<>

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Оренбургская писательская организация

Дмитрий Алексеевич Коноплин

Понты от Митрофаныча

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Сергей Есенин. Русь советская.

Александр Сергеевич Пушкин заметил: «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».
Есть основания дополнить суждение А.С. Пушкина о бессмыслице третьим её родом, порождённым невежеством, безграмотностью и, как правило, косноязычием.

Названный А.С. Пушкиным второй род бессмыслицы и её (бессмыслицы) третий род, добавленный нами, на диво сочетаются в творчестве поэта Виталия Митрофановича Молчанова.

 

Познакомившись с творчеством поэта Молчанова совершенно случайно, я впоследствии не мог отделаться от него, как от навязчивого запаха. Надо отдать ему должное, он проявил себя блистательным логистом в части продвижения на культурный рынок своей стихотворной продукции. В ход пошли и чиновный статус в Союзе российских писателей, и общение с читателями и почитателями во всемирной паутине, где перво-наперво Виталий Митрофанович установил доверительные отношения с посетителями сети, предложив именовать себя попросту, по-семейному – Митрофанычем. Ну, понятное дело, фотографии поэта, представительские аннотации…

… Прочитал я его стихи. Раз прочитал, другой. Ничего интересного – стихи как стихи. В меру бездарные. В меру бессодержательные, несколько сверх меры косноязычные и изрядно безграмотные.

Почитал аннотации, что были пропущены при чтении стихов. Оказывается, суть-то не в стихах, а в аннотациях. А там такое….

Судите сами:


Виталий Митрофанович Молчанов – поэт, председатель Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей, директор областного Дома литераторов им. С.Т.Аксакова.
Он же:
Лауреат Волошинской премии 2016г., лауреат Всероссийской премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка 2016г., лауреат Международного литературного конкурса им. Куприна 2016г., лауреат премии губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира», региональной премии им. П.И.Рычкова, премии им. С.Т.Аксакова, премии журнала «Дети Ра», лауреат международного фестиваля литературы и искусства  «Славянские традиции», лауреат малой международной литературной премии «Серебряный стрелец», победитель IV  международного поэтического конкурса имени С.И. Петрова, призёр поэтического фестиваля «Эмигрантская лира», дипломант V международного конкурса имени Владимира Добина (спонсор Алмазная биржа Израиля), победитель конкурса интернет-журнала «Лексикон» (Чикаго), победитель литконкурса-фестиваля «Гоголь-фэнтези» (Украина), обладатель звания «Стильное перо» по результатам литконкурса фестиваля «Русский стиль – 2009» (ФРГ), награждён четырьмя дипломами и двумя грамотами от международного Союза писателей «Новый Современник» и т.д.
Публикации поэта:       
Журналы «Дети Ра», «Зинзивер», «День и ночь», журнал «Футурум АРТ», поэтический журнал «Окна» (ФРГ), газета «Зарубежные задворки», альманах «45 параллель», альманахи «Лёд и пламень», «Паровозъ», «Литэра» (Москва), еженедельник «Обзор» («Континент», Чикаго), журнал «Русское литературное эхо» (Израиль), журнал «Башня» оренбургского отделения Союза российских писателей, журнал «Гостиный двор», газеты «Оренбургская неделя», «Южный Урал», «На Юго-Восточных рубежах» (Челябинск), «Литературная гостиная» (Тверь), «Молодой Дальневосточник» (Владивосток), альманах «Чаша круговая» (Екатеринбург), сборник «Обретённый голос» (изд. «Юность», Москва), «Литературная газета», «Независимая газета», журнал «Живой звук» (Москва), «Антология русской поэзии XXI века» и т.д.

Вот эти два самочинных списка всех премий и почётных званий поэта, а также перечень всех печатных изданий, в которых можно ознакомиться с творениями его, завершаются многозначительным «и т.д.». Следует это понимать так, что перечень лавровых венков далеко не полный, как и перечень печатных изданий с трудами поэта. Просто, перефразируя известные септимы, «рука творца писать устала».

Несколько смущает перечень печатных изданий с творениями Митрофаныча. Ибо тут, кажется, начинаются те самые, означенные в заголовке, понты: в антологии «Русская поэзия XXI век» (Издательство «Вече», Москва, 2010) Молчанов В.М. не значится. Есть там два Молчанова, да не те.

Что бы ни говорили мы, уверенное шествие поэзии Молчанова по планете от Владивостока до Чикаго самоочевидно, и то, что Митрофаныч – фигура планетарного масштаба, – факт. Стихи Митрофаныча востребованы читателем, лишь журналов и газет для опубликованного потребовалось чуть менее трёх десятков наименований. Не побрезговал наш Митрофаныч даже «Зарубежными задворками». А география – от Владивостока до Чикаго! Знай наших! Достижения поэта на ниве изящной словесности отмечены двумя десятками литературных премий. Таких вознаграждений не имели совокупно Пушкин, Некрасов, Лев Толстой, Есенин и Маяковский. 2016 год стал воистину триумфальным для поэта: ему присудили аж три премии – имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, имени А.И. Куприна и самую престижную – имени Максимилиана Волошина.

Об этом событии было торжественное сообщение на сайте Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области:

«Оренбургский поэт, председатель Оренбургского отделения Союза российских писателей Виталий Молчанов стал обладателем Специальной премии Союза российских писателей “за сохранение традиций русской поэзии”. Высокую награду он получил за книгу “Фрески”. Поэтический сборник “Фрески представляет ныне редкий жанр эпической поэзии с исторической документальной составляющей, где автор художественно осмысливает истоки1 российской духовности и государственности.…»

И вот уровень молчановского «осмысления истоков»:

ГОВОРИЛЬНОЕ       
Свил ветер на твоих губах гнездо для слов
                                                  волшебных слов.
Они ночами крепко спят, хранит дыхание тепло в
Больших и маленьких телах…

Обратите внимание на рифмовку первых двух строк:  с л о в   -  т е п л о в, – каков анжамбеман!

Далее “…весёлой стайкой щебеча (да так, что кругом голова)…” следует откровенная околесица:

                      …Хочу совету внять Басё
Повыше жаворонка вверх забраться, сесть на перевал…

Ну, куда бы ни шло – сесть на перевале. Передохнуть. Конечно, Митрофаныч крупный мужчина, но всё же не Куинбус Флестрин.
На этот случай следовало бы внять другому совету Басё. В японской поэзии есть такой жанр – рэнку (сцепленные строфы). Два поэта поочерёдно пишут: один поэт – две строки, другой поэт – три строки. Строфы, разумеется, логически связаны.

РЭНКУ

XLIX
Ах, как пуст головы кочан, 
Как чешется мой язык!
(Бонтё)

L
Испей воды ледяной 
Глоток
И угомонись.
(Басё)

И т.д.

 

...Ярче всех литературоведческих словесных кружев представление о творчестве поэта дают сами стихи его. Вот несколько строк из стихотворения “Астролог”. Тут гармоническое сочетание дремучего невежества с ослепительной бессмыслицей:
 
…Блеснув, созвездий парафраз
Проник на тонких мыслях-стропах
Сквозь линзы в рупор  телескопа,
Стократ усилившись для глаз:
В Орле разгневан Волопас…

Интересно, каким олухам Митрофаныч втюхивает ”созвездий парафраз”? А что предвещает гнев Волопаса в созвездии Орла? Волопас – созвездие северного полушария. Орёл – экваториальное созвездие. Расстояние между ними – астрономическое, и это – факт, а не гипербола.

Но вот ещё шедевр, всё тот же “Астролог”.

… Кормил морозного коня
Январь простуженными снами.
Толстели стёкла письменами – 
И дата, с точностью до дня,
Забилась рыбой на столе,
Хватая воздух в диаграмме:
Вздох2 - это спад, стремленье к драме,
А выдох – всплеск, чей пик в земле.
Астролог понял: “В феврале.”

Вы поняли?

Я тоже не понял. Тут и самому Глобе остаётся лишь развести руками.

Эпос. Поэма “Фрески”, давшая название книжке стихов, что была удостоена премии Волошина – творение скромное: 15 строф по 8 строк. По сути это весьма пёстрый набор всякой всячины – тут и благочестие (доминанта), и говорение о  фресках, и орфографические и синтаксические ляпы, и архаизмы, и понятийные ребусы и кроссворды. Тут бы тот самый казеин, что древние мастера использовали для укрепления росписей (фресок).

…поднимайся, человече, вместе
                          с ветром в космах сивых
По лесам нешатким3 в небо…

Ну никак немыслимо подняться в небо по лесам даже нешатким.

По лестнице и только по лестнице. И никак кроме. Даже к небесным высям. 

А вот образчик инверсии, сводящий на нет все усилия придать какой-либо смысл набору из двух десятков слов: 

…Оглянись назад – как пёстро
          красит осень край чудесный,
Брызнув охры с киноварью 
                      и добавив золотого

В сонной липы увяданье по
                           кайме листа резного.

Тут же о красивостях – каймы ни цветной, ни иной какой нет ни на дубовых, ни на смородиновых, ни на виноградных, ни на кленовых листьях. На липовых тоже каймы нет.

А вот загадки:

…Где рыдала Ярославна, слёзы
                      льют в ковши криницы…

Это как? Построило-таки водоподъёмник по чертежам Леонардо?

…На грибы похожи шляпки в
               тихой роще монастырской…

Что за шляпки, похожие на грибы? Монашки совершают моцион?

Есть много чего. Есть пожары, вои, платы, супостаты, бабы с подъятыми подолами. Есть разговоры о фресках. Фресок нет, тех, что в оберегах на извёстке. Вместо них - поспешная эстрадная псевдокатолическая "мазня":

БОГОМАЗ
Я – Богомаз. Пишу земные лики
И падаю пред ними на колени,
Дарю иконе солнечные блики
И сумрачные гробовые тени.
Здесь при свечах в келейном полумраке
Я щедро в краски жизнь свою добавил – 
И ангелы резвятся в жёлтом лаке,
И слушают хоралы Пётр и Павел.
В глазах Марии небо торжествует,
Иисуса очи кладезям подобны,
Их чистоте слагают аллилуйи,
В них силу веры черпают голодным.
Один в тиши мечте поющей внемлю
И создаю бессмертное искусство,
Способное спасти больную землю
И вылечить в груди больное чувство.
Умело распинаю свою душу
Не на кресте, на деревянных досках.
Я знаю, мой талант святым не нужен,
И мой товар пылится на подмостках.
Но час пробьёт, и в изголовье трона
Воздвигнется ликующе и просто
Моей рукой рожденная икона,
Моим умом достигнувшая роста!

Итог:

….Для творчества Молчанова характерным является смысловая скудость при словарном изобилии, порой переходящем в буесловие. 

Но В.М. Молчанов сравнительно молод и очень энергичен. И если он хорошенько проштудирует учебники русского языка, он поймёт – писать стихи ему не надо -  не поэт.

_____________________________________
1 Что за вздор! Как можно осмысливать истоки? К ним надо припадать! Вот Петрарка припал истоку, испил, присел в тенёчке и пишет сонеты, и посвящает их Лауре; а вот второй поэт, к примеру, Сельвинский: омочил свои уста, присел в тенёчке и написал гениальное стихотворение
“Севастополь” – в нём сразу и о любви (и к Родине, и к женщине), и о героизме, и о юности (увы! увы!- минувшей), а посвятил его, между прочим, мужику – своему старому товарищу, собрату по перу литературному критику Корнелию Зелинскому.
А вот ещё исток, даже два истока: нефтяная и газовая скважины; к ним тоже припадали по очереди В.С.Черномырдин, Рэм Вяхирев, Алексей Миллер. И “осмыслено” из этих истоков
столько, что можно было бы бесплатно  веками отапливать Чукотку, Камчатку и Колыму.
Вот вам и осмысление истоков.

2 Вздох – это вовсе не действие обратное выдоху, но усиленный вдох и выдох (два действия).

3 В русском языке такого слова нет.

(Статья опубликована в сокращении)

Картинки по запросу дмитрй коноплинСсылка на публикацию на сайте "Российский писатель".