<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В общероссийской газете "Завтра" от 4 сентября 2014 года опубликована статья председателя Оренбургского отделения Союза писателей России, поэта, публициста, литературного критика Михаила Александровича Кильдяшова "Световод русской истории".

Кильдяшов Михаил. Световод русской истории // Завтра. - 2014. 4 сентября. - № 36 (1085).

Если Империя — это наиболее органичная форма жизни русской цивилизации, то какова константа ее бытия, позволяющая говорить о преемственности Киевско-Новгородской и Московской Руси, Романовской и Сталинской империй?

Имперское время различно. Мы отмеряли его от сотворения мира, отмеряем от Рождества Христова, а писатель Леонид Леонов предлагал отмерять от рождения Сталина. Начало нового года мы знаменовали и пробуждением природы, и первыми заморозками. Говоря о новом и старом стиле, мы живем в светском и церковном времени. А для того, чтобы охватить могучее тело империи, необходимо несколько часовых поясов.

Имперское пространство подвижно. В разные времена его границы смещались — и от державы, как части организма, отсекались территории, а потом она вновь прирастала землями и народами. Во время самых разных войн как за свои пяди земли единый имперский народ сражался и на Кавказе, и в Крыму, и в Белоруссии, и на Украине. В битве за урожай мы боролись за каждое зерно на Урале, в Сибири и Средней Азии.

9 сентября 2014 года на 62 году жизни в селе Саратовка Соль-Илецкого района Оренбургской области скончалась поэтесса, член Союза писателей России

 

Валентина Васильевна РУЗАВИНА

 

Валентина Васильевна родилась 05.01.1953г. в пос. Шумаковка Северного района Оренбургской области. Окончила историко-филологический факультет Оренбургского государственного педагогического института. Работала учителем, директором средней школы в селе Саратовка Соль-Илецкого района. Стихи писала с 15 лет, с 25 стала регулярно печататься в районных и областных газетах как селькор и поэт. Печаталась в областных газетах, в журнале "Народное образование", в сборниках "Вечный берег", "И дым Отечества", "И с песней молодость вернется", "Любовь и Восток", "Помнит мир спасенный", "Спасенная весна", "Стансы страстные", "Цветы", в альманахах "Каменный пояс" (1982), "Гостиный двор" (1995, № 3; 2005, № 16). Была членом Союза писателей России с 2000г.

 

Оренбургская писательская организация Союза писателей России выражает искренние соболезнования родным и близким Валентины Васильевны Рузавиной.

 

 

В декабре прошлого года мы сообщали, что известному оренбургскому поэту Геннадию Фёдоровичу Хомутову присуждена престижная международная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина в номинации «События. Подвиги. Люди» за многолетний труд по воспитанию творческой молодежи.

Геннадий Фёдорович получил диплом и нагрудный знак премии.

Премия «Имперская культура» учреждена в 2001 году. Ее учредители – СП России, Литфонд России, редакция журнала «Новые книги России», Фонд святителя Иоанна Златоуста и издательство «Ихтиос». Она присуждается деятелям культуры и науки, внесшим серьезный вклад в возрождение русской культуры как в России, так и за рубежом.

В разные годы премии были удостоены писатель Валентин Распутин, поэт Владимир Костров, путешественник Фёдор Конюхов, академик РАН, филолог Олег Трубачев, летчик-космонавт Виктор Савиных, а также игумен Дамаскин (Орловский) за многотомное исследование судеб пострадавших за веру в ХХ веке. 

 

Правление Оренбургской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов выразило искреннюю благодарность председателю Оренбургского отделения Союза писателей России Михаилу Александровичу Кильдяшову за большой вклад и неоценимую помощь в подготовке и проведении Межрегионального литературного конкурса среди членов региональных организаций ВОИ "СТИХиЯ Пегаса".

Александр цирлинсон

размышления по поводу...

Я держу в руках книги стихов оренбургских поэтов: «Пассион» Михаила Кильдяшова, «Не обо мне»  Варвары Заблицкой, «Шаг воина» Влады  Абаимовой.

 Я давно слежу за творчеством этих поэтов. Что их объединяет? Несомненно – молодость.  Когда -то поэт Александр Межиров написал: «До тридцати поэтом быть почётно…» Эти ребята начали совсем юными и быть в почёте им долго.

Объединяет их не только молодость – все они вышли их областного литературного объединения  им. В.И. Даля, которому недавно отметили 55 лет и которым все эти годы бессменно руководит  известный в области и России поэт Геннадий Федорович Хомутов. Так что  и Кильдяшов , и Заблицкая, и Абаимова ученики Хомутова. Все поэты  члены Союза писателей России, все выпустили по второй книге. И тут их пути расходятся, потому что поэтическое творчество сугубо индивидуально.

Больше всех мне знакомо творчество Варвары Заблицкой несколько лет назад я прочитал её первую книгу «Княгиня». Впечатление от книги ошеломило. Мне, человеку воспитанному на поэзии  классиков 19 и  20 веков, на поэзии  фронтового поколения, трудно было воспринять резкий, ломкий голос поэта ( невозможно сказать –поэтессы). И вдруг я обнаружил в книге стихотворение «Зов». Чистое, пронзительное, проникновенное…

«… когда я в бреду полнолуния

к подушке своей прижимаюсь,

но думаю: к тебе прижалась;

когда я в измятой постели

с утра одна просыпаюсь,

но думаю: с тобой проснулась;

тогда мне становится ясно,

что дьявольский зов  весны

живёт во мне даже осенью…»

Так вот где – душа поэта!

И вот  новая книга « Не обо мне» . Само название говорит о неординарности автора. Но… лукавит Заблицкая, лукавит… Все о ней. Всё о её лирической героине. Как сказал Андрей Платонов в повести «Пухов»: «Естество своё берёт…» И  новая книга практически вся из стихотворений, посвященных  «естеству».

 Юный зов откликнулся в молодой женщине.

«…и сердце съедает голод

по чертам твоего лица

и я бегу на голос

как зверь  бежит на ловца»

(Голос памяти)

Поэт Варвара Заблицкая экспериментирует. Она ищет свой путь в творчестве , но непременно придёт к Пушкину.

За стихами Влады Абаимовой  я следил в альманахах, журналах…  Помню, когда принимали Владу в Союз писателей, было ей 19 лет. Я тогда ещё сомневался: не рано ли? Все сомнения закрыла  Нина Лукьянова. Она давала рекомендацию Абаимовой. И когда её попросили охарактеризовать творчество , сказала; «Она, как Россия». И как Россия сквозь боль и потери, ищет свой путь и идёт вперёд, добавлю я

Почти вся поэзия Абаимовой социальна.

 Дерзновенно-талантливая Влада Абаимова говорит  по юношески резко:

«Засыпая с ножами вместо мягких игрушек,

Мы себя окружали брустверами подушек.

Задыхаясь от плача, содрогаясь от страха,

Не видав передачи, где снимался Астахов.

Всякий возраст фиктивен, а особенно нежный.

Мы вперёд оплатили и мечты и надежды.

В череде инициаций, в море водки и пива

Не смогли удержаться на волне позитива.»

Поэзия Абаимовой не для изящного слуха. Резкая, далёкая от поэтических изысков – тем и привлекает.  Цветаевское «О вопль женщин всех времён: мой милый, что тебе я сделала?», не для неё. Её герой должен честью заслужить, чтоб  не он а им владели:

Кому же владеть тобой. как не мне.

Когда даже имя моё значит «власть».

Тебе будет сладко гореть в огне,

Легко под копытами конскими пасть…

Я ль не дороже страны и семьи,

Я ли не стою всего, что есть?

Я жду тебя -  приди и возьми.

Ты жизнью своей заслужил эту честь.»

В этом вся Влада Абаимой. Какой вопль – заслужи любовь своей жизнью!

Надеюсь, цветаевские строчки пока не для неё. Потому что, как писал выше, «естество своё берёт». Да и поэт, думаю я, в основном определяется по лирике, потому что лирику пишут все  и найти своё слово, свою интонацию невероятно сложно.

 Но поэт Влада Абаимова в пути, в поиске.  А дороги, как сказал поэт Анатолий Тепляшин, не лгут…

Первую книгу Михаила Кильдяшова «Ковчег» я не читал, но следил за автором по публикациям в альманахах, антологиях, журналах…

 И вот вчитываюсь  в стихи новой книги Михаила Кильдяшова «Пассион»

В своём вступительном слове «После «Ковчега», редактор книги поэт Геннадий Красников,  так пишет о поэте: « О серьёзности поэтического роста Михаила Кильдяшова можно судить по тому, что новая книга его стихотворений «Пассион» явилась логическим продолжением первой. Тут уместно вспомнить слова Александра Блока о «чувстве пути», необходимом поэту. Редкое для русского слуха слово «пассион» означает «страдание», «страсти», связанные с евангельским сюжетом о предательстве Иуды, пленение и казни Иисуса Христа…»

И всё становится понятным: ну какие яркие краски, какие всплески  юмора и ржачки в книге, где философски осмысливается каждая строчка …

То яблоко храним на чёрный день,

Кто знает, сколько быть ещё скитальцами.

Мы не одни – хоть что-нибудь надень,

Обет молчанья ты покажешь пальцами…

Мы поздно принесли запретный плод.

Здесь змея на груди пригрев проклятого,

Потерянный беснуется народ

И хочет доказательств от Распятого.

(Изгнание из рая)

Стихи заставляют думать и сопереживать. А это ли не главное в поэзии?

Стихи Кильдяшова только кажутся простыми. Но за кажущейся простотой пульсирует глубокая мысль.

В той почве, где мало влаги.

Корнями сидишь прочней,

От гибели  буду в шаге,

Но всё же себе верней…

 ( Себе верней)

Я  не стараюсь запомнить стихи  Кильдяшова, но хочется их перечитывать и вникать…

 «Шагает новая эра по вытоптанной меже…» пишет Влада Абаимова.

 Новое поколение вносит свой взгляд на современную жизнь. Отсюда новые ритмы, новые строчки. Но было всё это. Было. Межа давно вытоптана. И …  « может жизнь подносит нам услугу, что не проходит, а идёт по кругу?»

 Очень хочется почитать стихи этих молодых поэтов лет через десять.

 Дожить бы…