<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В рубрике "Степные родники" газеты "Оренбуржье" от 16 марта 2018г.  опубликован рассказ Алеся Фокиной "Бахилы" и подборка стихотворений Светланы Сырневой.

Алеся Фокина родилась в 1990 году. С 2007-го член литературного объединения имени В.И. Даля. Участница семинара молодых писателей, пишущих для детей, проходившего в Тарханах (2008), VIII Форума молодых писателей в Липках (2008), семинара драматургов Приволжского федерального округа (2009), совещания молодых писателей Поволжья (2009). Лауреат Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» во второй номинации (2008), лауреат премии имени Валериана Правдухина (2009), Аксаковской премии в номинации «Дебют» (2015). Печаталась в сборниках «Внуки вещего Бояна» и «Здравствуй, это я!», в журнале «Москва», в альманахе «Гостиный Двор», в газетах «Оренбуржье», «Вечерний Оренбург» и «Южный Урал». Автор сборника рассказов «Фиолетовый заяц». Член Союза писателей России. 

Светлана Сырнева родилась в 1957 году в Кировской области. Работала учителем русского языка и литературы, затем много лет в прессе. Автор девяти поэтических сборников, лауреат нескольких всероссийских литературных премий, секретарь правления Союза писателей России. 

Светлану Сырневу с литературным Оренбуржьем связывает многое. В 2002 году она стала лауреатом Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка». С большим интересом следит за творчеством молодых оренбургских авторов. С её предисловием вышла первая книга стихов «Дни ледостава» лауреата региональной Рычковской премии оренбуржца Ильи Кириллова. 

В № 10 от 16 марта 2018 года опубликована статья известного критика, публициста, секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаила Александровича Кильдяшова.

Михаил Кильдяшов

«ОДИН ДРУГИМ ТЕСНИТСЯ ВЕК»

(О поэзии Ивана Аксакова)

История русской литературы непредсказуема: то, что вчера виделось второстепенным, завтра может выйти на первый план, авторы, которые казались навсегда оставшимися в своем времени, неожиданно врываются в наш век, нам, застывшим в мертвой точке на путях и перепутьях, указывают спасительные направления.

Так в последние десятилетия современный читатель обратился к наследию Ивана Аксакова. Сегодня это один из самых переиздаваемых публицистов XIX века. Уже заголовки некоторых его статей говорят об актуальности аксаковских размышлений, убеждают, что круг вечных русских вопросов не ограничивается вопросами «Что делать?» и «Кто виноват?»: «Отчего так нелегко живется в России?», «В чем наше историческое назначение?», «Отчего безлюдье в России?», «Народный отпор чужестранным учреждениям», «Об отсутствии духовного содержания в американской народности».

Aksakov IS 1

Отдельные фрагменты статей Аксакова звучат поразительно современно – в них язык, интонация, нерв и чаяния нашей эпохи:

«Много может личная воля человека; много блага дается совершить всякому хотящему блага! Нет власти выше власти верующего, убежденного и стремящегося духа; не существует неудобств, ни тесноты, ни безвременья для подвигов правды и братолюбия…» («О необходимости личного подвига для преуспеяния гражданской жизни»).

«…оздоровление России вовсе не так мудрено и трудно, как с отчаянием в душе думают некоторые; неистощим в ней запас крепких, неиспорченных органических сил, которые стоит только вызвать наружу, освободив их из-под гнета наносного разлагающегося хлама бюрократической рухляди и чужеродных нашему государственному организму паразитных тел...» («О нравственном состоянии нашего общества - и что требуется для его оздоровления?»).

«Нельзя отрицать, что все сильнее и сильнее начинает чувствоваться в нашем обществе своего рода тоска по родине, то есть тоска по корню, по своему истинному народному типу, который все еще не вполне дается нашему разумению, воспитанному исключительно на явлениях чуждой жизни…» («Против национального самоотречения и пантеистических тенденций, высказывавшихся в статьях B.C. Соловьева»).

Иван Аксаков вернулся к нам историком и философом, литературным критиком и редактором, государственным деятелем и борцом за свободу славянских народов. Но открыть для себя Аксакова-поэта нам еще предстоит.

Быть может, в контексте русской поэзии второй половины XIX века аксаковские стихи не могут быть поставлены в один ряд со стихами Некрасова и Тютчева, но в творчестве самого Аксакова поэзия определяет очень многое. Ведь именно через поэзию возможны те прозрения, что через прозу недостижимы. Именно в поэзии предельно концентрируются смыслы, открывается инобытие. Публицист, изведавший силу поэтического слова, в каждой своей статье звучит гораздо мощнее и убедительнее, чем тот, чья мысль никогда не укладывалась в строфу, не обретала завораживающего ритма, не постигала таинственной природы рифмы. Поэзия хранит в себе все тайны бытия. Она подобна горчичному зерну, в оболочке которого сокрыто мощное древо. Из одной поэтической строки может разрастись целый философский трактат, общественный манифест, научное исследование.

Именно так происходит и в творчестве Аксакова. Его поэтическое наследие относительно невелико: около ста стихотворений и поэмы «Жизнь чиновника», «Мария Египетская», «Зимняя дорога» и, пожалуй, самая известная поэма – «Бродяга». В этой поэзии историософия и психология XIX века, но современным поэтам, литературоведам и простым читателям стоит посмотреть на аксаковскую поэзию, как и на публицистику, из дня сегодняшнего.

Весь предшествующий филологический интерес к поэзии Аксакова сводился, как правило, к изданию и комментированию текстов. Редкие же литературоведческие разборы допускали две крайности. С одной стороны – стремление вписать поэзию Аксакова в контекст славянофильства, поставить ее в один ряд с поэзией Алексея Хомякова и Константина Аксакова. При этом каждый поэт утрачивал свою самобытность, оказывался одним из представителей единого литературного направления, в котором философия и социология преобладали над литературой, отводя ей роль художественной иллюстрации славянофильских идей.

Иная крайность предполагала разбор аксаковской поэзии с позиций «чистого искусства»: анализ версификации, образов и выразительных средств в абсолютном отрыве от необходимого исторического и биографического контекста, в отрыве от столкновения литературы и действительности. При таком формалистском подходе поэзия Аксакова оказывалась будто в безвоздушной среде, лишалась своих бытийных истоков, отсекалась от времени и пространства.

Обе эти крайности не позволяют проникнуть в суть аксаковского поэтического мира, найти его краеугольный камень, увидеть, как слово способно обогнать свой век.

Каждый поэт наиболее полно раскрывается через отношение ко времени. Время ускользает от человечества, таится, меняет свои обличия. Время невозможно предугадать, порой оно замирает, порой набирает смертельно опасную скорость, делает резкие повороты, превозносит одних и низвергает других. Человек боится времени, он бессилен перед ним.

И только поэт идет на время с открытым забралом. Поэт предстает перед временем укротителем, воином и охотником, распознает след времени, знает его повадки, готовит для времени оружие и ловушки. И у каждого поэта они свои.

В поэзии Аксакова время двуедино: это историческое время – как эпоха, как мера жизни поколения – и метафизическое время – как субстанция, как мера жизни человека и человечества.

Историческое время Аксакова всегда связано с проблемой мощи и немощи своего поколения. Здесь отчетливо слышна перекличка с лермонтовским «печально я гляжу на наше поколенье»:

 

Но опытом смирилися умы,

Исчезли с ним надежды и утехи;

И жизнь теперь, как бремя, носим мы,

И веры нет в грядущие успехи!..

 

В поколении возникает непримиримый конфликт между обыденным и высоким, подвигом и повседневностью, бытом и бытием. Кажется, что пассионарная энергия поколения рассеялась впустую в чиновничьих кабинетах, где готовы «всю жизнь отдать за ленты и кресты», за «немецкие ничтожные прозванья».

Так проходят 40-ые годы XIX века. Поколение, и народ в целом, как былинный богатырь, томится на печи. Среди нарастающих тревог русский человек уже не может сидеть сиднем, изба становится тесна. Преодолевается «осень бытия»: просыпается стремление к былому великому делу, ратному подвигу и самозабвенному труду:

 

С сонных вежд стряхнув дремоту, 

Бодрой свежести полна, 

Вышла, с богом, на работу 

Пробужденная страна.

 

Такими будут три следующих десятилетия. Народ всеми своими сословиями вырвется из пространства обыденности и ворвется в пространство державных свершений. По поводу чего-то подобного в начале ХХ века священник и философ Павел Флоренский выскажет мысль, что русский народ живет в двух временных измерениях. Большинство – во времени бытовом, и меньшинство, определяющее путь народа на десятилетия и века – во времени историческом. Но, продолжает свою мысль о. Павел, бывают такие периоды, когда в историческом времени начинает жить весь народ – в пору великих испытаний или в пору вдохновенного созидания: «Это похоже на то, как если бы ледяное царство под живым лучом солнца стало таять и освободило к движению скованные дотоле льдами живые существа».

В зрелой поэзии Аксакова бытовое время вытесняется историческим. Ополчение во время Крымской войны, создание Славянского комитета, защита братских Сербии и Болгарии – все это было бы невозможным без прямого участия Ивана Аксакова. Боевой дух, славянское кровное родство, отстаивание Божьей правды там, где творится несправедливость, вылились в одно из лучших аксаковских стихотворений:

 

На Дунай! туда, где новой славы, 

Славы чистой светит нам звезда,

Где на пир мы позваны кровавый,

Где, на спор взирая величавый,

Целый мир ждет Божьего Суда!

 

Чудный миг! миг строгий и суровый!

Там, в бою сшибаясь роковом,

Стонут царств могучие основы,

Старый мир об мир крушится новый,

Ходят тени вещие кругом.

 

И века над ратными полками

Грозными виденьями встают,

Мрачными глядят на них очами,

Держат свитки длинные руками, —

К страшному ответу их зовут.

 

Там, сквозь пыл и стоны, и рыданье,

Гул и гроб тревоги боевой,

Чьих-то крылий слышно трепетанье,

Чье - то дышит мерное дыханье,

Чья-то длань простерлась над землей!

 

На Дунай! что медлишь ты напрасно?

Слыша сил властительный призыв,

Подвигов у Бога ежечасно

Ты просил... Мгновение прекрасно;

Подвиг свят, и праведен порыв!

 

О, туда! Отрадно на просторе

Там вздохнуть средь жизни мировой,

В горе всех — свое растратить горе,

В счастье всех — исчезнуть будто в море,

Хода дней не слышать над собой...

 

В общей жизни — жизнью потеряться,

В общем деле — свято послужить:

Дням таким уж вновь не возвращаться.

На Дунай! Что медлить? чем смущаться?

Раз один дается в мире жить.

 

Так проси-ж у Бога сил небесных,

Все для дня великого забудь,

Весь зажгись огнем восторгов честных,

Меж рабочих темных и безвестных

Ты везде рабочим добрым будь!

 

Это ода, гимн надвременному подвигу русского духа, где кровавая сеча становятся самым горячим проявлением соборности. В стихотворение можно вставить любой город нашей боевой славы, нашего военного похода и кинуть клич не только «На Дунай!», но и «На Париж!», «На Берлин!», «На Кабул!». И каждое слово в стихотворении останется верным для всех эпох. За этим стихотворением, как за линией горизонта, вечно будет гнаться русское время, нанизывая на себя года и десятилетия. И когда станет «один другим тесниться век», когда человек увидит, что «жизнь стареет», историческое время сдетонирует, и в поэтических образах откроется метафизическое время.

Поэзия Аксакова – это и поиск вневременной константы, поиск того, в чем потомок узнает предка, того, в чем растворятся день вчерашний, сегодняшний и завтрашний.

Кладезем чудес предстает в поэзии Аксакова природа, в неизменном лике которой отобразились ушедшие поколения и канувшие в небытие империи:

 

Полны чудес неистощимых

Природы вечные дела!

Полны пространств неизмеримых

Все неба звездные тела!

Идут чредой бессчетной годы,

Один другим теснится век;

Сменились царства и народы,

Преобразился человек!..

А ты стоишь неизменимо,

Не увядаешь ты одна;

Твое убранство нерушимо, —

Все те же солнце и луна!

Твое безмолвие ночное

Все то же таинство хранит;

Все так же небо голубое

Нас неизвестностью манит!..

 

Хранительницей Божественных истин в метафизическом времени пребывает Вечная Русь. Она зиждется на «разумной правде», правде одухотворенного ума, защищенного от скверны, и на «святом труде», возделывающем хлебную ниву, возводящем дом русского бытия:

 

Куда ты взор ни обратишь,
Какая ширь! Какая тишь!
Но всюду в ней снует, бесшумный,
Рабочей Руси труд святой…
О чудный мир земли родной,
Как полон правды ты разумной!

 

Метафизическое время отрывает взор человека от земли, чтобы тот возвел свои очи к небу и узрел незримое, услышал неизрекаемое. Человек отринет суету, сорвет с глаз пелену:

 

Чтоб видеть пыл душевной битвы

Перед Творцом, наедине,

Чтоб слышать мне полет молитвы

В благоуханной тишине!..

 

Так преодолевается земное время и открывается Божественная вечность, где не теснятся века и не стареет жизнь. Время отступает перед словом, познавшим образ Вечности. Иван Аксаков прозрел эту Вечность, как светлый лик на потемневшей иконе. Потому поэзия Аксакова возвращается из прошлого в настоящее, она зовет своего читателя, чтобы вместе с ним преодолеть время.

г. ОРЕНБУРГ

Ссылка на публикацию на сайте "Литературной России".

14 – 15 марта 2018 года состоялся визит председателя Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова в город Оренбург по приглашению Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России.

14 марта 2018 года Н.Ф. Иванов принял участие в общем собрании Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России.

15 марта 2018 года состоялась встреча председателя Союза писателей России Н.Ф. Иванова, избранного председателя правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России И.В. Ерпылёва и секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургского регионального отделения Изборского клуба М.А. Кильдяшова с Губернатором – председателем Правительства Оренбургской области Юрием Александровичем Бергом.

Юрий Александрович, несмотря на занятость, радушно принял писателей, рассказал о достижениях Оренбургской области в увековечении памяти Мусы Джалиля (Музей Мусы Джалиля в селе Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области). Отреставрировала музей-усадьба С.Т. Аксакова в с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. Восстановлена церковь в селе Державино Бузулукского района Оренбургской области – родовом имении Державиных.

Н.Ф. Иванов рассказал о просветительской работе Союза писателей России, его патриотических задачах, представил губернатору нового председателя правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России И.В. Ерпылёва, подчеркнув, что в Оренбургской области у Союза писателей России только одна писательская организация.

Также состоялась встреча с заместителем министра культуры Оренбургской области Анатолием Михайловичем Чахеевым, который поздравил И.В. Ерпылёва с избранием на пост председателя правления писательской организации и обсудил с Н.Ф. Ивановым некоторые организационные вопросы, касающиеся совместной литературной премии Союза писателей России и Правительства Оренбургской области «Капитанская дочка».

В г. Оренбурге состоялось несколько творческих встреч Н.Ф. Иванова.

14 марта 2018 года Н.Ф. Иванов, М.А. Кильдяшов и И.В. Ерпылёв посетили Оренбургский государственный университет, где в сопровождении проректора по учебной работе Ольховской Татьяны Александровны ознакомились с коллекцией читального зала редких и ценных книг научной библиотеки ОГУ. Татьяна Александровна рассказала об университете, ответила на вопросы гостя. Затем состоялась встреча со студентами факультета филологии и журналистики. На встрече также присутствовали воспитанники Оренбургской духовной семинарии. Выступление Н.Ф. Иванова вызвало шквал вопросов со стороны студентов – их интересовало всё: от тайн творческого процесса до геополитики. Николай Фёдорович обстоятельно ответил на все вопросы.

Также 14 марта 2018г. Н.Ф. Иванов встретился с сотрудниками и учащимися Епархиальной православной гимназии им. Святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Оренбурга. 

Ректор гимназии протоиерей Георгий Горлов – член Союза писателей России – радушно встретил гостей, рассказал об особенностях образовательного процесса, провёл экскурсию по гимназии. Н.Ф. Иванов выступил перед гимназистами и преподавательским составом, рассказал о своей жизни и творчестве, ответил на многочисленные вопросы.

15 марта 2018г. Н.Ф. Иванов, И.В. Ерпылёв и М.А. Кильдяшов встретились с военнослужащими Оренбургского гарнизона. На встрече присутствовало более 300 человек. В столь родной для него аудитории Н.Ф. Иванов не только рассказал о творчестве, но и дал некоторые ценные практические советы. 

Далее Н.Ф. Иванов, И.В. Ерпылёв и М.А. Кильдяшов посетили Центр поддержки инвалидов, ветеранов боевых действий и семей погибших военнослужащих «Содружество», где ознакомились с экспозицией Музея Афганской славы, работой Центра реабилитации для воинов-интернационалистов, встретились с сотрудниками Центра «Содружество» во главе с его руководителем Владимиром Михайловичем Банниковым.

Также в этот день Н.Ф. Иванов выступил в прямом эфире программы «Маёвка» ГТРК «Оренбург» и в радиоэфире ГТРК «Оренбург».

Столь насыщенная программа визита Н.Ф. Иванова в г. Оренбург состоялась благодаря слаженной работе Оренбургской писательской организации СПР и поддержке друзей писательской организации.

 

 

 

14 марта 2018 года в конференц-зале Оренбургской научной универсальной библиотеки имени Н.К. Крупской состоялось общее собрание Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России.

Собрание открыл председатель Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Михаил Александрович Кильдяшов, который поблагодарил всех членов организации за активную творческую и общественную работу. Правлением организации заранее был подготовлен и разослан членам Союза писателей России для ознакомления отчет о проделанной работе на 45 листах. Ни дня не проходило без мероприятия, публикации, выхода книги. Кстати, за отчетный период было издано более 80 книг членов организации.
Поскольку с отчетом все ознакомились заранее, на общем собрании отчет был представлен в виде видеоролика о жизни и работе писательской организации (монтаж – член Союза писателей России Людмила Ковалёва).

В работе общего собрания принял председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов, который высоко оценил работу писательской организации и вручил благодарности Союза писателей России членам правления организации Владимиру Ивановичу Одноралову, Ивану  Глебовичу Коннову, Геннадию Фёдоровичу Хомутову, Юрию Николаевичу Мещанинову, Вере Октябрьской, и Почётные грамоты Союза писателей России – Ивану Владимировичу Ерпылёву и председателю Оренбургской писательской организации Союза писателей России Михаилу Александровичу Кильдяшову.

Вице-губернатор – заместитель председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Дмитрий Владимирович Кулагин также поприветствовал оренбургских писателей и вручил Благодарности Губернатора Оренбургской области Игорю Александровичу Бехтереву и Татьяне Александровне Белозёровой. Также Благодарностью Оренбургской области был награждён Александр Петрович Ялфимов. 

Д.В. Кулагин также вручил благодарственные письма вице-губернатора Оренбургской области Старых Александру Васильевичу, протоиерею Георгию Горлову. Благодарственным письмом также отмечена деятельность Георгия Николаевича Саталкина.

Кроме того, Дмитрий Владимирович вручил благодарственные письма министра культуры и внешних связей Оренбургской области Галине Павловне Матвиевской и Алле Георгиевне Прокофьевой.

К писателям обратился председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области Альфит хазрат Шарипов, который напомнил о вечном значении слова и вручил благодарственные письма  Духовного управления мусульман Оренбургской области Махмутовой Люцие Ришатовне, за отстаивание традиционных ценностей в творчестве и стихотворные переводы с татарского языка, Зубовой Инне Каримовне, за краеведческое исследование общей истории народов многонационального Оренбуржья, Таганову Дмитрию Анатольевичу, за высокие творческие достижения на родном эрзянском языке.

Слова благодарности за долгую совместную работу в рамках Открытого межрегионального литературного конкурса «СТИХиЯ Пегаса» сказал председатель Оренбургской областной организации Всероссийского общества инвалидов, депутат Оренбургского городского совета Евгений Викторович Кашпар. Он вручил благодарственные письма Владимиру Анатольевичу Пшеничникову, Александру Николаевичу Филатову, Николаю Александровичу Волженцеву.

От имени редакции «Вечерний Оренбург» выступила заместитель главного редактора Татьяна Владимировна Корсунова. Она выразила благодарность создателю рубрики «Мастерская», бывшему редактору газеты А.В. Старых, и многолетнему редактору рубрики Г.Ф. Хомутову и вручила благодарственные письма, подписанные главным редактором газеты А.В. Курусиным, постоянным авторам рубрики Вениамину Дмитриевичу Побежимову и Дарье Игоревне Тишаковой.

Члены организации единогласно утвердили отчёт правления.

Был заслушан и утверждён отчёт ревизионной комиссии за текущий период.
Решением общего собрания в Оренбургской области создано Оренбургское региональное отделение Совета молодых литераторов Союза писателей России, руководителем которого избран Андрей Проскуряков, принятый в Союза писателей России на недавнем XV съезде Союза писателей России.

В Союз писателей России принята Жанна Данилова, правление направит приёмное дело в приёмную комиссию Союза писателей России для утверждения.

Рекомендовавшие Жанну Данилову в Союз писателей России В.А. Пшеничников, В.И. Одноралов, Г.Ф. Хомутов, Л.А. Ковалёва отметили, что Жанна Данилова пишет рассказы и повести для детей и о детях, что немаловажно, в нашей детской литературе, как правило, главными героями становятся мальчишки, а Жанна Данилова преодолевает эту тенденцию.

На 5 лет председателем правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России большинством голосов («за» - 38 голосов, «против» - 2 голоса) избран Иван Владимирович Ерпылёв. В обновлённый состав правления вошли М.А. Кильдяшов, Г.Ф. Хомутов, Ю.Н. Мещанинов, В.А. Пшеничников, Н.А. Лесцова, А.Ю. Проскуряков.

Также выступили давние друзья писательской организации – руководитель «Центра поддержки инвалидов, ветеранов боевых действий и семей погибших военнослужащих «Содружество» Владимир Михайлович Банников, руководитель благотворительного фонда «Благодеяние», полковник запаса Виктор Викторович Мельников, радиожурналист ГТРК «Оренбург» Константин Васильевич Давыдов, директор Оренбургской областной библиотеки для молодежи Надежда Михайловна Кашина,  участник Оренбургского отделения мотоклуба «Ночные волки» Олег Подоплелов.

Все они выразили надежду на то, что тесное сотрудничество с писательской организации будет продолжено.

 

Публикация об общем собрании на сайте Союза писателей России "Российский писатель".

 

 

 Отчет правления Оренбургской писательской организации Союза писателей России

Видеозапись общего собрания Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России

Радиосюжет ГТРК "Оренбург" об общем собрании 

 

Во всероссийском альманахе "День поэзии" - 2017 опубликованы подборки стихотворений мощной когорты оренбургских авторов - членов Союза писателей России Ивана Ерпылёва, Варвары Заблицкой, Михаила Кильдяшова, Ильи Кириллова, Дмитрия Коноплина, Владимира Курушкина, Ольги Мяловой, Анатолия Тепляшина, Дарьи Тишаковой, Александра Цирлинсона.

Поздравляем с публикацией в альманахе наших земляков - Надежду Кондакову и Геннадия Красникова!