<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Иван Ерпылёв

Писатель - не иждивенец

В литературной среде нередки сетования на то, что писатели лишены пенсии, а должность «литератора» не включена в Общероссийский классификатор профессий, должностей и тарифных разрядов. Пишутся письма, обращения, тревожится покой депутатов различного уровня, губернаторов, министров и прочей политической элиты. В современных экономических и правовых условиях подобные мечтания, по выражению императора Николая II, являются бессмысленными.

Прежде всего, обратимся к Общероссийскому классификатору профессий, должностей и тарифных разрядов, утверждённому постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367 (с последними изменениями). Он включает профессии рабочих и должности служащих. К какой из этих групп следует отнести писателей? Также неясно и какую должностную инструкцию разработать для писателя, какие обязанности ему вменить. И как оценивать его работу.

С другой стороны, проблема «включения» должности писателя в классификатор во многом надумана. Никто не мешает энтузиастам открыть ООО «Литературная ферма», утвердить приказом директора штатное расписание с должностями – «писатель первого разряда», «писатель второго разряда», установить оклады, разработать должностные инструкции любого содержания, платить «писателям» зарплату – были бы деньги и желание.

В дореволюционной отечественной и зарубежной традиции писатель – это человек свободной профессии, по сути, предприниматель, который получает деньги за результат своей работы – если творения востребованы читателем, то они всегда окупятся («Не продаётся вдохновенье, но рукопись готов продать…» И там же –«Меж тем как пыльные громады / Лежалой прозы и стихов / Напрасно ждут себе чтецов / И ветреной её награды»).

Есть одно исключение – на западе существует профессия «технический писатель». Это человек, который пишет всевозможные справочники, пособия, учебники, инструкции. Такое творчество критериям членства в Союзе писателей России не отвечает, поэтому будем считать, что профессии «художественный писатель» всё же не существует.

Кстати говоря, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Вторая редакция (утверждён приказом Росстандарта от 26.05.2015 г. № 423-ст) содержит код 90.03 «Деятельность в области художественного творчества», который включает, помимо прочего, деятельность писателей, работающих на индивидуальной основе в области беллетристики, технической литературы и всех остальных жанров, работающих индивидуально, и деятельность независимых журналистов. ОКВЭД применяется при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому государством официально признано право заниматься предпринимательской литературной деятельностью, то есть извлекать прибыль из своего литературного таланта.

Если писатель не хочет становиться предпринимателем, то существует связующий инструмент между литератором и издателем – литературный агент. Определённого рода коммерческий директор писателя, который работает над его литературным имиджем, обеспечивает законность и прибыльность сделок с издательствами, берёт на себя все отношения писателя со внешним миром.

Это – самая настоящая профессия, работа, как и множество профессий творческого, или, скажем точнее, гуманитарного характера, которыми не брезгуют и литераторы. К таким профессиям относятся: редактор, корректор, журналист, методист, учитель, преподаватель, научный сотрудник…

Часто приводят пример – другие творческие профессии в справочник внесли, только писателей обделили. В этом случае следует учитывать, что характер трудовых отношений предполагает постоянный труд у работодателя, направленный на достижение результата. Артисты театров могут обеспечить повторяемость и постоянность результатов своего труда – сотый спектакль играется с теми же интонациями, что и первый. Могут ли писатели гарантировать постоянное литературное творчество с неизменно высоким результатом? Или же никто не знает, когда прозаик напишет очередной гениальный роман?

Даже звание художника превращается в профессию, когда от художника требуется повторение одних и тех же художественных решений, например, художник-оформитель или художник-мультипликатор.

Если же писатель или поэт будут повторять, редуплицировать свои творческие достижения, это никому не нужно.

Ещё одной проблемой, особенно для немолодых литераторов, является вопрос учёта так называемого «творческого стажа» при назначении пенсии.

Начнём с того, что сейчас пенсии не «трудовые», а «страховые». То есть условием выплаты пенсии является не трудовая деятельность, а выплата страховых взносов работодателем. При этом, человек может быть трудоустроен фиктивно и не появляться на работе, что встречается очень часто. Лишь бы вовремя платились отчисления в Пенсионный фонд.

При такой схеме пенсия перестаёт быть расходным обязательством государства и превращается, по сути, в возмездную страховую выплату – сначала платятся взносы (хорошо, что не самим работником), а потом – пенсия.

В нашем законодательстве сохранены периоды, которые включаются в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии, и при отсутствии страховых выплат (и, соответственно, заработка). К таковым, например, относятся служба в армии, уход за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, период получения пособия по безработице.

Эти периоды устанавливает государство по своему усмотрению, прежде всего, с целью не лишить человека части пенсии за то время, когда он выполняет общественно полезную функцию (служит в армии или нянчит ребёнка).

По законодательству СССР работодатели также были обязаны уплачивать страховые взносы за работников на пенсионное обеспечение, но было больше оснований, по которым в стаж включалась деятельность без уплаты страховых взносов.

Так, Постановлением Совета министров СССР от 7 августа 1957 г. № 946 «О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусств и членов их семей» было установлено: «при назначении пенсий членам творческих союзов, а также при назначении пенсий их семьям засчитывать в стаж работы весь период творческой деятельности писателей, композиторов и работников изобразительных искусств, начиная со дня опубликования, или первого публичного исполнения, или публичного показа произведения данного автора, а также периоды, указанные в пунктах 108–114 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. Стаж творческой деятельности устанавливается постановлениями секретариатов правлений творческих союзов СССР или союзных республик».

Однако размер пенсии зависел от гонорара: «пенсии членам творческих союзов, а также их семьям исчислять из среднемесячного заработка (авторского гонорара) за последние 12 месяцев или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Среднемесячный заработок определяется путём деления общей суммы заработка (авторского гонорара) за указанные периоды соответственно на 12 или 60».

Не одним писателям была предоставлена такая привилегия. Например, колхозникам работа в колхозе сначала включалась в трудовой стаж без всяких страховых взносов. Правда, такой порядок был отменён для них в далёком 1964 году.

С 01.01.1991 года, ещё во времена советской власти, трудовой стаж без страховых взносов был отменён и для литераторов.

Справедливости ради надо отметить, что ни одному писателю в СССР не платили денег просто за то, что он писатель.

Работники аппарата Союза писателей, секретари отделений Союза и литконсультанты получали зарплату за организационную работу, а не за творчество. Премии, стипендии, гонорары доставались по результатам литературного труда (пусть разного качества, но труда).

Некоторые же члены Союза писателей России сейчас рассуждают так – они добились (с большим трудом) звания профессиональных литераторов, пусть им теперь засчитают членство в Союзе в пенсионный стаж, хотя они годами не получают никаких гонораров, вынашивая план единственной гениальной книги. Так не бывает. Такая схема была бы невозможна даже в сверхщедром СССР.

Писатель – не иждивенец на шее у государства. Литературный труд – не служба в армии и не хлопоты молодой матери.

Живущим на доходы от литературного труда пенсия обеспечена. Они либо сами (как индивидуальные предприниматели) уплачивают страховые взносы, либо это делают издательства, покупающие у них права на издание книг.

Кому не удаётся монетизировать талант, трудятся на основной работе – врачами, учителями, инженерами, редакторами. И в этом случае пенсия формируется за счёт взносов работодателей.

Если же «писатель» нигде не работает и гонораров не получает, а занимается только литературным трудом «для души» или «для будущих поколений», то на что он живёт? Либо у него уже есть пенсия (по старости, по инвалидности, ведомственная), либо его содержат родственники, либо он рантье, либо есть синекура, либо…

Вариантов много, выбирать самим писателям.

 

г. ОРЕНБУРГ

Иван Владимирович Ерпылёв родился в 1989 году в Оренбургской области. Окончил Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина, аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Кандидат юридических наук. С 2018 года возглавляет Оренбургскую писательскую организацию.

31 erpylev

Ссылка на публикацию на сайте газеты "Литературная Россия".

26 апреля 2018 года в 17 часов в Центральной городской библиотеке города Новотроицка (улица Жукова, 4) состоится презентация книги члена Союза писателей России Александра Муленко "Счастье в яме".

Обычные шахматные партии, приведённые в этой книжке, имеют необычную историю. Они игрались по переписке. Первые семь из них от имени человека, не знающего шахматных правил, а в четырёх последних какое-то время вместо автора играла его родная сестра. Сам он тогда работал на чужбине и не имел возможности своевременно отвечать на письма партнёров. Помимо этого, в книге присутствуют воспоминания о жизни в СССР в период дружбы народов.

 

Автор предисловия к книге, член Союза писателей России Юрий Мещанинов указывает:

 

"Необычна эта книга по композиции. Автор на протяжении всего повествования представляет некоторые мемуарные партии, анализирует их и вспоминает о друзьях-шахматистах. Каждый сделанный ход остался в жизни и рассматривается как часть её, потому что для писателя это одно и тоже. Во время службы в Советской Армии, ради игры, человек вечерами ходил за десять километров на почту, и в хмурые девяностые годы обивал пороги чужих шахматных клубов, будучи в командировках и на заработках.

Александр Иванович Муленко сыграл более чем в семидесяти международных турнирах по шахматам. В 1995 году он стал чемпионом Новотроицка. По переписке сборная города выиграла кубок России в 2001 году, автор играл на первой, самой тяжелой, доске. В четвертьфинале кубка ICCF (Кубок мира) Муленко занял второе место, в полуфинале был четвёртым.

Но настрой у автора не солнечный, не оптимистичный. Человек часто вспоминает о родителях, простых работящих людях. Неизбалованные высокими заработками они свои блага добывали честным трудом и даже перед смертью думали о детях. В книге много воспоминаний о друзьях: о «шахматисте и металлурге» Анатолии Михайловиче Лазареве; о Николае Годунове, инвалиде, погибшем во время праздника. Ушёл человек из прошлой жизни, и с ним ушел целый мир, никому не нужны остались собираемые годами шахматные журналы. В наследство — лишь сотни почтовых открыток, которые погибший закупал от страха перед инфляцией для переписки с шахматистами из других городов. Для подобных людей материальные блага никогда не были смыслом жизни".

 

Министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко в письме автору от 18.11.2016г. №13-13-3112 отметила:

 

"Несомненно, Ваше издание будет способствовать распространению знаний о шахматной игре, воспитанию потребности в здоровом образе жизни, формированию творческого воображения. Благодарим Вас за активную гражданскую позицию, за желание поделиться своим житейским опытом.

К сожалению, в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете, профинансировать издание книги в настоящий момент не представляется возможным".

 

Вместе с тем, книга была издана стараниями автора, и мы приглашаем всех неравнодушных к отечественной литературе, к живому слову разделить с Александром Ивановичем радость выхода новой книги.

 

В рубрике "Степные родники" областной газеты "Оренбуржье" опубликованы рассказы члена литобъединения имени В.И. Даля Юлии Шошиной, подборки стихотворений членов Союза писателей России Ивана Ерпылёва и Игоря Бехтерева, а также заметка Юрия Мещанинова о новом литературном журнале "Оренбургская заря".

Юлия Шошина родилась в 1994 году в Оренбурге, пишет стихи и прозу. Член литобъединения имени Даля. Выпускница ОГУ. Учится на актрису драмтеатра и кино в ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей. Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка». Печаталась в оренбургских газетах и коллективных сборниках, в книгах «Альманах победителей Всероссийского конкурса малых литературных форм», «Сохрани счастливые мгновения…», «Здравствуй, это я!», «Каждый час красив на Руси». 

Иван Ерпылёв родился в 1989 году в Медногорске. Окончил Московскую государственную юридическую академию, аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Кандидат юридических наук. В феврале этого года был избран председателем Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России. Главный редактор журнала «Оренбургская заря». Автор книг стихотворений «Дети полынного века», «Любовь и мамонты». 

Игорь Бехтерев  родился 24 марта 1948 года на станции Донгуз в семье офицера. Окончил литературный институт, работал в столичных журналах «Новый мир», «Родина». Создатель и первый редактор оренбургского альманаха «Гостиный Двор». Автор трёх поэтических книг, лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», губернаторской премии «Оренбургская лира», международной Шолоховской премии «Они сражались за Родину». Член Союза писателей России. Живёт в селе Рычковка Переволоцкого района. Печатался в областных газетах, альманахах и коллективных сборниках. Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» во второй номинации, сайта «Российский писатель» в номинациях «Позиция» (2016) и «Новое имя» (2017).

Оренбургская заря

Строка из знаменитого есенинского стихотворения легла в основу названия нового оренбургского литературного журнала, вышедшего на днях в свет. 

В этом номере представлены как подающие надежды авторы, так и известные, выпустившие не одну книгу. Есть и довольно-таки уникальные произведения, как например, эссе новотроицко-оренбургско-московского поэта Геннадия Красникова «И один в поле воин…» о великой русской поэтессе Новелле Матвеевой и её связях с оренбургскими литераторами. В этом же ряду письма Евгения Курдакова, родившегося в Оренбурге, жившего долгое время в Бузулуке. Он автор 16 книг стихов и прозы, изданных в России и за рубежом, критик и литературовед. Замечательны его воспоминания о бузулукском периоде жизни, разгроме в конце 60-х прошлого века по доносу БОМПа (Бузулукское объединение молодых поэтов), после которого Курдаков был вынужден уехать из Бузулука. 

Отрывки из автобиографической повести Петра Данилова «Белая ворона» тоже по-своему интересны. Человек предельной честности и открытости, он непредвзято рассказывает о быте довоенного времени, состоянии армии в предвоенный период, о страшных в своей обыденности днях немецкого плена. Опубликованы песни, которые пели в Германии военные, надеясь вернуться на родину. 

– Неисчерпаемое богатство творчества оренбуржцев, наших земляков и единомышленников разных поколений, будет представлено на страницах нового журнала, – отмечает главный редактор «Оренбургской зари» Иван Ерпылёв. 

В первом номере публикуются произведения прозаика Владимира Пшеничникова, известного исторического и детского писателя Владислава Бахревского, молодых поэтов Влады Абаимовой и Валерии Пьянковой. 

 

Юрий МЕЩАНИНОВ 

22 апреля 2018г.  публицист, литературовед, член Союза писателей России Иван Коннов встретился с военнослужащими одного из воинских подразделений, дислоцирующихся в областном центре. На встрече Иван Глебович представил воинам свою новую книгу «Мы были первыми» - о первопроходцах космоса. В рассказе о книге он уделил особое внимание истории создания в СССР ракетно-ядерного щита, позволившего во времена «холодной войны» сдерживать агрессивные замыслы США в отношении нашей страны.

Большой интерес армейской аудитории вызвали отраженные в книге впечатления автора о первом полете в космос Ю.А.Гагарина, о незабываемой атмосфере всенародного ликования и патриотической гордости, романтического восприятия подвигов советских космонавтов. И.Коннов подробно рассказал об учебе первого космонавта в Оренбургском летном училище, о связанном с ним памятных местах областного центра, о приездах Ю.А.Гагарина в Оренбург после своего исторического полета, о версиях его трагической гибели 28 марта 1968 года.

Заинтересовала военнослужащих личность и жертвенный подвиг дважды Героя Советского Союза, отважного летчика-космонавта СССР В.М.Комарова, погибшего при приземлении на оренбургской целине 24 апреля 1967 года.

Во что бы то ни стало хранить память о первопроходцах космоса, учиться на их примере любить Родину, укреплять обороноспособность нашей страны – таков был лейтмотив встречи в воинской части.

19 апреля 2018 года в Оренбургском драматическом театре имени М. Горького состоялся вечер поэзии среди пожилых людей и инвалидов "Люблю тебя, мой край родной".  Вечер был организован  Оренбургским областным  Советом ветеранов совместно с  оренбургской областной  общественной организацией  Всероссийского общества инвалидов и оренбургской региональной  писательской  организацией Союза писателей России. 

Мероприятие проводилось в рамках программы «Качеству жизни пожилых людей – нашу заботу и внимание», получившей  финансовую поддержку из бюджета Оренбургской области.

Со словами приветствия к зрителям и участникам поэтического вечера председатель областной общественной организации пенсионеров, инвалидов – ветеранов войн и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Виктор Иванович  Пинигин. 

Председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иван Ерпылёв сказал, что поэтов-любителей пришли поддержать члены Союза писателей России Геннадий Хомутов, Вениамин Побежимов, Иван Концов, молодая поэтесса, член литобъединения имени В.И. Даля Юлия Шошина. Также Иван Ерпылёв подчеркнул, что разница между поэтами-профессионалами и любителями - лишь в технике стиха. Их объединяет любовь к Родине, единые переживания, чувства, которые и становятся источниками вдохновения.

Собравшихся поздравил Павел Леонидович Церемпилов  - директор областного драматического театра им. Горького, который исполнил песни «Мамина сирень» и песни, посвященные Оренбургу.

Перед благодарными слушателями выступили заместитель председателя городского Совета ветеранов Нина Николаевна Мячина, оренбургский поэт, член Союза писателей России, руководитель областного литературного объединения им.Даля Геннадий Федорович Хомутов, ветеран Мария Ивановна Пичегина, член Союза писателей России Вениамин Дмитриевич Побежимов, член Союза писателей России Иван Глебович Коннов, художник, поэт, заслуженный строитель Российской Федерации Феликс Маркович Азов, председатель совета ветеранов п. Самородово, член Президиума областного совета ветеранов Игорь Владимирович Хованский, заслуженный врач РСФСР Петр Николаевич Кабанов, студентка ОГИИ им. М.и Л. Ростроповичей, член литобъединения имени В.И. Даля Юлия Шошина, поэт, член Союза писателей России Владимир Иванович Петров. 

Многие стихотворения были посвящены родному краю - Оренбуржью.

Поэтический вечер вела очаровательная ведущая, член литобъединения имени В.И. Даля Елена Кочеткова, которая также подарила публике музыкальный подарок.

В организации творческого вечера активное участие принимал секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов.