<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

В № 1-2 "Литературной газеты" за 2015 год опубликована рецензия Валерии Паксялиной на новый роман нашего земляка, известного российского писателя Владислава Бахревского "Люба Украина. Долгий путь к себе".

Паксялина Валерия

Всем нужен мир, а мира нет

Владислав Бахревский. Люба Украина. Долгий путь к себе: Исторический роман. – Москва: АСТ, 2014. – 800 с.

Учит ли история кого-нибудь?

Похоже, не очень. Открываешь исторический роман, вроде оказываешься в XVII веке, а там – то же самое, что в прошлом выпуске новостей. Не буквально, конечно, но параллель прослеживается.

Впрочем, роман «Люба Украина. Долгий путь к себе» и не должен ничему учить. Владислав Бахревский – автор – себе такой цели явно не ставил. У него и герои – не исторические типажи, а живые люди – свое­образные, изменчивые, несущие в себе оба заряда – положительный и отрицательный. Жили в другом тысячелетии, носили другую одежду, в интернете не сидели, а в остальном – почти как мы с вами. Влюблялись, радовались, запутывались, предавали... жили и умирали.

Но жить и умирать можно, конечно, по-разному. Книга Бахревского – эпичная панорама эпохи, вместившая в себя и маленькие, незамеченные историей судьбы крестьян, обывателей, воинов и жизни личностей, навсегда оставшихся в народной памяти.

В центре – Богдан Хмельницкий, казачий гетман, решившийся поднять свой народ против Речи Посполитой и через годы рваной, изматывающей войны привести его к России. История о выборе между Западом и Востоком, весьма актуальная по нынешним временам, обозначена автором как «путь к себе». К себе ли – вопрос для многих спорный, но писательский взгляд и не навязывается – в романе нет места школьному восприятию истории с однозначно правильными и однозначно неправильными трактовками. Главный посыл книги – стремление разоб­раться в истинном положении дел, будь то целая эпоха, народ или человек.

В середине романа автор приостанавливает события и прямо разъясняет читателю это своё намерение. Не рисовать «эталонную икону», а признать серьёзные ошибки Хмельницкого, пытавшегося удержаться и не сгинуть в омуте чужих политических интересов вместе со своей мечтой о спокойной и достойной жизни на Украине. Это сильный, но уставший и немолодой уже человек; гордый, но умеющий хитрить и изворачиваться; уверенный, опора целого народа – и глубоко сомневающийся в верности своих действий... Никакого разъяснения здесь не нужно. Эта противоречивость и стоит за живостью образа, ощущением достоверности и честности автора перед своими героями.

И не только перед главными. Через призму своих представлений Бахревский раскрывает мир польских аристократов и просто зажиточных панов, богатевших за счёт труда украинцев, мир молодых и отчаянных казаков – простых людей, мир молдавский, татарский и русский... Масштаб романа как будто определяет и стиль: подробный, местами витиеватый, похожий на сказ, с тяжеловесными иногда метафорами, но при этом довольно динамичный по содержанию, всё набирающий скорость. Каждая личная история мгновенно втягивается в общее движение к развязке – соединению двух народов, но не теряет своей жизненности и интереса на политическом фоне. Помимо ощущения, что глобальные человеческие проявления – качества, мотивы, события – не слишком меняются, именно частные, обыкновенные чувства – обида, неприязнь, зависть, страх, любовь, влечение – и есть ниточка между нами и далёким прошлым. Писателю удалось её протянуть – и это, пожалуй, главное достоинство романа.

Далеко не каждый читатель разделит авторское видение истории, будь то перипетии вой­ны или зарисовки мирной жизни. К тому же в потоке наций, лиц, событий, тайн, намерений «от святых до разбойных» у каждого своя правда. Но найдётся в романе одна мысль, которую можно, пожалуй, считать одной на всех истиной: «Всем нужен мир, а мира нет». Значит, впереди долгая дорога к нему.

Всем нужен мир, а мира нет