<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

19 апреля 2022г. умер Пётр Николаевич Краснов, большой оренбургский писатель.

Смерть примиряет всех, но я всегда с большим уважением относился к Петру Николаевичу, пост которого на должности председателя Оренбургской писательской организации Союза писателей России занял сначала Михаил Кильдяшов, а затем и я.

Пётр Николаевич познал успех – ещё советский – первых своих рассказов, повестей, которые были опубликованы многотысячными тиражами и переведены на многие языки народов мира.

Пётр Краснов, молодой агроном, пришёл в литобъединение имени Мусы Джалиля с посредственными стихами, но руководитель ЛИТО Геннадий Хомутов распознал в нём прозаика, основательного рассказчика и посоветовал писать рассказы.

Потом Пётр Николаевич познал и разочарование – его роман «Заполье» не нашёл своего читателя, не оправдал надежд, которые на него возлагал автор. Этот роман – тяжёлый и по содержанию, и синтаксически. Изменился и литпроцесс, другими стали критика и читатель. 

Пётр Николаевич познал и нужду. Это невыносимо, что русский писатель должен был держаться за ставку в «Доме литераторов», чтобы хоть как-то обеспечить «довесок» к пенсии. Чтобы сохранить эту ставку, он был вынужден признать в качестве литератора нового директора Дома литераторов Виталия Молчанова, написать своему работодателю предисловие к книге стихотворений, вступить в качестве учредителя «Ассоциацию писателей Оренбуржья», выйти из ставшей ему родной Оренбургской писательской организации Союза писателей России.

Я считаю, что все эти действия Пётр Николаевич совершил вынужденно, под давлением.

В 2013 году мы с Петром Николаевичем и Владимиром Напольновым вполне мирно и продуктивно обсуждали устав писательской организации в новой редакции.

После того, как Пётр Николаевич вышел из организации, он всё равно не терял с ней связь. Например, именно от него мы узнали точные годы руководства организацией Г.Н. Саталкина и его, Петра Николаевича, который был председателем организации без малого восемнадцать лет.

Мы говорили с ним и по поводу выхода из организации группы оренбургских писателей. Он признавал ошибочность их действий, однако предложил «мир без аннексий и контрибуций». Я с этим не согласился, потому что выход из организации был публичным, громким, скандальным, с учреждением какого-то сателлита, с объединением в некую Ассоциацию писателей Оренбуржья. Поэтому я предложил вышедшим «дорожную карту» возвращения – они упраздняют созданную ими Оренбургскую региональную писательскую организацию и выходят из Ассоциации писателей Оренбуржья и после этого могут вернуться в родное отделение СП России. Моим предложением Пётр Николаевич, а также кто-то другой не воспользовались.

Но всё равно его всегда выделяло уважительное отношение к собеседнику, умение слушать аргументы другой стороны.

В 2020 году, когда у Петра Николаевича был юбилей, я просил руководство Союза писателей России как-то поддержать известного писателя – обидно, что он как бы остался на обочине литературной жизни.

Пётр Николаевич Краснов дорог нам – своим неоспоримым талантом, своей былой дружбой с нашими друзьями – Геннадием Хомутовым, Игорем Бехтеревым.

Если я в каких-то своих публичных выступлениях или статьях был излишне полемичен, прошу Петра Николаевича (у Бога все живы!) простить меня.

Вечная память оренбургскому писателю Петру Николаевичу Краснову. Искренние соболезнования - его родным и близким.

Иван Ерпылёв