<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Дмитрий Коноплин

Сосна у дома

 о лирике Татьяны Крещенской

БУКВЫ 

Берём перо, легко наносим знаки 

На белый лист уверенной рукой. 

Они ясны. Понять их может всякий, 

Есть сумма правил для игры такой. 

 

 Герман Гессе. Игра в бисер. 

 

1 

   Прежде чем говорить по сути – о книжке стихов Татьяны Крещенской –  несколько слов о том высоком ремесле, покровительствуют которому и которое опекают благороднейшие геликониды Каллиопа и Эвтерпа, ибо итогом этого ремесла и есть книжка. О ремесле, возраст которого насчитывает без малого три тысячелетия, и первым мастером в котором признан греческий поэт Гесиод, автор “Теогонии” и “Трудов и дней” – напутствия своему нерадивому братцу. 

   В приведённом четверостишии из романа “Игра в бисер” названа сумма правил (кстати, для самой игры в бисер сумма правил не приводится и в обозримые тысячелетия едва ли обозначится, но о том не наша печаль), придерживаться чему и следует в написании стихов. За три тысячелетия истории поэзии правила определялись в объёме, смыслах: что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Загадочным осталось главное: как стать поэтом? Как писать хорошие стихи? И не просто хорошие, но очень хоро -шие? Тут всё точь-в-точь, как в игре в бисер – ответа нет и быть не может. 

Кто-то считает: быть поэтом – божий дар, кто-то – талант.    

Для меня несомненно: Татьяна Крещенская – поэт. Господь ли одарил её или сама Эвтерпа теплом своей руки вдохновляет – гадать нет смысла. 

   Лет пять тому вышла прекрасная книжка лирических миниатюр Дмитрия Таганова, эрзянского поэта. Переводы этих миниатюр на русский язык сде –лала Татьяна Крещенская Тогда я написал для газеты весьма доброжелательный отзыв о книжке. И не только. Сам последовал примеру и перевёл одну миниатюру (10 строк). Впрочем, дальнейшего развития тема не получила. 

 

2 

   Обратимся к стихам Татьяны Крещенской. Я древний читатель. Со временем у меня сложилась система отношений к прочитанному. 

   В человеческих характерах психологи выделяют четыре основных типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Для литературных творений моя систематика несколько обширнее, но я остановлюсь только на двух –  позитивных – типах-“темпераментах”. Назову первый: бархатный (он же мягкий, просветлённый, порою элегический). Второй тип – иронично-фило- софский. Негативных “темпераментов несколько больше, но о них не здесь. Два позитивных типа – то, что,помимо иных позитивных моментов бытов -щины, побуждает интерес к жизни, работе, чтению, дарует равновесие, уверенность, а порою и нахально-наплевательское отношение к назойливым житейским передрягам. 

   Назову лишь трёх представителей позитивного темперамента: Александр Твардовский (“Книга про бойца”, “Я знаю, никакой моей вины…”), Михаил Исаковский (“Враги сожгли родную хату…”), Расул Гамзатов (“Журавли”). Добавлю: Алексей Фатьянов – почти всё написанное. 

   Это лучшие из лучших стихи о войне, о любви, о преданности, это память о тех, “с кровавых не вернувшихся полей” и, кстати, те же “Журавли” – самое лучшее из известных мне стихотворений о родном автору языке. 

   А сверх того:

   Николай Тряпкин: 

     “Комарики-мухи, комары… 

       Убегали девки за дворы… 

Или 

       “Свет ты мой робкий, таинственный свет!..” 

 

   Владимир Фирсов: 

        “Неужели меня от дождя не укроет берёза, 

          Та берёза, которую я укрывал от мороза?..” 

 

А вот Михаил Кудинов, философ, один из лучших переводчиков с французского (Аполлинер, Жак Превер, Блэз Сандрар), но тема русская: 

          Приходи ко мне сосед 

                                   на обед: 

           У меня чего-чего только нет!.. 

………………………………………… 

           Нет скоромного, ни постного нет. 

           Приходи ко мне сосед 

                                     на обед… 

 

   Или Виктор Гончаров: 

            Старушка древняяя моя, 

            Ты как сторожка… 

            К тебе из бора бытия  

            Моя дорожка. 

             ……………………… 

             О, сколько боли и любви 

             В твоей печали! 

             Зови сынов своих, зови, 

             Чтоб не дичали. 

 

   Татьяна Крещенская родом из Смоленских земель. Землячка Исаковского, Твардовского, Фирсова. Щедра на таланты дерново-подзолистая смоленс- кая почва. Ей повезло, где родиться. И вот как о том она говорит: 

 

                                         Я родилась в краю, где лес 

                                         Соседствовал с домами. 

                                         Тянулись сосны до небес, 

                                         Качали головами. 

                                         …………………………………. 

                                         Я повзрослела и в степном 

                                         Краю мне жить пришлось, 

                                         И здесь стоит теперь мой дом, 

                                         И счастье здесь нашлось. 

                                         Но чтобы связь была сильна 

                                         И с родиной, и с детством, 

                                         У дома выросла сосна, 

                                         Так радуя соседством. 

                                                                  (“Сосна у дома”)                    

 

   Чтобы понять то, на чём основано творчество Татьяны Крещенской, чем 

продиктованы её стихи – любовь, чувство родины, память – говорит одно из лучших  стихотворений «Деревня Дымки». Начните чтение книжки с этого стихотворения. 

   А на тот случай, ежели среди читателей окажется критически настроен -ный литературный дока (а среди читателей они, по счастью, преобладают), 

в качестве превентивной отповедально-охранной грамоты я посвящаю Татьяне Крещенской маленькое эссе. 

 

ПОЭТ 

Вот автор. По призванию – поэт. 

Записывает что легло на душу. 

Записывает в рифму и не в рифму, 

а зачастую даже не в размер –  

поэзия порою безразмерна, 

она порой подобна облакам, 

когда они меняют очертанья, 

гонимые лихою волей ветра. 

 

Простим ему паренье в облаках 

и вздор, что написал он не по злобе, 

а все его падения на землю 

без переломов, впрочем, рук и ног 

(по воле авиатора, Творца?) –  

отпишем на нелётную погоду, 

что быть имела место той порой,–  

поэт – он импульсивен, а погода 

в своей оценке разве что Вольтеру 

подвластна; но отшельник из Ферне –  

философ, виршеплёт и богохульник –  

нам не указ, мы сами пишем вирши 

и даже богохульствуем порой,.. 

а лётная погода нам – любая! 

А потому витанье в горних высях 

занятье для поэта из рутинных –  

ему с восторгом предаётся он. 

Коноплин Дмитрий Алексеевич - Персоны - Литературная карта ...