Дмитрий Коноплин
Сосна у дома
о лирике Татьяны Крещенской
БУКВЫ
Берём перо, легко наносим знаки
На белый лист уверенной рукой.
Они ясны. Понять их может всякий,
Есть сумма правил для игры такой.
Герман Гессе. Игра в бисер.
1
Прежде чем говорить по сути – о книжке стихов Татьяны Крещенской – несколько слов о том высоком ремесле, покровительствуют которому и которое опекают благороднейшие геликониды Каллиопа и Эвтерпа, ибо итогом этого ремесла и есть книжка. О ремесле, возраст которого насчитывает без малого три тысячелетия, и первым мастером в котором признан греческий поэт Гесиод, автор “Теогонии” и “Трудов и дней” – напутствия своему нерадивому братцу.
В приведённом четверостишии из романа “Игра в бисер” названа сумма правил (кстати, для самой игры в бисер сумма правил не приводится и в обозримые тысячелетия едва ли обозначится, но о том не наша печаль), придерживаться чему и следует в написании стихов. За три тысячелетия истории поэзии правила определялись в объёме, смыслах: что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Загадочным осталось главное: как стать поэтом? Как писать хорошие стихи? И не просто хорошие, но очень хоро -шие? Тут всё точь-в-точь, как в игре в бисер – ответа нет и быть не может.
Кто-то считает: быть поэтом – божий дар, кто-то – талант.
Для меня несомненно: Татьяна Крещенская – поэт. Господь ли одарил её или сама Эвтерпа теплом своей руки вдохновляет – гадать нет смысла.
Лет пять тому вышла прекрасная книжка лирических миниатюр Дмитрия Таганова, эрзянского поэта. Переводы этих миниатюр на русский язык сде –лала Татьяна Крещенская Тогда я написал для газеты весьма доброжелательный отзыв о книжке. И не только. Сам последовал примеру и перевёл одну миниатюру (10 строк). Впрочем, дальнейшего развития тема не получила.
2
Обратимся к стихам Татьяны Крещенской. Я древний читатель. Со временем у меня сложилась система отношений к прочитанному.
В человеческих характерах психологи выделяют четыре основных типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Для литературных творений моя систематика несколько обширнее, но я остановлюсь только на двух – позитивных – типах-“темпераментах”. Назову первый: бархатный (он же мягкий, просветлённый, порою элегический). Второй тип – иронично-фило- софский. Негативных “темпераментов несколько больше, но о них не здесь. Два позитивных типа – то, что,помимо иных позитивных моментов бытов -щины, побуждает интерес к жизни, работе, чтению, дарует равновесие, уверенность, а порою и нахально-наплевательское отношение к назойливым житейским передрягам.
Назову лишь трёх представителей позитивного темперамента: Александр Твардовский (“Книга про бойца”, “Я знаю, никакой моей вины…”), Михаил Исаковский (“Враги сожгли родную хату…”), Расул Гамзатов (“Журавли”). Добавлю: Алексей Фатьянов – почти всё написанное.
Это лучшие из лучших стихи о войне, о любви, о преданности, это память о тех, “с кровавых не вернувшихся полей” и, кстати, те же “Журавли” – самое лучшее из известных мне стихотворений о родном автору языке.
А сверх того:
Николай Тряпкин:
“Комарики-мухи, комары…
Убегали девки за дворы…”
Или
“Свет ты мой робкий, таинственный свет!..”
Владимир Фирсов:
“Неужели меня от дождя не укроет берёза,
Та берёза, которую я укрывал от мороза?..”
А вот Михаил Кудинов, философ, один из лучших переводчиков с французского (Аполлинер, Жак Превер, Блэз Сандрар), но тема русская:
Приходи ко мне сосед
на обед:
У меня чего-чего только нет!..
…………………………………………
Нет скоромного, ни постного нет.
Приходи ко мне сосед
на обед…
Или Виктор Гончаров:
Старушка древняяя моя,
Ты как сторожка…
К тебе из бора бытия
Моя дорожка.
………………………
О, сколько боли и любви
В твоей печали!
Зови сынов своих, зови,
Чтоб не дичали.
Татьяна Крещенская родом из Смоленских земель. Землячка Исаковского, Твардовского, Фирсова. Щедра на таланты дерново-подзолистая смоленс- кая почва. Ей повезло, где родиться. И вот как о том она говорит:
Я родилась в краю, где лес
Соседствовал с домами.
Тянулись сосны до небес,
Качали головами.
………………………………….
Я повзрослела и в степном
Краю мне жить пришлось,
И здесь стоит теперь мой дом,
И счастье здесь нашлось.
Но чтобы связь была сильна
И с родиной, и с детством,
У дома выросла сосна,
Так радуя соседством.
(“Сосна у дома”)
Чтобы понять то, на чём основано творчество Татьяны Крещенской, чем
продиктованы её стихи – любовь, чувство родины, память – говорит одно из лучших стихотворений «Деревня Дымки». Начните чтение книжки с этого стихотворения.
А на тот случай, ежели среди читателей окажется критически настроен -ный литературный дока (а среди читателей они, по счастью, преобладают),
в качестве превентивной отповедально-охранной грамоты я посвящаю Татьяне Крещенской маленькое эссе.
ПОЭТ
Вот автор. По призванию – поэт.
Записывает что легло на душу.
Записывает в рифму и не в рифму,
а зачастую даже не в размер –
поэзия порою безразмерна,
она порой подобна облакам,
когда они меняют очертанья,
гонимые лихою волей ветра.
Простим ему паренье в облаках
и вздор, что написал он не по злобе,
а все его падения на землю
без переломов, впрочем, рук и ног
(по воле авиатора, Творца?) –
отпишем на нелётную погоду,
что быть имела место той порой,–
поэт – он импульсивен, а погода
в своей оценке разве что Вольтеру
подвластна; но отшельник из Ферне –
философ, виршеплёт и богохульник –
нам не указ, мы сами пишем вирши
и даже богохульствуем порой,..
а лётная погода нам – любая!
А потому витанье в горних высях
занятье для поэта из рутинных –
ему с восторгом предаётся он.