<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Вышла в свет новая книга Любови Алексеевны Баевой "Перекати поле".

О стихах  Любови   Баевой.

   Кто   теперь  читает  современную  поэзию ныне  здравствующих  авторов,  сборники  которых  не   увидишь  в   книжных  киосках,   как  это  было  раньше,   не   заметишь  их  и  в  руках,   скажем   пассажиров   «самой   читающей   страны»,  которой   мы   когда-то   себя   называли   сами?  Может   быть,  стихи,   вышедшие  в  последние  десять-двадцать  лет,  теперь читают  только   редакторы  сборников,  авторы   предисловий,  знакомые   и  друзья   поэтов,   подаривших   им свои  сочинения.   Среди   читателей можно  также  назвать  солдат  и  узников  -  аудитории  по-своему  благодарной, обладающей   неплохой   памятью и тягой к чтению.

 

   Книга   стихов   Л. Баевой  "Перекати-поле" -   плод  поэтического   труда  нескольких  десятилетий.   Удивляет  и  радует  то,  что  автор  пришел  к  этой  работе,  выматывающей  физические  силы и душу,  не  в юном   возрасте,   когда  занятие   стихотворчеством  понятно  и  объяснимо,  но  в  зрелом  состоянии,  когда,  казалось бы,  всё  препятствует  этому  нелёгкому занятию.   Невольно   вспоминаются  жестокие  строки  Твардовского,  который  вообще  ограничил  взлёт  начала  поэтического  пути  35-летним возрастом:

               …   Покуда   молод - малый   спрос,

                 Играй,  но  Бог  избави,

                 Чтоб    до   седых   дожить   волос,

                 Служа   пустой   забаве

   В   случае  со  сборником  Л. Баевой  «Перекати  поле»  (трудно  сказать,  насколько   удачно это  название), органично соединены  таинственный мир природы и истории, открывающийся чуткому автору с каждым мгновением бытия.   В этой   книге, лирической  в  своей  основе,  читатель  встретит  явно тяготеющие  к  эпосу  такие  произведения  как    «Полёт»   (несущий  отдаленные   реминисценции   повести-притчи  Р. Баха  «Чайка    по   имени Джонатан  Ливинстон» ),    «Стая»,   «Нас бабушка когда-то обшивала…», «Об  Иуде  Искариоте»,   в неоднозначной интерпретации  Л.Баевой,   как  и  в  повести  Л.Андреева  об   этом   библейском  герое.

     В  поэзии    Л. Баевой  привлекает  отсутствие  декларативности,  высокопарности,  назойливой  дидактичности.  Некоторая  недоговоренность   подразумевает  в  себе  предельную  искренность,  по  её   словам   «неразгаданной   малости»,  в   которых  слиты  воедино  и  любовь,  и  нежность,  а  порою  и  отчаянье:

           Беспомощный,  жалкий   слепец,

           Утративший   зренье от  света,

           Предвижу  печальный   конец:

           Оплакана,  но  не  отпета.

           О,  Боже,  Всеблагий, прости,

          Пошли  мне  своё   утешенье.

          Я  сбилась,  не  вижу  пути

          При   свете   неверном   сомненья…  

 

                                                                ( Зачем, как назойливый свет... )

    Память  родных  мест и и  память   детства,  на  которых    особенно  акцентуированы  её   произведения,   стали  одной  из  главных  тем её   творчества.  Мало  того,   эти   мотивы с  годами  повышают   степень   пронзительности,   можно   сказать,  особой   совестливости:

           Наутро   -  тишина  и   голод

           Любви,   прощенья  и   добра.

           Ты   чист   и стар.    Ты   нищ   и   молод.

           Вставай,   живи!   Пора,  пора !

   Это   финальные   строки  из   стихотворения  «Юбилейное».  Надо   сказать,   что   концовка   стихов  Л. Баевой  почти  всегда    удачна,  порой  афористична  в  своей   психологической   наполненности.   Это   следование   классическим  традициям  русской   лирики   всегда   говорит       о  серьёзной  и  трепетной   работе   автора   над  словом и  не случайности  читательского успеха.

     Существует  расхожее  мнение,  что   стихи   читаются   быстро  в  силу  их графического  и  текстового   объема.   Быть может это и так,  если   речь  идёт  о   стихах   проходящих,  необязательных   для  принятия душою.  Но  стихи  Л. Баевой каким-то  загадочным   образом   останавливают внимание  читателя,  заставляют  отметить  в  памяти «мир,  как  калейдоскоп»,  по  её   словам, помогают   быстро   найти  понравившиеся  строки  порой  без  закладок  и  читательских   маргиналий.  А  не  потому ли  книга  «Перекати-поле»    не   читается  на  одном  дыхании,  но  требует  времени, чтобы  это   дыхание   перевести?     В  связи  с  этим  надо  сказать, что   книга  Л.Баевой  весьма объемна.  Но  это   не   упрёк,  хотя  многие   классики  ХХ  века,   редко  выходили за   50-60  стихотворений  в  своих новых  сборниках, как  тот  же  А. Твардовский  или,   скажем,   Н. Гумилёв.  Но  это   были  новые  книги.   Л. Баева  же   подготовила   том   избранного. 

     Кстати, о   классиках  и  традиции.  Следование   классической   традиции  у  Л. Баевой  налицо:  стремление к  точной  рифме,  безукоризненному  ритму,  избегание  «технических» слов,  ради  сохранения  размера,  а   потому и не  обязательных  эпитетов.  Наоборот,  перед  нами -   стремление  к   краткости и  динамике  повествования,  что  редко  для  написанного  женскою  рукою.  Когда   автор  этих  слов  впервые  открыл  произведения  Л. Баевой,  то   невольно   почувствовал,  что  она  любит  П. Васильева  с   его   степным   колоритом и  этнографией,  яростную  М. Цветаеву,   упомянутого  Н. Гумилёва.   Читаем   в   «Перекати-поле»:

        …Забытым   одиноким   минаретом

 Скала  остроконечная   казалась.

Там  кто-то   грустный,  в  тёмное  одетый,

Ловил   заката  сумрачную   алость.

Дрожащей   мглой  наполнилась  долина.

Усталый  вечер  подливал  напитки.

В  дымящуюся  чащу  исполина

Бросал  закат  сиреневые  нитки…

   Когда  Л. Баева   уходит  от  рифмы,  то её  строки  напоминают  певучесть  русских  переводов  Г. Лорки.   Однако в  этих  реминисценциях    нет  слепой   подражательности,  тем  более   эпигонства, наоборот,   в них   видится  светлый,   даже   тёплый   отблеск  учёбы  у   классиков,  постоянному  следованию   народному  творчеству,  живой  русской  речи.

      Может   сложиться  впечатление,  что  в   этом   предисловии  Л. Баева  предстаёт  в некой  олеографии.  В этой  книге  есть   стихи разные  по  художественному   уровню,  ибо,  по  словам   А. Блока:  «Одна  бутафорская  луна   светит  одинаково…»;  но   мимо  таких  пронзительных  строк  как  «Смерть  бомжа»  равнодушно  пройти  не  удаётся.  Приведём   финал:

                   … В беспамятстве  он  сучил  ногами,

                       Не  в  силах  почесаться… Боже   мой.

                       В который  раз  ты   предан,   предан нам

                       Слепые  не  узнали      образ   твой.       

     В   стихах  Л. Баевой  читателя  привлекает  редкая  ныне  сюжетность  стихотворного  произведения.   Можно  сказать, что  мы  устали  от жалоб,   так  называемых лирических  героев,   хотя    без  них  поэзия  кажется  сиротливой.  Задача  - совместить  драматизм  действия  с  непрямым  объяснением  к  происходящему – знак   мастерства и,  в  конечном   счёте,   уважения  к  читателю.    К  примеру,   стихотворение   «Край  родной».   Казалось  бы  -  всё  о  себе,  но   на  самом  деле -  это   стихи  о    «времени  и  о  себе»,   строки,  где  главные  герои  «мама с  бабкой»,  а  еще  шире, -  Родина.   Именно   поэтому  трудно  представить  себе  серьезного  поэта  без  гражданской  лирики.  Война,   послевоенная  разруха  и  голод,  сегодняшнее  смутное  время,  война  на  Кавказе,  недоброе предчувствие  новых   тревог  и  потрясений -  всё  в  этой   книге  читатель  найдёт. 

        Эту   книгу   под  названием   «Цветок   мой   горит»  можно найти и на поэтическом  сервере  «Стихи ru.»,  где  авторов,  если   не  ошибаюсь,  более  полу миллиона,  а  произведений  около  20  млн., поэтому затеряться там не трудно, но  это  ни сколько   не  умаляет  значения   творчества  Л. Баевой,  наоборот, в  электронном  виде её  стихи   прочтёт  больше  благодарных,  а  порой  и привередливых  глаз.

       Владимир Прокофьев  (Пушкинский дом, С. Петербург)

Встреча с литераторами

Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству (фракция «Единая Россия») Александр Борников на этой неделе работает в своём избирательном округе.

Вчера для трёх сотен учащихся Адамовского сельскохозяйственного техникума он провёл урок парламентаризма, посвящённый 20-летию Законодательного Собрания Оренбургской области.

Александр Викторович рассказал ребятам об истории высшего органа законодательной (представительной) власти Оренбуржья, о работе профильного комитета, о своей депутатской деятельности и разрабатываемых законах.

Депутат подчеркнул, что только сильное, обладающее оборонной и экономической мощью государство может позволить себе построение по-настоящему демократического общества, основанного на верховенстве закона. А присутствующие в зале будущие специалисты сельского хозяйства после окончания учёбы смогут напрямую содействовать этому, растя хлеб и обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны.

Вторая часть встречи была посвящена знакомству адамовских студентов с творчеством оренбургских писателей.

Вот уже четвёртый год подряд Александр Борников организует поездки поэтов и прозаиков по восточному Оренбуржью. Благодаря этому живое слово писателя прозвучало в самых отдалённых целинных посёлках. На этот раз гостями учащихся техникума стали известные в области и за её пределами литераторы Вадим Бакулин, Сергей Бурдыгин и Александр Филиппов.

То, как тепло принимали писателей будущие хлеборобы, подтверждает, что их творчество по-прежнему востребовано самой широкой читательской аудиторией.

- Был период, когда о поддержке литературы власти всех уровней подзабыли, - сказал, подводя итоги встречи, Александр Борников. - Однако сегодня пришло понимание того, что без духовного возрождения невозможно добиться и экономического подъёма. Тому пример - недавняя встреча Президента России Владимира Владимировича Путина с ведущими писателями страны. Отрадно, что прерванная с началом 90-х годов связь читателя и писателя сейчас восстанавливается. У меня собралась уже целая библиотечка книг оренбургских авторов - и маститых, и начинающих, изданных за последние годы при поддержке меценатов, областного Министерства культуры и внешних связей. А такие поездки позволяют не только читателям лучше познакомиться с творчеством оренбургских литераторов, но и писателям увидеть, как живут люди в отдалённых селеньях, в каких непростых условиях и сегодня выращивается хлеб, который по-прежнему - всему голова.

Работа депутата Александра Борникова в своём избирательном округе продолжается.

 

Публикация размещена на сайте Законодательного собрания Оренбургской области.

1 мая 2014 года в Оренбурге прошел четвертый детский православный фестиваль среди общеобразовательных и воскресных православных школ Оренбургской митрополии, посвященный Светлому Христову Воскресению – «Пасхальное соцветие».

<b>Описание</b><br />Вы можете использовать HTML!

Для участия прибыли 11 команд из всех трех епархий митрополии: 4 из православных гимназий и школ Оренбурга, Орска, Бузулука и Сорочинска, а также 7 команд, представляющих воскресные школы из Орска, Энергетика, Кувандыка, Абдулино, Александровки, Городища и Покровского храма Оренбурга, всего более 150 человек.

 

Фестиваль прошел на базе ДК им. Дзержинского, куда в 11 часов прибыли несколько автобусов с детьми и сопровождавшими их взрослыми. После краткого пасхального молебна фестиваль открыл председатель отдела культура Оренбургской епархии протоиерей Георгий Горлов. Он сказал, что в этом году решено объединить интеллектуальную и художественную составляющие фестиваля в одну программу. Получилось что-то вроде КВН, только православного.

 

Так что зрители стали свидетелями и представления команд, и конкурса капитанов, и номеров художественной самодеятельности, даже целых спектаклей, и азартного интеллектуального соревнования, тематикой которого в этом юбилейном году 700-летия Сергия Радонежского стали житие и деяния преподобного Сергия, а также русское монашество, монастыри и устройство храмов.

 

Все команды получили дипломы, поскольку проигравших не было, а номинаций было так много, что каждая команда да отличилась чем-то, например, были вручены дипломы «За праздничное настроение», «Самой активной команде», «Самой веселой команде», «За волю к победе», «За победу в интеллектуальной игре» и так далее.

 

Особую благодарность протоиерей Георгий Горлов выразил руководству ДК им. Дзержинского и всем священнослужителям, нашедшим время приехать со своими воспитанниками в Оренбург даже из таких дальних точек нашей области, как Бузулук, Энергетик, Кувандык, Абдулино, Александровка…

 

Более двух часов пролетели почти незаметно, и расставаться не хотелось. Правда, после фестиваля всех еще ждал обед в епархиальной православной гимназии и мультфильмы в киноцентре «Космос», но, завершая фестиваль, отец Георгий высказал свою мечту, или пожелание – чтобы в следующий раз фестиваль был многодневным, хотя бы в два дня, чтобы можно было подольше пообщаться, может, даже на природе, и попеть песни у костра!

 

Руководитель пресс-службы Оренбургской епархии Татьяна Морозова, фото автора

Членами жюри фестиваля были члены Союза писателей России Иван Глебович Коннов, Александр Васильевич Старых и Михаил Александрович Кильдяшов.

Публикация размещена на официальном сайте Оренбургской епархии.

Программа "Площадь искусств" радиостанции "Эхо Москвы", эфир от 30.05.2014г.

Гость студии - председатель правления Оренбургской областной общественной писательской организации Михаил Кильдяшов.

Ведущий - Павел Рыков.

Ссылка на подкаст.

6 марта  2014 года в конференц-зале  областной библиотеки прошла презентация шести сборников стихотворений молодых оренбургских авторов.  

   

В канун женского праздника,  6 марта  2014 года в конференц-зале  областной библиотеки прошла презентация шести сборников стихотворений молодых оренбургских авторов.  Это «Пассион» Михаила Кильдяшова, «До прилета звезд» Люции Махмутовой, «Не обо мне» Варвары Заблицкой, «Твоя пресамая» Ирины Куртмазовой, «Такое время» Дарьи Тишаковой, «Шаг воина» Влады Абаимовой. 

Все они все являются членами оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля, которым на протяжении полувека  бессменно руководит поэт Геннадий Фёдорович Хомутов. Одно из старейших литобъединений страны -  в 2013 году ему  исполнилось 55 лет -  вырастило уже четыре поколения поэтов, прозаиков, журналистов, учителей и филологов. 

Старшее поколение «далевцев» в лице И.Г.  Коннова, В.И. Петрова и Г.Ф. Хомутова поздравило свою литературную смену с выходом новых сборников. Маститые авторы пожелали стремиться к пушкинской ясности и прозрачности стиха, а также чаще обращаться к книге, к классической русской и мировой поэзии.

Студенты из ОГПУ и ОГМА и учащиеся школы №8 и Губернаторского лицея для одаренных детей с удовольствием послушали стихи в исполнении самих авторов - Люции Махмутовой, Ирины Куртмазовой, Варвары Заблицкой. 

Публикация размещена на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской