по сей день. 

Перед Дарьей стояла очень сложная творческая задача – на базе необычной стихотворной техники построить ёмкие, афористичные стихи, наполненные современной лексикой, понятные и близкие людям XXI века.

С этой задачей Дарья успешно справилась. Её творческая манера ломает стереотипы, особенно после унылых, неумело рифмованных стихов, которыми преисполнена любая литературная провинция.

Поражает узость мышления (как житейского, так и профессионального, литературного) тех, кто утверждает, что русские поэты не умеют писать хорошие белые стихи. Критики с не до донца сломанными стереотипами в одностороннем пылу не замечают, что фактически сомневаются в богатстве и выразительной силе родного языка. 

Если следовать этому мнению до конца, получается, что ничего не смыслили в поэзии Александр Блок («Она пришла с мороза раскрасневшаяся...»), Николай Гумилёв («Моим читателям»), Владимир Солоухин, издавший в 1967 году книгу белых стихов «Не прячьтесь от дождя». Жаль, некому было намекнуть Александру Сергеевичу Пушкину, что надо бы зарифмовать «Бориса Годунова».

Варлам Шаламов отметил: «Свободный стих – это подстрочник еще не написанного стихотворения». Думаю, что для современной поэзии, не скованной рамками официальной формы и содержания, это уже неактуально.  По крайней мере, верлибры Дарьи – цельные, самодостаточные стихотворения. Их нельзя изложить рифмованными стихами, поскольку сразу же исчезнет впечатление стремительности, вескости, полёта.

В первой книге стихотворений «Именем моим...» есть такая строчка: «А меня издавать не станут: / Слишком сильный расход бумаги». Предсказание не сбылось. Складывающейся профессиональной и творческой судьбе Дарьи многие могли бы позавидовать – она с отличием закончила журфак ОГУ, учится в аспирантуре. Работает корреспондентом и ведущей телепрограмм ГТРК «Оренбург». В 20 лет стала членом Союза писателей России, чего многие графоманы безуспешно добиваются всю жизнь. В 2014 году к 55-летию областного литобъединения имени В.И. Даля под редакцией поэта, руководителя литобъединения Геннадия Хомутова вышла её вторая книга «Такое время».

Мне очень нравится, что Дарья оставила  дешёвую журналистику за бортом своей поэтической лодки. В её стихах отсутствуют жареные факты, сиюминутные злободневности и безграмотные обобщения. Нет в её книгах и потешек, балагана, прибауток, частушечных размеров и хохм. 

Может быть, лирическая героиня поэтессы излишне серьёзна и постоянно хмурит брови, но это адекватная реакция на вещи, о которых идёт речь: «Это мир близоруких людей. / Они не надевают очки,/ Чтобы не замечать проблем, / Они слепнут, ссылаясь на дух времени, / И ничего не делают для того, / Чтобы прозреть или совсем не ослепнуть».

Белый стих держится буквально на честном слове. В нём нет рифмы и связанных с ней эффектов. Поэт может поразить читателей лишь предельной откровенностью, виртуозным владением словом, открытостью для диалога.

...Как можно не смазать случайно / Чернила слезами?

...И поэтому ты надеешься / На светлое будущее. / А я не знаю, / Будет ли оно.

В книгах Дарьи Тишаковой нет придуманных ситуаций, нет ажурных замков и псевдоромантического флёра. Нет в них и прожжённого гламура, вялого поигрывания ментальными мускулами и тюремной романтики. Поэтесса слишком серьёзна для этого, она знает, что такое боль, страх, безразличие. Ей не нужна стилизация под Русалочку, чтобы написать о том, как больно идти по лезвию.

Несмотря на философскую отстранённость, кажущееся противопоставление всему, стихи Тишаковой – энциклопедия современного «нормального» мира, который, несмотря на мнимую ненормальность, своей обыденностью так знаком рядовому читателю. Среднестатистический оренбуржец знает

...Как прекрасно оренбургское солнце 

 За 120 минут до вечернего часа пик.

Я знаю, что Дарья – очень требовательный к себе автор. Она много работает над стихами, считает, что стихотворение должно отлежаться несколько месяцев, чтобы созреть для публикации. В её домашнем архиве – несколько папок с черновиками. 

Дарье Тишаковой  приходится вставать очень рано – нужно спешить на работу, вести утреннюю передачу. Так и из своего поколения она рано пробудилась от юношеских грёз. Оказывается, мир жесток, самонадеян, каждый – сам за себя. Нужно иметь большое мужество, чтобы из железобетонных джунглей спальных кварталов найти силы передать в поэтический эфир искренние и полнозвучные стихи.

Иван Ерпылёв. Репортаж из нашего зазеркалья. // Вечерний Оренбург. - 2014. - 08 октября. - № 41.